Расцвет естествознания на Арабском востоке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переориентация философского мышления в направлении сближения с эмпирией, с позитивным знанием о природе совер- шалась в этот период в недрах арабоязычной культуры, расцвет- шей на Востоке в VIII–XII вв.

После объединения в VII в. арабских племен возникло го- сударство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию — ислам. Под эгидой этой религии началось завое- вательное движение арабов, приведшее к образованию хали- фата, на территориях которого жили народы, обладавшие древней культурой. Государственным языком халифата стал арабский, но культура, которая сложилась в огромном госу- дарстве, включала достижения многих населявших его наро- дов, а также эллинов, народов Индии. В культурные центры халифата прибывали караваны верблюдов, навьюченных кни- гами чуть ли не на всех известных тогда языках. На Арабском востоке закипела интеллектуальная жизнь. На Западе пропа- ли сочинения Платона и Аристотеля. На Востоке их труды пе- реводятся на арабский язык, переписываются и распрост- раняются по всей огромной арабской державе. Это стимули- ровало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Появляется множество астрономов, матема- тиков, химиков, географов, ботаников, врачей. Они создали мощный культурно-научный слой, в котором зародились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том чис- ле и психологической мысли. Среди них следует выделить среднеазиатского ученого XI в. Абу Али ибн Сину (в латинской транскрипции — Авиценну). Созданный им «Канон медицин-


 

 

ской науки» обеспечил «самодержавную власть во всех меди- цинских школах Средних веков».

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о ду- ше, особый интерес представляет медицинская психология. В ней важное место отводилось учению о роли аффектов в ре- гуляции поведения организма и даже развитии этого поведе- ния. Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придава- лось воспитанию.

Именно посредством воспитания осуществляется воздей- ствие психического на устойчивую структуру организма. Вы- зывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология Авиценны включала предпо- ложения о возможности управлять процессами в организме и далее придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи пси- хического и физиологического — не только зависимость пси- хики от телесных состояний, но и ее способность (при аффек- тах, психических травмах, деятельности воображения) глубоко влиять на них — разрабатывалась Авиценной исходя из его об- ширного медицинского опыта. Он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Это дает основание видеть в учении Авиценны зачатки экспериментальной психофизиоло- гии эмоциональных состояний.

Авиценна, подобно Галену, относил растительные способ- ности к печени, связывая их с движением венозной крови. Эмоциональные состояния, оживляющие деятельность души, локализовались в области сердца, и связывались они с движе- нием более чистой артериальной крови. Психические процес- сы: ощущения, восприятия, память, воображение и рассудок, локализуются в головном мозге. Их материальным носителем являются парообразные элементы, образующиеся из арте- риальной крови в результате ее очищения и испарения. Анатомо- физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти


 

 

все функции души, включая разум чувственного уровня, или образное мышление. Но помимо образного мышления, чело- веку свойственны чистые разумные акты, обладающие самос- тоятельностью и независимостью от тела. Поводом для выде- ления надиндивидуального разума послужили следующие обратившие внимание Авиценны факты.

Первый из них связан с наличием некоторой несовместимос- ти чувственных и разумных проявлений души. Вторым аргумен- том в пользу независимости мышления от тела служило положе- ние о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, а при мышлении мы такой усталости и утомления не замечаем.

Третье положение состоит в том, что те психические функ- ции, которые тесно связаны с телом, по мере старения организ- ма постепенно разрушаются и к 40 годам заметно снижаются и слабеют.

Разум же в этом возрасте не только сохраняется, но больше того — он развертывается во всем объеме и находится в расцвете сил. Опираясь на приведенные факты, Авиценна пришел к идеа- листической трактовке понятийного мышления.

Чистый, или родовой, разум имеет дело с универсалиями, т. е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализо- ван и существует до человека в Боге.

Универсалии — это не только разум Бога, но они есть подлин- ная глубокая первооснова и сущность всех видимых вещей и явле- ний природы. Универсалии могут стать идеями индивидуального разума. Освещая индивидуальный рассудок своей божественной частью, чистый разум, или универсалии, позволяют человеку ви- деть мир в целом, понять его первооснову.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиоло- гия. В ней две особенности.

Первая состоит в том, что почти все жизненные акты, от расти- тельных до образного мышления, ставятся в зависимость от телес- ных изменений, происходящих в различных системах организма.

Своеобразие другой важной особенности, вытекающей из первой, заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать


 

 

в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления организма, но и животнообразные, к числу кото- рых относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения. Это значит, что область чувственности выходила из- под зависимости особого духовного начала или формы и на эти психические феномены распространялись общие законы приро- ды. Поскольку названные психические явления выступали как частные модификации природных сил, то, подобно другим явле- ниям природы, они могут изучаться объективными приемами, сходными с теми, которые применяются в естественных науках, т. е. опытным путем. Именно у Авиценны мы впервые встречаем- ся с началом опытного, экспериментального проникновения в мир психических явлений.

В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофи- зиология чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Все ощущения характеризуются тремя основными признака- ми: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.

Длительность психических актов впервые была определена экспериментально. Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск.

От ощущений как «сил, постигающих вовне», Авиценна пере- ходит к анализу сил, «постигающих внутри», названных им внут- ренним чувством. К этим внутренним силам относились обоб- щенные чувства, или представления, и воображение, память как сохраняющая и воспроизводящая сила и чувственный рассудок, или образное мышление. Память, воображение, представления и чувственный рассудок — все они являются психическими акта- ми животного уровня. К этому же уровню относятся побудитель- ные и аффективные состояния, находящиеся в тесной связи с чувственными образами.

Аффектам Авиценна придавал особое значение, рассматри- вая их как силы, оживляющие душевную жизнь человека и оп- ределяющие его реальные действия и поступки. Авиценна счи- тал возможным через воздействие на аффективную сферу управлять поступками и деятельностью человека в целом, фор- мировать его «натуру».


 

 

Особая роль в развитии «натуры» человека принадлежит со- циальному окружению, поскольку характер взаимоотношений человека с другими людьми накладывает отпечаток на содержа- ние и общий строй его чувств. А набор чувств и их соотношение обусловливают в итоге поведение человека, его общее душевное и физическое состояние.

Значение психофизиологического учения Авиценны пред- ставляло собой самое значительное после Галена учение, кото- рое, с одной стороны, отразило успехи развития естествозна- ния того периода, с другой — определяющее влияние на развитие психологической и естественнонаучной мысли в Ев- ропе Нового времени.

Характеристика арабской средневековой психологии оказа- лась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья — Ибн аль-Хайсама, или Альгазе- на (965—1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэ- са (1126—1198). Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, механизм построения зрительного образа. Альгазен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света. Альгазеном были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.

Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало. Исходная сен- сорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.

Изучением функций глаза занимался и другой ученый той эпохи — Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой по изучению оптических функций глаза стояли ре- шающие сдвиги теоретико-методологического характера. Рас- смотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объясне- ние процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психи-


 

 

ческие явления, что способствовало преодолению телеологиче- ской интерпретации психики.

Опыты, проведенные арабскими учеными, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как уп- равляющей по отношению к нему силы или способности. Зре- ние есть естественный процесс преломления света в физичес- кой среде. Это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления.

 

 






Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.