Достойное место в ряду создателей новой методологии и бор- цов против господствовавшей схоластики и библейской мифоло- гии принадлежит крупнейшему английскому мыслителю XVII сто- летия, ближайшему ученику и последователю Бэкона Томасу Гоб- бсу (1588—1679).
В мире нет ничего, считал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Соответственно, и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощу- щения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленно- го следа появляются представления. Они образуют цепи мыс- лей, следующих друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Для Гоббса, детерминиста галилеевского закала, в устройстве человека действует только один закон — механического сцепле- ния психических элементов по смежности. Ассоциации прини- мали за один из основных психических феноменов Декарт, Спи- ноза и Лейбниц. Но Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, где подчинены как абстракт- ное рациональное познание, так и произвольное действие.
Произвольность — это иллюзия, которая порождена незна- нием причин поступка. Во всем царит строжайшая причинность. У Гоббса механодетерминизм получил применительно к объяс- нению психики предельно завершенное выражение.
Важной для будущей психологии стала беспощадная критика Гоббсом версии Декарта о «врожденных идеях», которыми чело- веческая душа наделена до всякого опыта и независимо от него.
Свои взгляды в области философии и психологии Гоббс изло- жил в ряде произведений, наиболее значительными из которых являются «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651), «О теле» (1655) и «О человеке» (1658).
Одна из заслуг Гоббса состояла в установлении единства эм- пирического и рационального познания. Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, и именно та, которая достигает- ся и приобретается на основе опыта и разума. По мнению Гоббса, познание должно начинаться с чувственности как начального этапа на пути к обобщениям. Всеобщие свойства вещей устанав- ливаются с помощью индукции, представляющей собой путь от знания действий к познанию причин. После определения всеоб- щих причин необходим обратный путь, или дедукция, которая обеспечивает переход от познанных причин к познанию новых разнообразных действий и явлений. В методологии Гоббса ин- дукция и дедукция, чувственное и рациональное познание пред-
ставляют собой взаимопредлагаемые и взаимообусловливаемые этапы единого познавательного процесса.
Психическое — это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздей- ствий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодвижения. Все — от ощущений до мысли — есть не что иное, как внутреннее противодвижение.
Чувственные эффекты внутренних противодвижений Гоббс называл «призраками», или «образами». Призраки бывают двух видов. К первому виду относятся те внутренние движения, кото- рые происходят в мозгу и с которыми связано возникновение об- разов вещей и представлений.
Второй род призраков составляют те внутренние движения, которые, передаваясь на сердечную деятельность, усиливают ее или тормозят, вызывая тем самым состояния удовольствия или неудовольствия.
Первичной и наиболее универсальной формой перехода внеш- них движений во внутренние, являются ощущения. В душе или в мыслях ничего нет из того, что не прошло бы полностью или частично через ощущения. Ощущения различаются по ка- честву, и эти различия обусловлены разной физической природой внешних тел. Показания наших ощущений и восприятий вполне достоверны, хотя полного тождества, зеркального сходства между предметом и его образом быть не может. Степень адекватности или искажения изображения зависит от условий восприятия.
После прямого воздействия внешних предметов в мозгу остаются следы, ослабленные внутренние движения. Эти оста- точные движения, по Гоббсу, есть представления. Они подразде- ляются на два больших класса: простые и сложные. Простыми являются те, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные представления включают в себя либо собира- тельные образы, либо обобщенные представления.
Раскрывая природу представлений, Гоббс выдвигает догадку об ассоциативном механизме, хотя самого термина «ассоциация» Гоббсом еще не вводится. Сцепления образов сознания могут но-
сить случайный и активный характер. Пассивное течение ас- социаций свойственно для сновидений.
Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь поток образов и представлений управляется самим человеком. Целенаправленное оперирование образами и представлениями составляет суть мышления.
Механизм мыслительной деятельности трактовался Гоббсом по образцу арифметических действий. В качестве двух основных умственных операций выступали «сложение» и «вычитание». Операции сложения соответствовало соединение представлений, а операции вычитания — расчленение и разъединение представ- лений и образов. Именно в операциях сложения и вычитания проявляется активность субъекта.
Таким образом, мысли не являются врожденными, они есть результат сложения и вычитания.
Важную роль в познавательном процессе играет, по Гоббсу, речь, выступающая в двух функциях — как орудие мысли и как средство общения. Гоббс первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи. Взятая по отно- шению к субъекту речь выступает как умственный процесс, в ко- тором слова выступают в качестве ярлыка, метки какой-либо ве- щи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта.
Речь, обращенная к другому человеку, есть не только метка для себя, а является знаком для других. Без оперирования знака- ми и метками познание невозможно, и с этой точки зрения Гоббс оценивал возникновение языка как величайшее завоевание.
