Высшая идея Блага и мировая душа Зла. Бессмертие души
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В более развернутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя — Платона. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также фило- софии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений — мате- риализма и идеализма.

Хотя творческое наследие Платона велико (всего им написа- но 36 произведений, почти полностью сохранившихся до наших дней), однако специальных работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде про- изведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В ра- боте «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвя- щен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Го-


 

 

сударство» содержится учение Платона о строении души, деле- нии ее на части.

Основное положение Платона заключается в признании в ка- честве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Согласно Платону нас окружает множество красивых и прекрас- ных единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту, и на смену им приходят другие прекрасные явления, вещи, предметы. Но что делает все эти кра- сивые отдельные вещи прекрасными? Должно существовать неч- то такое, что обнимает собою красоту и прекрасное всего еди- ничного, конкретного и преходящего, т. е. должно существовать нечто общее для всего видимого. Это общее, являющееся источ- ником красоты и образцом для всех проявлений материального мира, и названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму.

Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Не- бытие — это материальный мир, созданный Богом из четырех стихий — воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть искаженные подобия, или тени, идей, с другой — вещи причастны к небытию, или материи, ибо они ею наполнены.

Идея прекрасного представляет лишь одну из высших идей. Самой наивысшей идеей является идея Блага. Высшая идея Блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире про- тиворечиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа Зла. Эти две верховные души и дают начало все- му. Кроме них, по Платону, существуют души звезд, планет, людей, животных и т. д. Мировая душа придает движение и ак- тивность Космосу. Аналогичную роль выполняют души от- дельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Пла- тон приписывал душам активную функцию. Чувственно по- стигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, ко- торым являются идеи. Все видимое изменчиво, скоротечно, непостоянно, тогда как идеи существуют вечно, они неизмен-


 

 

ны и постоянны. Окружающий нас мир — это мир тусклых, ис- каженных, призрачных образов или теней бессмертных и неиз- менных идей.

Душа человека не зависит от тела. Она существует до рожде- ния, и после смерти отдельного телесного организма она может переселяться из одного тела в другое. Стремясь обосновать бес- смертие души, Платон приводит четыре доказательства.

Первое из них основано на принципе противоположности. Мир полон противоречий: прекрасное — безобразное; добро — зло; сон — бодрствование и т. д. Через ряд промежуточных со- стояний одна противоположность возникает из другой. Так, при переходе от высшей чистой души имеют место полудуховные состояния, которые постепенно, все теснее связываясь с телом, приводят к таким качествам, которые вместе с телом могут раз- рушаться.

Смена смерти на оживление происходит с помощью души. Чтобы такая смена живого на смертное и обратно могла произой- ти, нужно чтобы существовали души умерших, всегда готовые вселиться в другие нарождающиеся тела. В таком случае душа должна существовать, и после смерти, и до рождения тела, т. е. быть вечной и бессмертной.

Второе доказательство бессмертия души строится на основе теории воспоминания. Человек устанавливает сходство и раз- личие в вещах без всякого научения и обучения. Знания чело- век приобретает благодаря врожденной способности души к припоминанию. Но вспоминать душа человека может только то, что она могла уже знать в прошлом. Для этого душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Однако это было бы невозможно, если бы душа не существовала до по- селения ее в нарождающееся тело. Но если душа существует до рождения тела, то она может и должна существовать и после смерти тела, а стало быть, она по своей природе вечна и бес- смертна.

Третье доказательство основано на положении о тождест- венности идеи и души, о принадлежности и близости ее ко все- му божественному. Все составное, сложное распадается и поги- бает; разрушению не подлежит только простое и несоставимое. С этой точки зрения, тело человека всегда есть нечто зримое,


 

 

составное, изменчивое, и потому ему свойственно разрушаться и погибать. В противоположность телу душа человека и идеи незримы, не составимы и не разложимы, а поэтому они не под- вержены разрушению и вечны. Если душа при познании пользует- ся телесными органами, она сбивается с истинного пути, становит- ся точно пьяная. Когда же она познает самостоятельно, то она ведет в божественный мир идей, где все просто, неделимо, незримо и вечно. Стало быть, душа родственна божественному и подоб- на ему. А что от Бога и ему подобно, то должно быть вечно       и бессмертно.

Мир устроен так, что все телесное подчиняется божественно- му. Когда же душа поселяется в тело, то последнее ей начинает подчиняться. А что создано для власти и управления, то имеет бо- жественное происхождение. Все божественное вечно. Следова- тельно, и душа человека бессмертна.

