Начинает идеалистическую традицию Г. Лейбниц (1646— 1716) — современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Идеи Декарта, Гоббса, Спинозы, Локка были крити- чески переработаны и синтезированы Лейбницем в собственную оригинальную систему принципов и понятий. Лейбниц не мог не заметить, что Спиноза не сумел полностью преодолеть дуализм Декарта, поскольку в учении голландского философа картезиан- ское разделение мира на две субстанции оставило свои следы в ви- де раздвоения и обособления атрибутов протяжения и мышления.
Лейбница не удовлетворяло сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстано- вить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы. Неприемлемым для Лейбница в уче- нии Спинозы оказался также и фатализм. Вместе с тем Лейбниц становится на сторону Спинозы в своей полемике с Локком от- носительно роли опыта и разума в познании. Лейбниц пытается установить связь чувственного и рационального. Но поскольку рациональное познание из опыта не вырастает, то единство опы- та и разума выступает в учении Лейбница не как восхождение от чувственных форм к идеям, а как наложение рационального на чувственный опыт. Поэтому в значительной части познаватель- ные ошибки возникают не столько по вине чувств, сколько из-за слабости самого разума и внимания, как стремления к ясности и памяти.
Стержнем, образующим философско-психологическую систе- му Лейбница и связывающим все ее разделы и части, является ряд исходных методологических принципов, или законов. К главным из них по своему значению следует отнести принцип всеобщих различий, принцип тождественности неразличимых вещей, зако- ны непрерывности и дискретности. Принципом всеобщих разли- чий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсолютное сход- ство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость сос- тояний одной и той же вещи во времени, и этим самым указать на качественное многообразие мира. Принцип всеобщего различия дополняется и обеспечивается другим принципом — принципом тождества неразличимых вещей. Смысл его заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот, отождествлять вещи, различные по своим качествам. Различия между вещами выводятся Лейбницем исходя из третьего принципа — закона непрерывности. Этот закон указывает на то, что повсюду в мире имеются незаметные перехо- ды в восхождении вещей по степеням совершенства.
Лейбниц полагал, что в континууме вещей и их качеств нет ни нижнего, ни верхнего предела. Из принципа непрерывности вы-
текали и другие следствия. Одно из них указывало на преемствен- ность различных состояний в одной и той же вещи. Тот же прин- цип непрерывности предполагал также взаимосвязь различных свойств одной и той же вещи.
Противоположным по своему смыслу к принципу непрерыв- ности является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность слагается из малых скачков и разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их авто- номность и качественное своеобразие. Именно с помощью принципа дискретности Лейбницу удается объяснить качествен- ное многообразие и неповторимость различных вещей и состоя- ний сознания.
Лейбниц развертывает систему взглядов, построенную по об- разцу и через аналогию с психологическими особенностями че- ловека и представляющую собой своеобразное идеалистическое перевоплощение атомистической картины мира.
«Истинными атомами природы» являются душеподобные единицы — монады, из бесчисленного множества которых со- стоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они ав- тономны, и влияние одной монады на другую исключено. Веду- щими и коренными свойствами каждой монады являются ак- тивность и представления.
Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответ- ствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активнос- ти, но отсутствие каких-либо представлений. Такое состояние мо- нады подобно сну без сновидений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечнодвижущейся материи. За чистыми монадами следуют монады-души, обладающие смутны- ми представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и жи- вотных. Человеку свойственны более совершенные монады, назы- ваемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию мо- нады ангела и Бога, полностью свободные от материальной обо- лочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.
Сходная система уровней имеет место и в онтогенезе челове- ка. В известном смысле своей иерархической системой монад Лейбниц дает новую трактовку аристотелевского учения о трех уровнях души, согласно которому высшие ее формы возникают и осуществляются на основе низших.
Учение Лейбница внесло немало идей и тенденций, которые окажут значительное влияние на последующее развитие психо- логии. Лейбниц впервые показал активную природу сознания, динамизм и постоянную изменчивость его. Учение Лейбница о перцепциях и апперцепциях станет исходным основанием, на котором будут строиться последующие концепции души в немец- кой психологии. Оно оказало влияние и в ряде других отноше- ний. Прежде всего, включение в сферу психического, помимо сознаваемых явлений досознательных перцепций, расширяло границы психического. Логическим следствием этого нового подхода явилась и реабилитация психики животных. Лейбниц становится предвестником учения о порогах сознания, с кото- рым выступит в XIX в. Гербарт и которое станет отправным в психофизических измерениях и опытах Фехнера. От Лейбница немецкая психология усвоила принцип психофизического па- раллелизма, на основе которого будет строиться эксперимен- тальная психология в Германии.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.