По своему происхождению все слова являются продуктом до- говора между людьми по употреблению их для обозначения ве- щей и общения.
Гоббс указывает, что непонимание между людьми и возни- кающие между ними конфликты вызываются двумя главными причинами: либо люди намеренно или по невежеству употреб- ляют слова, которыми на самом деле обозначают другие мысли, чувства, действия; либо у слушающего используемые слова вы- зывают не те представления, которые стоят за ними.
С волей, побудительными и познавательными процессами Гоббс связывал генезис произвольных движений и регуляцию че-
ловеком своего поведения в целом. Произвольными считал он только те действия, которым предшествуют образы или призраки движения. Произвольные движения могут содержать в себе как одно, так и несколько представлений, предваряющих действие. В своей практической жизни человек строит свое поведение, опираясь на разные уровни размышления. Поведение, основан- ное на здравом смысле, как правило, ограничено пределами лич- ного благоразумия и опыта. Но для высших достижений человеку нужна мудрость, предполагающая регуляцию своих поступков и поведения не только на основе личного опыта, но еще и на ос- нове данных науки. Научные знания всегда есть сила, увеличи- вающая потенциальные возможности человека в его практиче- ской жизни.
Нельзя не признать того огромного влияния, которое оказали взгляды Гоббса на дальнейшее развитие философии и психоло- гии. Начатая Бэконом эмпирическая линия получила в учении Гоббса свое новое материалистическое обоснование. Его идеи ус- корили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях.
Рассматривая психику в терминах галилеевской механики, Гоббс даже в большей степени, чем Декарт, способствовал утверждению естественнонаучного и экспериментального под- хода в изучении психических явлений. Гоббсом был сделан первый набросок ассоциативного механизма, которому в трудах Гартли и Юма будет придано универсальное значение. В этом от- ношении Гоббса можно считать предвестником будущей ассоци- ативной психологии, оказавшей непосредственное влияние на формирование теоретических основ экспериментальной психо- логии в период ее возникновения.
Учение Б. Спинозы о психике
Критику декартовского дуализма Гоббса поддержал великий голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в от- личие от Гоббса, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации рационализма. Спинозой в качестве идеала и об- разца для построения и изложения своего учения была взята де-
дуктивно-геометрическая схема Эвклида. Спинозу объединяет с Гоббсом признание им природы в качестве единственной суб- станции. Гоббсу мир представлялся как система взаимодействую- щих конечных отдельных тел. Этой точке зрения Спиноза проти- вопоставил свое представление о материи как субстанции, не сводимой к своим конкретным состояниям и свойствам.
Новая точка зрения Спинозы была инспирирована не карте- зианским учением о двух субстанциях. С намерением преодолеть дуализм Декарта, Спиноза выдвигает учение о единой субстан- ции, ее атрибутах и модусах, которое является стержнем всей его философско-психологической системы. В основе ее лежит стрем- ление объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что пер- вопричиной всего существующего и самой себя является субстан- ция, которая существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и творца. Она несотворима и неуничтожи- ма, бесконечна в своем временном и пространственном сущест- вовании. Субстанция едина в том смысле, что в природе дейст- вуют всегда и всюду одни и те же законы. Двух субстанций одной и той же природы быть не может.
Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в своих коренных и фундаментальных свойствах, которые были названы Спинозой атрибутами. Атрибуты — это такие сущест- венные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождест- венны и по отношению к которой, они являются производными и вторичными. Субстанция обладает множеством атрибутов, из которых человеку доступны только два — атрибут мышления и атрибут протяжения. Поскольку протяжение и мышление есть лишь атрибутивные свойства субстанции, являющейся, по мне- нию философа, раньше всех своих состояний, то в качестве та- ковых они уже не могут выступать как самостоятельные сущ- ности.
Все окружающее многообразие мира, различные явления и со- бытия есть частные состояния и видоизменения субстанции или ее атрибутов. По отношению к атрибуту протяжения каждый от- дельный модус выражает определенные конкретные протяжения, длительности существования и движения тел.
Каждую вещь или явление нужно рассматривать в двух атри- бутах — в атрибуте мышления и в атрибуте протяжения.
С одной стороны, Спиноза понимал несостоятельность допуще- ния, будто каждая вещь может переживать собственные идеи, т. е. мыслить; с другой стороны, не принимая дуализма и видя в мыш- лении всеобщее свойство природы, он склонен был считать, что в разной степени, но одушевлены все индивидуальные тела.
Особой сложной модификацией единства атрибутов мышле- ния и протяжения, модусов души и тела является человек. Сущ- ность человека может быть раскрыта в двух измерениях, или мо- дусах. В одном случае человек выступает как модус тела, в другом — как модус мышления.
