Развитие немецкой психологии в XVIII—XIX вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После Лейбница в немецкую психологию начинают прони- кать эмпирические тенденции. Они стали особенно заметны в работах Х. Вольфа (1679—1754). В психологии Вольф известен разделением психологии на эмпирическую и рациональную час- ти, что нашло отражение в названиях его книг: «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Кроме того, Вольф закрепил за наукой название «психологии». По Вольфу, настоящая наука в идеале призвана решать три ос- новные задачи:

1) выведение фактов и явлений из существенных основ;

2) описание этих фактов и явлений;

3) установление количественных отношений.

Поскольку психология не может реализовать третью задачу, ей остается решать первые две, одна из которых должна стать предметом рациональной психологии, другая — предметом эм- пирической психологии.

Основой всех психических проявлений является, по Вольфу, душа. Суть ее состоит в способности представления. Эта ведущая сила проявляется в виде познавательных и анетативных способ- ностей. Анетативные способности, или способности желания, находятся в зависимости от познавательных. У Вольфа все сво- дится к коренной познавательной сущности, являющейся причи- ной различных проявлений, которыми и должна заниматься эм- пирическая психология. Выступление Вольфа за эмпиризм в психологии, за создание психометрии как науки, подобной экс- периментальной физике, является положительной стороной уче- ния Вольфа в психологии. Но, решая психофизическую проблему в форме психофизиологического параллелизма, Вольф по-преж-


 

 

нему разделял, вместо того чтобы связать, психические и физио- логические процессы на два независимых ряда явлений.

Сильный крен немецкой психологии в сторону эмпиризма был осуществлен И. Кантом (1724—1804). Психологические взгляды Канта вытекали из его общей теории познания. Он до- пускал, что вне нас существуют реальные предметы — «вещи в себе». Однако о них ничего нельзя сказать, т. к. «вещи в себе» непознаваемы. Нам даны лишь явления сознания, которые про- изводятся «вещами в себе», но не выражают их сущности. То, что нам представлено в сознании, есть мир явлений, совершен- но не похожий на мир вещей. Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах. Рассудочные категории не выводимы из чувственных данных, они даны изначально. Поскольку сущность вещей непостижима, а человеку мир мо- жет быть дан только в явлениях («вещи для нас»), то все науки имеют дело лишь с явлениями, а поэтому могут быть только нау- ками эмпирическими. Исключение составляют математика и ме- ханика.

Согласно этому положению для психологии, объектом изуче- ния которой является внутренний мир человека, сущность души недоступна. Предмет психологии могут составлять лишь явления сознания, обнаруживаемые посредством внутреннего чувства. Таким образом, психология есть наука о явлениях сознания, к ко- торым он относил познавательные, эмоциональные и волевые ак- ты. Кант заменил дихотомический принцип деления души на трехчленную классификацию психических явлений. Основной метод, с помощью которого обнаруживаются названные виды яв- лений, — внутреннее наблюдение. Согласно Канту, явления, по- лучаемые от внутреннего чувства, протекают в одном изме- рении — временной последовательности. Пространственное из- мерение явлениям сознания не свойственно. Поэтому психология лишена возможности применять математику, использование ко- торой требует минимум два измерения. К мыслящему субъекту совершенно неприложимы экспериментальные приемы. Отсюда делается вывод, что психологии никогда не суждено стать «экспе- риментальным учением».

Между тем, считают, что своим критическим отношением к психологии И. Кант стимулировал поиск новых подходов


 

 

и средств в области психологии на последующих этапах ее разви- тия (Ярошевский, Боринг, Мэрфи и др.).

Среди прочих положений Канта, оказавших влияние на пси- хологию, следует указать его учение о трансцендентальной ап- перцепции как особой способности разума обобщать, синтезиро- вать и интегрировать чувственные созерцания.

Общая доктрина Канта об априорных условиях, или формах чувственного опыта, будет положена в основу теории специфи- ческой энергии чувств Мюллера, оказавшей значительное влия- ние в зарубежной психофизиологии.

Наряду с идеями Канта в начале XIX в. в Германии широкую известность и распространение приобретают взгляды И. Гербар- та (1776—1841).

Влияние его философских и психолого-педагогических пред- ставлений сказалось по разным направлениям.

Одно из них касается определения психологии как особой объяснительной науки, в которой он видел основу для строитель- ства научной педагогики.

Другое положение Гербарта связано с утверждением психоло- гии как области эмпирического опытного знания.

Призыв за преобразование психологии в опытную науку не имел у Гербарта реальных предпосылок потому, что лишал психические процессы физиологического основания. Он не до- пускал, чтобы физиологический подход мог каким-либо образом способствовать получению научного знания о психическом.

Эксперимент, по Гербарту, не может иметь места в психоло- гии в силу его аналитического характера.

Все богатство психической жизни складывается из статики и динамики представлений, наделенных спонтанной активностью. Все представления имеют временные и силовые характеристики.

Изменения представлений по интенсивности составляют ста- тику души.

Смена представлений во времени составляет динамику души. Любое представление, не изменяемое по качеству, может меняться по силе (или интенсивности), которая переживается субъектом как ясность представлений. Каждое представление обладает стремле- нием к самосохранению. При наличии различия в интенсивности слабые представления подавляются, а сильные остаются.


 

 

Сумма всех задержанных, или заторможенных, представлений и была у Гербарта предметом тщательных вычислений. Подав- ленные представления принимают характер побудительных сил.

Из этой борьбы различных представлений за место в сознании вытекает гербартовское положение о порогах сознания. Созна- тельными считались те представления, которые по своей силе и тенденции к самосохранению находятся выше порога. Слабые представления, лежащие ниже порога, не дают субъективного пе- реживания ясности.

Представления, попавшие в сферу сознания, имеют возмож- ность ассимилироваться в общую массу ясных представлений, названную Гербартом «апперципирующей».

Из наиболее ценных положений, выдвинутых Гербартом, для судеб экспериментальной психологии являются:

1) идея использования математики в психологии;

2) идея о порогах сознания.

Гербартовские законы представлений (слияния, комплика- ции, апперцепции и т. д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития эксперимен- тальной психологии.

Что касается философской методологии, то здесь им было отброшено самое ценное и живое и взяты на вооружение исход- ные принципы Лейбница и Вольфа.

Именно это и помешало ему осуществить ту задачу, которую он поставил себе — построить «экспериментальную физику души».

 

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.