Теория развития интеллекта. Эмпирический фундамент теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории разви- тия интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896—1980). Он пре- образовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гешталь- тизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (пе- реняв у него принцип интериоризации).

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте — на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 1920-х гг. «Речь и мышление ребенка», «Суждение и умозаключение у ребенка» и др. Пиаже, используя метод беседы, сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально, даже когда он остается с собой наедине, то ребенок размышляет эгоистично, даже ког- да находится в обществе других. Эта его речь была названа эго- центрической.

Принцип эгоцентризма царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции и не способен стать на позицию другого («децентрироваться»), критически взглянуть на свои суж- дения со стороны. Этими суждениями правит «логика мечты», уносящая от реальности.

Эти выводы Пиаже подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической речи ребенка. В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, так как в них говори- лось не о том, чего ребенку не хватает сравнительно со взрос-


 

 

лым, а о том, что же у ребенка есть, какова его внутренняя пси- хическая организация.

Пиаже выделил четыре стадии в эволюции детской мысли. Первоначально детские мысли содержатся в предметных действиях (до 2 лет), затем они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действия- ми) ума (от 2 до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) — формаль- ные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (нап- ример, от общего к частному) умозаключения.

Операции не совершаются изолированно. Будучи взаимосвя- занными, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структуры возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающи- ми ее силами.

Развитие системы психических действий от одной стадии к другой — такой представил Пиаже картину сознания.

 

 


Неофрейдизм

Это направление, усвоив основные схемы и ориентации ор- тодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него ка- тегорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям со- циокультурной среды и ее ценностям.

Уже Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято объединять под именем неофрейдистов. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, эта группа объясняла врастанием индивида в исторически сложившуюся культуру. Та- кие выводы были сделаны на большом антропологическом мате- риале, почерпнутом при изучении нравов и обычаев племен, да- леких от западной цивилизации.

Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорни (1885— 1953). Испытав влияние марксизма, он доказывала в теории, на которую опирался в своей психоаналитической практике, что


 

 

все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отноше- ниями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отно- шений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Нев- роз — не что иное, как реакция на тревожность. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в не- зависимости и движение против людей как потребность во вла- сти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Объясняя неврозы, их генезис и механизмы развития конк- ретным социальным контекстом, неофрейдисты подвергали критике капиталистическое общество как источник отчужде- ния личности, утраты ею своей идентичности, забвения своего

«я» и т. п.

Ориентация на социокультурные факторы взамен биологи- ческих определила облик неофрейдизма. При этом существенную роль в зарождении данного направления сыграло обращение его лидеров к марксистской философии человека. Под знаком этой философии складывались теоретические основы российской психологии в советский период.

 

 


Когнитивная психология.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.