Каждый из атрибутов не может определять друг друга не по- тому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и нача- ло, единые законы и причины. Выдвинутую Спинозой новую точку зрения, согласно которой телесное и духовное рассматри- ваются как две стороны одного и того же (субстанции), принято называть психофизическим монизмом. Принцип психофизи- ческого монизма получил в учении Спинозы материалистиче- скую интерпретацию, поскольку психическое выводилось из субстанции и трактовалось как природное свойство.
Процесс познания состоит в поступательном движении от мо- дального уровня знаний о всем конечном, временном и случайном к общим логическим основаниям природных законов и необходи- мости, от множественности модусов к субстанции. У Спинозы вы- деляется три уровня познания: чувственное, демонстративное и интуитивное.
Учение Спинозы о познании имело одной из своих целей раз- решить ряд этических проблем, связанных с поиском путей, ука- зывающих человеку его возможности в приобретении свободы и счастья. Эти пути Спиноза видит в понимании и осознании че- ловеком внешней необходимости и принятии ее как основания для добровольных решений и действий.
Путь преобразования внешней необходимости во внутреннюю необходимость или свободу представлен у Спинозы в учении о страстях и аффектах, анализ которых занимает почти две трети его основного произведения «Этика». Исходным в теории аффек- тов является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа стремятся сохранить и утвердить свое существова-
ние. Для своего сохранения человеческое тело нуждается во мно- гих веществах, посредством которых оно могло бы непрерывно возрождаться. Для того чтобы обладать этими веществами, челове- ческое тело должно быть наделено способностью к действию. Эти состояния, побуждающие тело к деятельности, были названы Спи- нозой аффектами. Коренной побудительной силой, обеспечиваю- щей самосохранение человеческого организма, является влечение или стремление. Наряду с влечением и желанием в качестве ос- новных побуждений Спиноза выделяет также еще два вида аф- фектов: удовольствие или радость и неудовольствие или печаль. Человек полон страстей, различных по знаку и интенсивности. Аффекты нельзя истребить, так как они есть проявление законов природы, а законы природы устранить невозможно. Но и идти на поводу эмоций тоже опасно. Люди, подверженные сильным аф- фектам, перестают владеть собой. По мнению Спинозы, нет ни од- ного аффекта, о котором бы нельзя было составить ясного пред- ставления, а это означает, что аффекты будут находиться во власти человека, а душа его станет тем меньше страдать, чем больше они человеком познаны.
Само познание есть высший аффект, от которого все другие низшие страсти отличаются меньшей степенью включенности в них рациональных компонентов. Поскольку аффекты отлича- ются друг от друга тем, что в них представлены в разной степени рациональные элементы, это давало возможность рассматривать борьбу побуждений как столкновение идей. Для Спинозы «воля и разум — одно и то же». Воля есть высший аффект, ведущий к отказу от одних идей и утверждению других. Воля определяется степенью осознания человеком своих страстей и состояний, ме- рой полноты познания законов природы.
Сенсуализм Д. Локка
Противоположные рационализму традиции в изучении по- знавательных способностей человека были заложены крупней- шим английским мыслителем XVII в. Д. Локком (1632—1704). Исходным пунктом в философско-психологической концепции Локка явилась критика им теории врожденных идей, выдвину-
тая еще в античное время Сократом и Платоном и поддержанная в Новое время Декартом и Лейбницем. Основная идея Локка сос- тояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врож- денных идей и принципов нет. Все идеи и понятия про- истекают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской пси- хологии, этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденны, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения за детьми, душевнобольными людьми свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, идеи добра, зла и справедливос- ти, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны. Особенно показательно Локк иллюстрирует несостоя- тельность теории врожденных идей на примере сновидений. Сно- видения, по Локку, составлены из идей бодрствующего человека, соединенных между собой причудливым образом. Сами же идеи не могут возникнуть раньше, чем органы чувств не снабдят их ими. Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется душа че- ловека в течение всей его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляю- щих, обозначенных философом общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, об- щие понятия и аффективно-волевые состояния. Первоначально человек появляется на свет с душой, подобной чистому листу бу- маги на котором только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Именно внешний мир является первым источником идей. От внешнего опыта человек может иметь толь-
ко то, что навязывает ему природа.
Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи высту- пают в качестве исходного материала для особой внутренней дея- тельности души, благодаря которой рождаются идеи другого ро- да, существенно отличающиеся от чувственных идей. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях. Хотя рефлексия и не отнесена к внешнему миру, она по своей функции сходна с внешними чувствами и по- этому может быть названа «внутренним чувством» или внутрен- ним опытом.
Согласно Локку рефлексия и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия является производным образованием, воз- никающим на основе внешнего опыта. Рефлексия представляет собой как бы опыт об опыте. Но поскольку рефлексивная дея- тельность порождает собственные идеи, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источника знания.
