А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важную веху в истории русской психологии составили фило- софско-психологические воззрения А. И. Герцена.

Идеи, развитые Герценом в книге «Письма об изучении при- роды», отличаются, прежде всего, диалектикой. Герцену удалось установить единство философии и частных наук, единство эмпи- рического и рационального в познании, единство бытия и созна- ния, единство природного и исторического, единство чувствен- ного и логического.

Человек рассматривался Герценом как часть природы, а его сознание — продуктом исторического развития. В человеке Гер- цен видел ту грань, с которой начинается переход от естествозна- ния к истории.

Общие взгляды Герцена на психологию делают ее наукой, предметом которой должно стать соотношение нравственной и физической сторон в человеке.

Психология, опираясь на физиологию, должна идти от нее в сторону истории и философии. Сознание, мышление человека — это продукт высшего развития материи. Материальную основу соз- нания составляют физиологические функции мозга, а предметным содержанием сознания является объективный мир. Связующим звеном мышления и ощущения является практическая деятель- ность, которая у него еще не выступала как критерий истины.

Герцен весьма положительно относился к провозглашенному Бэконом эмпирическому, опытному и экспериментальному спо- собам получения знаний.

Вместе с этим Герцен был далек от односторонности бэконов- ского эмпиризма. Он считал необходимым, чтобы эмпирия обя- зательно проникалась и предварялась теорией и умозрением.

Следующий шаг вперед в развитии научной психологии связан с именем В. Г. Белинского При оценке человека в целом и его психических свойств он придерживался антропологиче- ского принципа. Указывая на единство психических процессов с физиологическими, Белинский считал, что достаточно од- ного физиологического основания, чтобы объяснить психиче- ские явления.


 

 

Он допускал вполне возможным с помощью одной только физиологии «проследить физический процесс нравственного развития».

Укреплению материалистической традиции в научной психо- логии служили идеи Н. А. Добролюбова (1836–1861), в которых с новой силой подчеркивалось положение о внешней и внутрите- лесной детерминации психических явлений.

Основные мысли в области психологии изложены им в крити- ческих статьях: «Френология», «Физиологическо-психологиче- ский взгляд на начало и конец жизни», «Органическое развитие че- ловека в связи с его умственной и нравственной деятельностью».

При рассмотрении различных вопросов, связанных с пробле- мой человека, Добролюбов опирался на новейшие данные естест- вознания. Весь окружающий мир находится в постоянном разви- тии, в непрерывном движении от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Венцом природы является человек с его способностью сознавать. Неотъемлемым свойством материи является сила. Для человеческого мозга такой силой яв- ляется ощущение. Мозг есть единственный «источник высшей жизнедеятельности», и «умственные отправления имеют к нему прямое отношение».

Этот основной тезис Добролюбов направляет против дуализ- ма. Острие критики было направлено также против вульгарного материализма. Особо резко Добролюбов выступает против фре- нологов, которые пытались объяснить психические процессы формой и объемом мозга.

Итак, психические явления всецело основаны на деятельно- сти органов чувств, нервов и головного мозга, и единственным способом обнаружения их является объективное наблюдение за их внешними телесными проявлениями.

Важное значение имеют положения Добролюбова о внешней детерминации всех психических процессов. Внешний мир являет- ся предметным содержанием сознания. Он отражается с помощью органов чувств. Беспредметной мысли быть не может. Чувства и воля также возникают в нас благодаря впечатлениям, получен- ным от внешних предметов. Прежде чем появиться чувству, объект этого чувства должен вначале отразиться в мозгу как мысль, как осознание впечатления.


 

 

То же самое обстоит с волей. Добролюбов указывал, что «воли как способности отдельной, самобытной, независимой от других способностей допустить невозможно. Она в большей мере, чем чувство, зависит от впечатлений, производимых на наш мозг».

 

 



Н. Г. Чернышевский.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.