Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основ- ным элементам, определяющим общее строение организма и его физическое состояние. Философская же схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий, или «корней» (земля, вода, воздух, огонь), была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490—430 гг. до н. э.).

Эмпедокл продолжал развивать материалистическую линию в философии и психологии, но, в отличие от своих предшествен- ников, он заменяет теорию единого первоначала на учение о че- тырех «корнях». Первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре — земля, вода, воздух, огонь.

Организм растений и животных, как и мир в целом, состоит из четырех стихий, причем различие между растениями и живот- ными заключается в неодинаковом соотношении и степени вы- раженности у тех и других первоначальных стихий. Наиболее со- вершенными по своим пропорциям являются у растений — сок,


 

 

у животных и человека — кровь. Так, кровь представлена одной частью огня, одной частью земли и двумя частями воды. Сок рас- тений и кровь у животных и человека есть ведущая структура ор- ганизма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенно- му сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций. Посколь- ку «психическое» приписывалось философом не только живот- ным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл выра- зил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впоследствии прин- ципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы.

У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно, а не мозг, как это предполагал Алкмеон, является органом ду- ши. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности че- ловека. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет возможности этих частей тела.

Сходные с Алкмеоном мысли Эмпедокл высказывает и при рассмотрении механизма восприятия.

Для Эмпедокла принцип подобия приобретает универсальное значение. Он распространяется и на ощущения, и на побудитель- ные силы, и даже на мирообразующие силы — Любовь и Вражду. Природа побудительных состояний такова, что все живое стремит- ся к недостающему подобному. Любовь, Дружба, Счастье возника- ют тогда, когда подобное встречается с подобным. По сравнению с Алкмеоном Эмпедокл вносит новое положение в учение о меха- низмах восприятия, выдвигая теорию истечений, с помощью кото- рой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на органы чувств и как в них воз- никают ощущения и восприятия. Процесс восприятия Эмпедокл представил как механизм истечений. Наиболее полно этот меха- низм истечений описан философом в отношении зрения. От внеш- них предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета.

Истечения идут не только от внешних предметов, но и от са- мих органов чувств. Истечения, идущие из глаз, свидетельствуют об активном участии самих органов чувств в акте восприятия.


 

 

Принцип подобия и механизм истечений были положены в осно- ву объяснения и цветового зрения. Эмпедоклу первому принадле- жит заслуга в построении теории цветового зрения. Восприятие цветов, по мнению философа, определяется как свойствами воз- действующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего органа. Эмпедоклом также впервые высказы- вается предположение о возможности сведения всей цветовой гаммы к четырем основным цветам. В ощущениях и восприятиях философ видел начальную форму познания, из которого вырастает разум. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адек- ватности их восприятия органами чувств. Однако чувственное поз- нание, по мнению ученого, должно контролироваться разумом, позволяющим лучше пользоваться нашими чувствами.

В развитии античной психологии взгляды Эмпедокла зани- мают видное место, как по своей новизне, так и в отношении влияния их на формирование более поздних представлений о че- ловеке и его психике. Воззрения Эмпедокла способствовали ук- реплению эволюционного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной приро- де души, ее внешней и телесной детерминации. Эмпедоклом по- новому были определены границы психического. Сердцецентри- ческая точка зрения Эмпедокла на проблему локализации души будет одной из распространенных гипотез относительно субстра- та психического. Принципа подобия и теории истечений, выдви- нутого древним ученым для объяснения механизма восприятия, будут в более позднее время придерживаться Демокрит и все сто- ронники атомистического учения. Гуморальная теория общей ак- тивности и подвижности человека, опирающаяся на принцип со- отношения различных элементов крови, станет предпосылкой для построения Гиппократом учения о четырех типах темперамента.

 

 



Атомистическая

Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.