Четвертое доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа является источником жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь, Но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т.е. оно не может быть смерт- ным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бес- смертной.

Из приведенных аргументов видно, что все они направлены на обосновании независимости души от тела. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и от- дых от телесных страстей и приобщается к миру идей. не всем чело- веческим душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоуго- дию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вы- рождаются в души животных. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, поскольку лишь им свой- ственно почти полное освобождение от телесного рабства.

У человека Платон выделял два уровня души — высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко все- му телу. Временным пристанищем разумной души является го- ловной мозг.


 

 

Низшая душа представлена двумя частями, или уровнями: низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная, или пылкая, душа включает в себя область аффек- тивных состояний и стремлений. С ней связаны: воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т. п.

Она всецело действует по велению разумной части души.

Платон выделял три уровня строения души. Образно это трехчленное разделение души называют «колесницей души», где пылкий конь тянет возницу к Божеству; вожделеющий — к зем- ле, но оба они управляются разумом.

На основе деления души на три части Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров раз- личных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобла- дания у них той или другой части души. Для мудрецов и фило- софов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у лю- дей, предающихся телесным излишествам, ведущей является вожделеющая часть души. Подобным образом различались и отдельные народы.

Преобладание разумной души свойственно, по мнению Плато- на, грекам; доминирование благородной души — народам севера, а вожделеющей души — египтянам и другим народам Востока.

Сословная иерархия также строилась по психологическому принципу. Большой ум присущ аристократам, мужество — вои- нам, страсти и влечения — ремесленникам и рабам. Отсюда дела- лись выводы относительно форм правления.

Идеальным считалось то государство, которым правят аристо- краты, стражу несут в нем воины, а работают и подчиняются — ремесленники и рабы.

Политический смысл психологии Платона целиком был нап- равлен на защиту интересов господствующего класса и аристо- кратии.

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мыш- ления и общения (диалога), Платон сделал следующий шаг. Он под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получив- ший выражения в сократовском внешнем диалоге. Платон открыл внутренний диалог.


 

 

Этот феномен известен современной психологии как внут- ренняя речь.

 

 






Учение Аристотеля о душе

Сложившиеся трудности и противоречия в понимании при- роды психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона, требовали своего разрешения. Попытку снять противо- положность двух полярных точек зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384—324 гг. до н. э.) — один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное бо- гатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных ве- щах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.

Решительный итог размышлений Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя», — делал бессмысленными все вопросы, стояв- шие в центре учения Платона о прошлом и будущем души. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки.

Придание психологическим знаниям того огромного значе- ния, которое они имеют для изучения природы в целом, явилось для Аристотеля основанием для выделения знаний о душе в са- мостоятельный раздел философии. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе». Поскольку в этом произведении собственные взгляды Аристотеля предваряются об- зором представлений о душе его предшественников, то упомяну- тое сочинение философа можно рассматривать также и как пер- вое историографическое исследование в области философии и психологии.

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат посто- янного взаимопроникновения двух начал — пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя — это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную опреде-


 

 

ленность. Материя и форма представляют собой начала взаим- нопредполагаемые и не отделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего живого. Учение Аристотеля о материи и фор- ме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий.

Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоя- тельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в мате- риальном теле, его форме, но не само вещество или тело.

Выполняя организующую, деятельную функцию по отноше- нию к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе.

«Душа, — утверждал философ, — никогда не мыслит без обра- зов». В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мышление — это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезна- чимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. А что же является причиной, зажи- гающей индивидуальный разум и актуализирующей заключен- ные в чувственных образах в виде потенции обобщенные фор- мы в понятия?

Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, ро- довое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховно- го разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде воз- можностей.

Нераздельными с познавательными способностями души яв- ляются другие ее специфические свойства — стремления и аф- фективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными причинами: потребности организма


 

 

и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания.

Общую двигательную активность человека Аристотель связы- вал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедея- тельности организма. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристоте- лем как резервуар для охлаждения крови.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристоте- ля о душе составляет его учение о способностях души. В нем вы- ражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключает- ся в двух существенных моментах.

Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части. Во-вторых, аристотелевская схема строения души проник- нута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой — развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих ста- дий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души выте- кали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физиче-

ское здоровье.

Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.


 

 

Развитие разумных способностей ведет к формированию у че- ловека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

 

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.