Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI– XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания, особенно тех ее областей, которые имели практическое значение для производства мануфактурного перио- да. К их числу относились «механические искусства», связанные с созданием различных наземных механизмов, техники, машин, речных и морских судов, изготовлением астрономических, физи- ческих и навигационных приборов. Успехи и достижения механи- ки имели не только практическое, но большое научное и идеоло- гическое значение. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона нанесли первые неотразимые удары по религиозным мифам Средневековья. Традиции средневековых ал- химиков были подорваны блестящими опытами Бойля. Несокру- шимые удары по богословским догматам нанесли географические открытия, связанные с мореплаванием, которые позволяли полу- чить многочисленные сведения в области астрономии, геологии, биологии и др. С изобретением и использованием микроскопа су- щественно изменились представления в области анатомии и фи- зиологии растений и животных. Крупнейшими достижениями следует признать открытие клеточного строения живых организ- мов и половой дифференциации у растений, обнаружение Гар- веем новой схемы кровообращения, описание Декартом рефлек- торного механизма поведения животных.

Успехи в развитии естествознания, способствовали форми- рованию нового взгляда на природу в целом и месте человека


 

 

в ней. На смену схоластике все более настойчиво пробивало себе дорогу представление о природном происхождении человека, о его могуществе и неограниченных возможностях в познании и покорении природы.

Общее выступление против церковной гегемонии, борьба за освобождение человека, его разума от религиозного гнета, борьба за светский характер науки являются одной из отличительных тенденций в развитии философии и психологии Нового времени. Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом меха- ники, ставшей «царицей наук». Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва, геометро-механическую (Галилей), а затем — динамическую (Ньютон) картину природы. В нее впи- сывалось и такое физическое тело, как организм с его психиче-

скими свойствами.

Первый набросок психологической теории, ориентирован- ной на геометрию и новую механику, принадлежал французс- кому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декар- ту (1596—1650). Он избрал теоретическую модель организма как автомата — системы, которая работает механически. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, освобождалось от ее влия- ния и вмешательства. Отныне различие между неорганически- ми и органическими телами объяснялось по критерию отнесен- ности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства утвержда- лись в общественном производстве, принцип их действия запе- чатлевала и далекая от этого производства научная мысль, объ- ясняя по их образу и подобию функции организма. Первым большим достижением в этом плане стало открытие Гарвеем кругов кровообращения. Сердце представляли как своего рода помпу, перекачивающую жидкость.

Открытие рефлекса, второе достижение Декарта. Он ввел по- нятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Если Гарвей устранил душу из разряда регулято- ров внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работе целостного организма. Декарту нервная система виделась


 

 

в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообраз- ные частицы (он называл их «животными духами»). Он полагал, что внешний импульс приводит эти «духи» в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. По- явившийся после Декарта термин «рефлекс» и означал «от- ражение».

Реакция мышц — неотъемлемый компонент поведения. По- этому, декартова схема относится к разряду великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения. не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его ме- ханики обеспечит человеку власть над собственной природой, подобно тому, как эти законы могут сделать его властелином внешней природы.

 

 



Материализм и идеализм

Глашатаем эмпиризма выступил Френсис Бэкон (XVI в.), сде- лавший главный упор на создание эффективного метода науки, с тем, чтобы она на деле способствовала обретению человеком власти над природой.

В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первен- ства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпириче- ских данных, которое позволяет их обобщать, с тем, чтобы предсказывать грядущие события и тем самым овладевать их ходом.

Идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции, воздействовала на создание ан- тисхоластической атмосферы, в которой развивалась новая науч- ная мысль, в т. ч. психологическая.

Наметившийся коренной перелом в развитии естествозна- ния и сопровождавшие его многочисленные грандиозные от- крытия, выдвигали на передний план вопросы общих принци- пов и методов познания, разрешение которых было невозможно без обращения к основным психическим способностям и функ- циям человека. При разработке проблем, связанных с методоло- гией, и методов познания, ученые разделились на два течения — эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между ними


 

 

возникали по трем кардинальным вопросам. К ним относились вопросы об источниках и происхождении знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта и ло- гического мышления. Основатели эмпирического направления Бэкон, Гоббс, Локк и их последователи полагали, что источни- ком всех знаний является чувственный опыт.

Представители рационалистического течения, пионерами которого выступили Декарт и Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т. е. происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагаю- щую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливае- мых в чувственном опыте, к общим принципам и законам, тогда как представители рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения иско- мых истин из принципов либо ранее установленных, либо врожденных (Декарт, Лейбниц).

Противоречия, возникшие между учеными XVII столетия в области общей методологии познания, обострялись и усложня- лись разногласиями в решении другого, не менее принципиаль- ного вопроса о природе самих познавательных способностей че- ловека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны, к телесному организму, с другой.

Эти споры породили психофизическую проблему, различные способы решения которой разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря — материализма и идеализма.

Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и дифференциа- ции идейных позиций не только между упомянутыми рациона- листическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, Декарт, Лейбниц и Спиноза, будучи родоначальниками ра- ционализма, в решении психофизической проблемы были про- тивниками и выступали с разных позиций: Декарт — с позиций дуализма; Лейбниц — идеализма; Спиноза — материализма. По- добным образом и эмпиризм развивался как представителями материалистического направления (Бэкон, Гоббс, французские


 

 

и русские материалисты XVIII в.), так и сторонниками идеалис- тических течений (Беркли, Юм и др.).

Но их объединяли и некоторые общие моменты, которые бы- ли связаны с состоянием и уровнем науки в целом.

Наиболее развитым разделом знаний была механика твер- дых тел, доминирование которой породило тенденцию и все остальные явления неживой и живой природы трактовать и объяснять в терминах механики. В качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания окружающего мира механицизм закрепляется и в философии. Из нее механистические принципы переносятся в психологию, и все психические явления, поведение и сознание человека на- чинают трактоваться и описываться по образцу механических процессов.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.