В период Средневековья в умственной жизни Европы воцари- лась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование текстов. Пози- тивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем под- менялись вербальными ухищрениями.
В страхе перед появившимся на интеллектуальном горизонте Европы Аристотелем, католическая церковь вначале запретила его учение, но затем, изменив тактику, принялась «осваивать», адаптировать его соответственно своим нуждам.
С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225—1274), учение которого согласно папской энциклике 1879 г. канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма. Для того, чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением, Аквинский обра- щается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непе- ресекающимся мирам — материальному и сверхприродному (бо- жественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истины ра- зума должны стать предметом философии, а истины второго рода (истины откровения) — теологии.
Еще аверроисты полагали, что несовместимость с офи- циальной догмой представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемости (а не бессмертии) индивидуальной души ведет к выводу о том, что каждая из истин имеет свою об- ласть. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. Из этого следовало, что философия долж- на заниматься изучением законов природы и выводить свои истины, не заботясь о том, находятся ли они или нет в согла- сии с истинами откровения. Аквинский же, отстаивая одну истину — религиозную, «нисходящую свыше», считал, что ра- зум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Аквинскому и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция аверроистов в даль- нейшем восторжествовала, став идеологической предпосыл- кой успехов философии и естественных наук.
Иерархический шаблон Аквинский распространил и на опи- сание душевной жизни, различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду — от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Положены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, жи- вотная, человеческая). Внутри самой души иерархически распо- лагаются способности и их продукты (ощущение, представле- ние, понятие).
Понятие об интроспекции выступило как опора модернизи- рованной и теологической психологии.
Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания — ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвра- щается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.
Перед нами — замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
Нетрудно заметить, насколько исходные позиции Аквинского мало совпадали с основополагающими принципами учения Аристотеля о душе.
Томизм превратил великого древнегреческого философа в столп богословия, в «Аристотеля с тонзурой».
Принятое церковью учение Аквинского как последнее слово теологии стало постепенно вызывать критику со стороны самих богословов. Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристо- теля, был английский схоласт Д. Скотт (1270—1308). Скотт ука- зывал, что нет основания для приведения в гармонию истин разу- ма и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку истины веры связаны с поиском рая и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности. Материя — это не просто аморфная, инертная масса, она есть ус- ловие всяческого творения, как физического мира, так и психи- ческого. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она дает материи действительность, но это не значит, что материя не мо- жет существовать независимо от формы. не исключена возмож- ность, предполагал Скотт, что в фундаменте самой материи зало- жена способность мыслить.
Это значит, что психическое заложено в самой материи и нет необходимости прибегать к идее о существовании осо- бой духовной субстанции, которую насаждали теологи и стол- пы церкви. Оценивая взгляды Скотта, можно сказать, что анг- лийский схоласт заставлял саму теологию проповедовать материализм.
За освобождение идей Аристотеля от теологии, с критикой схоластики и томизма выступал и другой английский мыслитель Средневековья — Р. Бэкон (1214—1292).
Р. Бэкон призывал освободить науку от религиозных пред- рассудков и перейти от умозрительных построений к правдиво- му и опытному изучению природы и человека. Только устранив невежество, считал он, можно обеспечить подлинное развитие наук и общее благосостояние мира. Бэкон первое место отводил не теологии, а естественным наукам, которые бы опирались на эксперимент и математику.
В «Opus mayus» он писал, что выше всех умозрительных зна- ний и искусств, стоит умение производить опыты и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее место отводилось физике, а точнее физической оптике. Главенствующую роль, ко- торую Р. Бэкон приписывал оптике, он объяснял тем, что только
благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а умение видеть различие в вещах лежит в основе всех наших зна- ний о мире.
Строение и работа глаза явились для Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восп- риятия — это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, а они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.
В данном отношении Бэкон способствовал дальнейшему ук- реплению и распространению нового физико-оптического взгля- да на природу чувственных образов, что подготовило почву для материалистического объяснения психики в целом.
В Англии против томистской концепции души выступил номи- нализм. Он возник в связи со спором о природе общих понятий (универсалий). Сторонники первого течения, называемого реализ- мом, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.
Они имеют самобытную природу и существуют независимо от конкретных вещей и явлений.
Номиналиcты наоборот, утверждали, что реальными являют- ся сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
Самым энергичным образом проповедовал номинализм про- фессор Оксфордского университета В. Оккам (1300—1350). От- вергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине», он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в ко- тором существуют только термины, имена, знаки.
Нетрудно заметить, что уже в недрах самой схоластики посте- пенно прокладывали себе дорогу материалистические тенденции, которые подготовили почву для последующей замены схоласти- ческой психологии психологией опытной и естественнонаучной.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.