Учение Локка о внешнем и внутреннем опыте имело своим следствием два важных момента. Утверждением связи между внешним и внутренним опытом он пытался восстановить един- ство различных форм познания. Продуктами рефлексии являют- ся общие понятия и сложные идеи, а последние могут быть ре- зультатом только мыслительной деятельности. С этой точки зрения рефлексия выступает как форма рационального познания, которая в свою очередь опирается на чувственный опыт. Разде- лением же опыта на внешний и внутренний Локк стремился под- черкнуть очевидные различия в закономерностях рационального и чувственного познания.
Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с уче- нием о простых и сложных идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания. Они могут быть получены как из внешнего опыта, так и от рефлексии, и одновременно из обоих источников.
Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и перера- ботке простых идей в сложные. Образование сложных идей Локк представлял как простое механическое комбинирование исход- ных элементов опыта. Комбинирование простых идей осуще- ствляется различными способами. Ими являются ассоциации, соединение, отношение и обособление.
У Локка ассоциации не являются основным механизмом внут- ренней деятельности сознания. Их он рассматривал как неверные, ненадежные сочетания идей, как случайные и пассивные связи, свойственные в основном психической жизни душевнобольных и лишь отчасти здоровых людей, например во время сновидений. Локку принадлежит заслуга во введении термина «ассоциация идей». В отличие от ассоциаций более надежными способами образо- вания сложных идей, за которые ответственна рефлексия, являют-
ся суммирование или соединение; сопоставление или сравнение и обобщение или обособление. Сложение, или суммирование, ос- новано на непосредственном соединении идей по признакам сходства или смежности. Второй путь образования сложных идей связан с установлением сходств и различий через сопоставление и сравнение идей, в результате которого возникают идеи отноше- ний. Примером подобных идей могут быть понятия «отец»,
«друг», «материнство» и др. Последним и высшим способом обра- зования сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством которого образуются самые общие по- нятия, подобные таким, как понятия «души», «Бога» и т. д. Своим обстоятельным описанием технологии мышления Локк далеко вперед продвинул давнюю проблему происхождения общих поня- тий. Однако при анализе законов мыслительной деятельности он встретился с рядом принципиальных трудностей, многие из кото- рых были вызваны общим механистическим подходом к строе- нию сознания. Принцип сведения сознания к механической сум- ме и комбинации исходных психических элементов займет господствующее положение в английской ассоциативной психо- логии на протяжении двух столетий.
Особую роль в формировании идей внешнего и внутренне- го опыта, и в преобразовании простых идей в сложные, Локк отводил речи. Философ приписывает речи две функции: функ- цию выражения и функцию обозначения. Но слова и речь — это не только орудия мышления, но и средство обмена идеями и мыслями. Главная цель всякого сообщения — быть понятым. С помощью слов обозначаются как конкретные, так и общие идеи, и поскольку люди не всегда дают одинаковые обозначе- ния различным идеям, им часто не удается достигнуть взаимо- понимания. Локк указывает, что основные злоупотребления, допускаемые людьми, выражаются в использовании слов без всяких идей, в употреблении одного и того же слова для выра- жения разных идей, в применении старых слов в новом значе- нии, в обозначении словами того, чего люди сами не пони- мают. Избавление от возможных недостатков и злоупотреблений в речи, пробуждение идей, адекватных их речевым формам, — вот те главные пути, с помощью которых можно овладеть иску- сством общения.
Познание Локк определял как установление соответствия или несоответствия двух идей, причем адекватность познания зависит от способов восприятия душой своих идей. Их три: ин- туитивный, демонстративный и чувственный. Низшим и наи- менее надежным является чувственное познание, при котором вещи познаются через образы восприятия. Высшим же и са- мым достоверным источником является интуитивное позна- ние, когда соответствие или несоответствие двух идей устанав- ливается через сами эти идеи. Когда раскрыть сходство или различие в идеях с помощью их самих не удается, человеку приходится привлекать другие идеи, прибегать к дополнитель- ным доказательствам и рассуждениям. Этот вид знания, выво- димого посредством ряда промежуточных умозаключений, назван Локком демонстративным познанием. По своему ха- рактеру, роли и достоверности оно занимает место между чувственным и интуитивным познанием.
Познавательные силы не исчерпывают всего богатства ду- шевной жизни человека. Наряду с ними в душе имеется другой ряд психических явлений, тесно связанных с познавательными силами и названных Локком силами желания или стремления. В рамках побудительных сил он выделял волю и эмоциональное состояние — удовольствие и страдание. Таким образом, побуди- тельные силы являются активной стороной всей познавательной и практической деятельности человека.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 327.