Развитие психологии в эпоху Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения.

Мыслители Возрождения полагали, что они очищают антич- ную картину мира от «средневековых варваров».


 

 

Эпоху Возрождения часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божест- венных высот на земную почву, отказ от религиозных схоласти- ческих представлений о душе, призыв к правдивому и опытному описанию душевного мира людей.

В главном очаге Возрождения — Италии — разгорелись спо- ры между спасшимися там от инквизиции сторонниками Авер- роэса (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами.

Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души, на котором покоилось церковное вероучение. Аверроэс, разделив разум (ум) и душу, считал его, как высшую часть души, бессмерт- ным. Александр же настаивал, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.

Оба направления сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному из- учению организма человека и его психических функций. По это- му пути пошли многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы, подавляемый теологией. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в пре- имущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в не- зависимость подлинного знания от схоластической мудрости.

Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся высту- пить против традиций средневековой схоластики, видное ме- сто занимает Лоренцо Валла (1407—1457). Основные свои взгляды Валла изложил в трактате «О наслаждении как истин- ном благе». Он утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Валла считал потребности и стремления.

С утверждением природной детерминации души человека выступал другой крупный представитель итальянской мысли XV столетия — П. Помпонацци (1462—1524). В книге «О бес- смертии души» Помпонацци, критикуя схоластику, указывал,


 

 

что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бо- га и вечность души опытным путем установить невозможно. Ду- ша — это земное, природное свойство, связанное с жизнедея- тельностью организма.

Психические явления являются продуктом работы нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела, исчезают и все способности души. В равной мере это касается и мышления. Оно является функцией мозга, возникает и умирает вме- сте с гибелью и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мыш- ление предназначено для познания общих истин, устанавливае- мых на основе частных, которые в свою очередь даны в чувственных формах познания, ощущениях, восприятиях и представлениях.

Выступление против церкви и богословия проявлялось не только в критических трактатах, но также в учреждениях научно-учебных центров, или академиях, которые были призва- ны кардинально изменить подход к изучению человека. Первый такой центр был создан в Неаполе известным итальянским мыс- лителем Б. Телезио (1508—1588). Собственную систему взглядов он развивал, ориентируясь на учение стоиков. По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассив- на. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии сво- их качеств, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития приро- ды, причем у него, как и у всего живого, появляется психиче- ское, душевное, названное лукрециевским термином «дух». Дух — это захваченное из окружающей среды наиболее совер- шенное, разряженное, не видимое на глаз материальное вещест- во, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от мозга к периферии и обратно. При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежит памяти и ассоциациям по сходству.

Проводя в целом передовые для того времени взгляды и утве- рждая естественнонаучный и опытный подход к изучению чело- века и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им формально признавалось су- ществование Бога и высшей бессмертной души.


 

 

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452— 1519). Он представлял новую науку, которая существовала не в университетах, а в мастерских художников и строителей, ин- женеров и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и строй мышления.

В своей производственной практике они были преобразова- телями мира. Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а «божественной науке живописи». Под живописью по- нималось не только искусство изображения мира в художествен- ных образах

Однако Леонардо известен не только как гениальный жи- вописец, но и как блестящий анатом. В анатомических исследо- ваниях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т. е. строения и работы двигательных систем организма. Движения всех тел, в том числе и живых, считал он, осуществляются по законам ме- ханики, следовательно, принципиально не должно быть препят- ствий для воспроизведения работы живого тела в механической конструкции. Таким образом, он выступил провозвестником сов- ременной бионики.

Он открыл, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции. Большой интерес вызывают представления Леонардо отно- сительно работы глаза. Леонардо показал, что работа глаза уп- равляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса. Лео- нардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного

принципа.

Возрождение новых гуманистических взглядов на индиви- дуальную психическую жизнь достигло высокого уровня и в дру- гих странах, где подрывались устои прежних социально-эконо- мических отношений. В Испании возникли направленные про- тив схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, Л. Вивес (1492—1540) в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта. Основным способом, с по-


 

 

мощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт, или самонаблюдение. Он вывел некоторые основные характеристики побуждений и эмо- циональных состояний:

1) различные степени интенсивности: легкая, средняя и сильная;

2) длительность эмоциональных состояний;

3) качественное содержание эмоциональных реакций (разде- ление их на приятные и неприятные, положительные и отри- цательные).

Взгляды Вивеса подготовили почву для зарождения в Европе эмпирической интроспективной ассоциативной психологии.

Другой врач, Х. Уарте (XVI в.), также отвергая умозрение и схо- ластику, требовал применять в познании индуктивный метод, из- ложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась за- дача изучить индивидуальные различия между людьми с целью оп- ределения их пригодности к различным профессиям.

Еще один испанский врач, Перейра (1500–1560), предвосхи- тив на целый век Декарта, показал, что поведение животных уп- равляется не душой, а воздействиями внешней среды и внутри- телесными изменениями, и предложил считать организм животного своего рода машиной, которая не нуждается для ра- боты в участии души.

Несколько в стороне от общей тенденции развития психоло- гии в эпоху Возрождения стоят работы немецких мыслителей Ме- ланхтона и Гоклениуса.

Меланхтон известен своей книгой «Комментарии о душе».

В ней немецкий неосхоласт пытается исходя из уровня совре- менных ему знаний модернизировать учение Аристотеля.

Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей:

1) растительные;

2) животные;

3) разумные.

Деятельности души по осознанию восприятий и установле- нию в них сходств и различий, относились Меланхтоном к уров- ню разумных способностей, или разумной душе, которая внед- ряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с жи- вотными способностями.


 

 

Разумная душа вечна и бессмертна.

С комментарием идей Аристотеля выступил и другой немец- кий ученый — Гоклениус. С его именем связывают появление тер- мина «психология», которым и была названа его основная работа

«Психология», вышедшая в 1590 г.

Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и бо- гословия.

Но у большинства ученых появилась потребность обратиться к самой природе, к реальному миру, к опытному изучению.

Это требование распространялось и на область психического. Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи гума- низма пытались выяснить реальные телесные основания различ- ных проявлений души.


 

 







Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.