После Аристотеля и стоиков в античной психологии намеча- ются заметные изменения в понимании сущности души. Новая точка зрения наиболее ярко нашла свое выражение во взглядах Эпикура (341—271 гг. до н. э.) и Лукреция Кара (99—45 гг. до н. э.). Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам все того же вечного Космоса. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, ког-
да же смерть наступает, то нас уже нет».
Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней служила тому, чтобы достичь безмя- тежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами (которые, обитая между мирами, не вме-
шиваются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование).
Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они усматривали в самоустране- нии от всех общественных дел. Именно такое поведение позво- лит избежать огорчений, тревог, отрицательных эмоций и тем самым испытать наслаждение, ибо оно не что иное, как отсут- ствие страдания.
Материальный мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до него, существует при нем, будет существовать после него.
Единой субстанцией всех вещей являются атомы, которые су- ществуют независимо от того, видим мы их или не видим. Атомы находятся в постоянном движении, они вечны, неделимы и не- разрушимы. Вещи возникают путем столкновения атомов, дви- жущихся в пустоте в самых различных направлениях. Развитие мира происходит по законам, присущим самой природе, по зако- нам необходимости и причины.
Все живое возникает из неживой материи. Сложные организ- мы происходят из простейших. Люди возникли из животных. Вначале они вели животный образ жизни, затем нужда заставила их использовать орудия труда.
С материалистических позиций подходил философ и к об- ласти психических явлений. Одушевленность присуща только высокоорганизованной материи. Душа не существует ни до рождения человека, ни после смерти. Душа возникает вместе с рождением телесного организма, развивается и усложняет- ся вместе с его ростом и погибает вместе с его смертью. Душа не отделима от тела и ограничена пределами жизни организ- ма. Душа имеет телесную природу. Ее материальным носите- лем являются воздухо-огненные атомы. Сами по себе атомы не образуют души, если они не связаны с телом. Лишь соеди- няясь между собой и сцепляясь с телом, эти атомы образуют чувствительность, или душу. Соотношение в душе огненных и воздушных атомов определяет общую ее активность.
Душа человека в своем основании неоднородна. Одну из ее сторон образует anima, т.е. такая ее часть, которая рассеяна по всему телу, отвечает за растительные функции организма и уп-
равляется более совершенной частью души, названной Лукре- цием animus — «духом». Дух представляет собой самые тонкие атомы, сосредоточенные в области груди и выступающие мате- риальной основой психических функций — чувствительности и разума.
Сфера побуждения чувств и аффектов рассматривалась им в качестве ведущих движущих сил души. Идеал счастливой жизни он видел в устранении причин, вызывающих страдания, тревоги и страхи. Страх перед стихиями природы и перед смертью заста- вил людей «создать для себя богов». Только через преодоление страхов и суеверия человек может обеспечить себе покой и ду- шевный комфорт.
Лукреций свое учение считал наставлением по искусству жить в водовороте бедствий, с тем, чтобы люди навсегда избавились от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.
Принцип наслаждения, воинствующий атеизм, с которыми выступили Эпикур, а за ним и Лукреций, стали предметом ожес- точенной критики и общего негодования со стороны духовен- ства. Лукреций был объявлен богословами сумасшедшим, а кни- ги Эпикура подвержены почти полному истреблению.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.