Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демок-
рит (460—370 гг. до н. э.). Подлинным основателем атомисти- ческого направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в философской системе Демокри- та является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу об- разования, а атомы.
Природа атомов трактовалась Демокритом иначе, чем описы- вал Анаксагор свойства гомеомерии. В отличие от гомеомерии, атомы меньше по величине, более легки, неделимы и не тождест- венны видимым предметам.
Демокрит полагал, что первооснова должна быть принци- пиально отличной от своих конкретных проявлений. Существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием дви- жения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер.
В результате механических процессов соединения атомов воз- никает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из во- ды и ила. От животных произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись.
Душа животных и человека есть то, что заставляет их дви- гаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого ро- да, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвиж- ностью. Атомы души — круглые, гладкие и родственны атомам огня. Огненные атомы проникают в организм при вдыхании. С помощью дыхания происходит их восполнение в теле.
Проникая в организм, душевные атомы рассеиваются по всему телу, но вместе с тем в отдельных частях его происходит их скопление. Этими зонами скопления являются область го- ловы, сердца и печени. В области головы задерживаются ог- ненные и наиболее подвижные атомы, движение которых обусловливает течение познавательных процессов — ощуще-
ний, восприятий и мышления. В области сердца сосредоточи- ваются атомы круглой формы, но менее подвижные. Этот род атомов связан с эмоциональными и аффективными состоя- ниями. Атомы, скопившиеся в области печени, определяют сферу влечений, стремлений и потребностей. Таким образом, Демокрит в отношении локализации души не принимает ни мозгоцентрическую точку зрения Алкмеона, ни сердцецентри- ческую позицию Эмпедокла. Намечая разные уровни душев- ной деятельности, он пытается соотнести их с различными частями тела.
Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы возникно- вения познавательных и побудительных сил человека, опреде- лить их место в общей картине его душевной жизни.
В познавательную сферу души включались ощущения, вос- приятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. На них опирается мышление. Без ощущений и восприятий мысли не возникают. Рассматривая ощущения и восприятия в качест- ве начального звена познавательного процесса, он ясно пред- ставлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Ощущения и восприятия скользят по поверхности и схватывают лишь внешнее. Только мышление, выполняющее функцию, по- добную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за преде- лами органов чувств.
Отправными положениями в объяснении возникновения ощущений и восприятий являются принцип подобия и механизм истечений. Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. самим атомам и телам, состоящим из них, не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порожда- ющем в нашем мнении ощущения соленого, сладкого, красного, желтого, теплого, холодного и т. д. Перечисленные качества яв- ляются как бы вторичными, производными, не зависящими це- ликом от физической природы атомов. Те краски и ощущения, которые человек испытывает, представляют собой субъективные переживания, объективным основанием которых являются внешний мир, составленный лишь из атомов и пустоты. Таким
образом, в учении Демокрита об ощущениях впервые обра- щается внимание на объективную и субъективную стороны чувствительности. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Исте- чения, названные Демокритом идолами, представляют собой сочетание тонких атомов, воспроизводящее форму восприни- маемого предмета.
Эмоции и аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств ато- мов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Поло- жительные эмоции вызываются ровным течением круглых, ша- рообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия нерав- номерно движущихся угловатых и крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей.
Потребностям человека Демокрит придавал большое значе- ние. Они рассматривались им как основные движущие силы, ко- торые приводят в действие не только эмоциональные пережива- ния. Вне потребностей человек не смог бы никогда выйти из дикого состояния.
Многое из того, чему научился человек, происходило, по мне- нию ученого, в результате подражания. Подражая звукам живот- ных, человек начинает обозначать их этими звуками. После это- го люди договариваются об общем употреблении звуков и их сочетаний.
Особый интерес представляет этика Демокрита, которая обращена к отдельному человеку и носит психологический характер. Тонкие наблюдения за людьми и их поступками и поведением нашли свое отражение в ряде поучений и на- ставлений.
Учение Демокрита положило начало причинному объясне- нию психических процессов: ощущений, восприятий и побу- дительных сил. Указание Демокрита о связи мышления как высшего уровня познавательной деятельности с ощущениями и восприятиями и вырастании его из них явилось важной до- гадкой.
Учение Гераклита о том, что от закона (а не от произвола богов — властителей неба и земли) зависит ход вещей, пе-
решло к Демокриту. Сами боги в его изображении не что иное, как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из различного сорта атомов, самые подвижные из них — атомы огня. Они образуют душу. Единым и для ду- ши, и для космоса он признал не сам по себе закон, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они — неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем. Впослед- ствии принцип причинности назвали детерминизмом. Бла- годаря нему добывалось по крупицам научное знание о пси- хике.
Демокрит дружил со знаменитым медиком Гиппократом. Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Определяю- щей причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой сме- шаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Пропорция в смеси была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия че- тырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для будущей психологии этот объяс- нительный принцип при всей его наивности имел очень важ- ное значение. Недаром названия темпераментов сохранились поныне.
Во-первых, на передний план ставилась гипотеза, сог- ласно которой бесчисленные различия между людьми умеща- лись в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппок- рат положил начало научной типологии, без которой не воз- никли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми (прежде всего дифференциальная психофизио- логия).
Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.
О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной. Отныне и медики, и психологи говорят о единой нейрогумораль- ной регуляции поведения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.