Философский этап развития психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философский этап развития психологии в XVII—XIX столе- тиях — это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основных фактора, способствующих возникновению и формированию психологии как науки. Одним из них является проникновение в психологию эмпирического подхода.

Cуть эмпирического принципа, провозглашенного Бэконом, заключалась в едином требовании ко всем конкретным наукам


 

 

в познании законов природы, изучении отдельных фактов и яв- лений, добываемых с помощью наблюдения и эксперимента.

В переходе психологии от рассуждений о сущности души к анализу конкретных психических явлений, получаемых на ос- нове опыта, и состоял положительный результат реализации идей Бэкона в области психологии.

Однако сам по себе эмпиризм, заменивший представление о душе как особой неделимой сущности на представление о ней как совокупности психических явлений, не решал однозначно вопрос о методе и путях их познания. Понятие опыта в эмпириче- ской психологии трактовалось в тесной связи с вопросом о взаи- моотношении психических явлений с физическим миром и мате- риальным субстратом. Отсюда в определении метода психологии кардинальное значение приобретало то или иное решение психо- физической, и психофизиологической, проблемы.

Психофизическая и психофизиологическая проблема реша- лась в истории психологии либо в духе дуализма (теория внешнего взаимодействия Декарта, теория параллелизма Лейбница), либо в духе монизма в его материалистической (Спиноза, французские и русские материалисты) или в субъективно-идеалистической форме (Беркли, Юм). Для всех разновидностей идеализма в реше- нии психофизической и психофизиологической проблемы харак- терно обособление психического от физического и физиологиче- ского, сведение мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, не доступных объективному наблюдению. Един- ственным методом проникновения в сознание провозглашались лишь внутренний опыт, интроспекция, самонаблюдение.

В XIX в. в западноевропейской философии и психологии наиболее распространенной формой решения вопроса об отно- шении души и тела была теория параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое рассматривались как два незави- симых ряда явлений, но имевших между собой функциональное соответствие. Такой способ рассмотрения психофизиологиче- ской проблемы допускал возможность судить о психических сос- тояниях по сопровождающим их телесным изменениям и высту- пал в качестве теоретической предпосылки введению естествен- нонаучных методов в психологию в рамках идеализма. Именно концепция психофизиологического параллелизма стала филосо-


 

 

фской основой построения экспериментальной психологии на За- паде, инициатором создания которой явился В. Вундт. Оставаясь на позициях субъективной психологии, Вундт и его последователи не могли признать за объективным методом решающего значения в познании психики. Ведущая роль по-прежнему отводилась инт- роспекции, а привлечение физиологических методов рассматри- валось ими лишь как средство ее контроля. Интроспективным те- ориям сознания на протяжении многих столетий противостояла материалистическая линия в психологии, которую в XVIII–XIX вв. представляли в Англии Толанд, Пристли, во Франции Ламет- ри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, в России Ломоносов, Радищев, Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский. Рассматривая психическое в качестве природного свойства, философы-матери- алисты утверждали, что психические явления могут и должны изучаться теми же средствами и методами, которыми пользуются естественные науки, т. е. наблюдением и экспериментом. Эти идеи философского материализма нашли свое выражение в мате- риалистической программе перевода психологии на естественно- научные основы и методы, которая была разработана с позиций рефлекторного учения крупным русским ученым И. М. Сечено- вым.


 

 

ЛЕКЦИЯ № 6. Становление психологии как самостоятельной науки

 





Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.