Сподвижником Бэкона в борьбе с богословием и средневеко- вой схоластикой, в стремлении разработать новую методологию, которая способствовала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыслитель Нового времени Р. Декарт (1596—1650). Для Декарта опыт не является источником достоверного зна- ния, таковым является сила разума. Принижая значение опыт- ного познания в постижении истины, Декарт, тем не менее, не отрицал полностью его роли. Методологические принципы познания, изложенные Декартом первоначально в «Правилах для руководства ума» (1628—1629), затем в метафизических
«Рассуждениях о методе» (1637), «Началах философии» (1644),
«Размышлениях о первой философии» (1641), выступили в ка- честве введения ко всей системе философско-психологических взглядов, представленных в систематическом и завершенном виде в трактате «Страсти души» (1649).
Составной частью учения Декарта о протяженной телесной субстанции являются вопросы физики и физиологии, строения и деятельности животных и человека. В области естественных наук Декарта интересовали не только проблемы механики, фи- зики, оптики, геометрии, но также вопросы эмбриологии, анато- мии и физиологии животных, психофизиологии. Им была выс-
казана идея о повторении в индивидуальной жизни особи этапов развития животного мира, которая в XIX в. была отражена в био- генетическом законе — «онтогенез есть краткое повторение фи- логенеза». Декартом была поддержана предложенная Гарвеем новая схема кровообращения, по аналогии с которой он попы- тался рассмотреть работу нервной системы животных и челове- ка. Это позволило ему заложить идею, дать первое описание схемы безусловного рефлекса и сформулировать принцип детер- минизма, который был распространен не только на область ор- ганических процессов, но и на широкий круг психических явлений. Ведущим и исходным тезисом в объяснении жизне- деятельности животных явилось положение о машинообразном характере их поведения. Это послужило основанием для пере- носа физико-механических принципов на все жизненные функ- ции животного организма.
Принцип автоматизма распространялся Декартом и на дейст- вия человеческого тела. Такие телесные отправления, как пище- варение, сердцебиение, питание, рост, дыхание, а также ряд пси- хофизиологических функций — ощущения, восприятия, страсти и аффекты, память и представления, внешние движения органов тела — все они происходят точно так, как работают часы или дру- гие механизмы.
Декарта справедливо оценивают как открывателя экспери- ментальной психофизиологии и как первого физиологического психолога.
Такие психические акты, как ощущения, восприятие, па- мять, представления, воображение, аффекты, относились Де- картом к чисто телесным проявлениям и из сферы психическо- го исключались. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более чем простые телесные движения,
«непросветленные» мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей суб- станцией. Впервые в истории психологической мысли психи- ческое стало ограничиваться сферой только сознаваемых явле- ний. Психическое стало сводиться к самосознанию. Этой концепции суждено было стать ведущей точкой зрения, полу- чившей широкое распространение в Европе и определившей
формирование многих философско-психологических систем двух последующих столетий.
Начиная с Декарта, психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. А с точ- ки зрения метода познания определение психического как не- посредственно переживаемого и осознаваемого означало то, что явления сознания доступны только самому субъекту и способ их обнаружения может быть только один — самонаблюдение, инт- роспекция. Признание Декартом существования двух различных независимых субстанций определило и различие методов их поз- нания: экспериментальный метод для анализа механики тела, интроспекция — для познания души. Сознание не нашло у Де- карта своего выражения и проявления в деятельности, через ко- торую оно могло бы быть изучено экспериментально.
Учение Декарта о двух субстанциях, сведение психического к самосознанию вели к значительным противоречиям и затруд- нениям в решении ряда других принципиальных вопросов. Один из них касался наличия психики у животных. Животные лишены духовной мыслящей субстанции, и именно этим Бог отличил их от человека. В результате разведения психического и телесного Декарт вынужден был оборвать связь и между психикой живот- ных и человека.
Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и хотениями сознание — это две независимые друг от друга сущности, Декарт столкнулся с необходимостью объяс- нить, как же они сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимо- действием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдатель- ные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмо- ций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Де- карт искал в организме орган, где бы эти две несовместимые субстанции все же могли общаться. Он предложил считать таким органом одну из желез внутренней секреции — «шишковидную» (эпифиз). Это эмпирическое открытие никто всерьез не принял. Однако теоретический вопрос о взаимодействии души и тела в его постановке поглотил на столетия интеллектуальную энер- гию множества умов.
Понимание предмета психологии зависит от направляющих исследовательский ум таких объяснительных принципов, как причинность (детерминизм), системность и развитие. Все они в Новое время претерпели коренные изменения. В этом решаю- щую роль сыграло внедрение в психологическое мышление обра- за конструкции, созданной руками человека, — машины.
Она является, во-первых, системным устройством, во-вто- рых, работает неотвратимо по заложенной в ней жесткой схеме, в-третьих, эффект ее работы — это конечное звено цепи, ком- поненты которой сменяют друг друга с железной последова- тельностью.
Создание искусственных объектов, внедряло в теоретиче- ское мышление особую форму детерминизма — механическую (по типу автомата) схему причинности, или механодетерми- низм.
Освобождение живого тела от души было поворотным собы- тием в научных поисках реальных причин всего, что совершает- ся в живых системах, в том числе возникающих в них психиче- ских аффектов (ощущений, восприятий, эмоций). Но с этим у Декарта был сопряжен другой поворот: не только тело осво- бождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявле- ниях освобождалась от тела. Тело может только двигаться, ду- ша — только мыслить.
Принцип работы тела — рефлекс. Принцип работы души — рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки. Во втором — сознание отражает собственные мысли, идеи, ощу- щения. Декартом была создана новая форма дуализма. Оба члена отношения — и тело, и душа — приобрели содержание, неведо- мое прежним эпохам.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.