Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и те- лесных основаниях ставились в древнее время не только филосо- фами, но также представителями медицины. Обращение древних врачей к этим вопросам побуждалось их медицинской практи- кой, их личным опытом и собственными наблюдениями за рабо- той различных систем организма, за поведением животных и че- ловека. Из древних особо выделяется крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI—V вв. до н. э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной сис- темы в целом.


 

 

Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмео- ну дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алк- меон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к орга- нам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и отк- рытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны пережи- вания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о на- личии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоя- щее время нейропсихизмом.

Наделяя животных душой, Алкмеон не был склонен к отож- дествлению психики животных и человека. От животных чело- век отличается разумом, а анатомической основой различия между ними является общий объем и строение мозга, а также органов чувств. Хотя разум и отличает человека от животных, свое начало он берет в ощущениях, возникающих в органах чувств. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алкмеон впервые пытается опи- сать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснительного принципа чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раз- дражителя и органов чувств.

Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особен- ностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма определяются соотношением четырех сти- хий — воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Правильная координация, равновесие, гармо- ния этих четырех элементов обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худшем случае — к гибели. Рав-


 

 

новесие и гармония стихий в теле и здоровье человека зависят от пищи, которую он употребляет, от климатических и географиче- ских условий, в которых человек живет, наконец, от особенно- стей самого организма.

Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с моз- гом, принцип нервизма, принцип подобия в объяснении возник- новения ощущений и восприятий, идея о внешних и внутренних факторах, определяющих общую активность и жизнедеятель- ность организма, оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. На идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозгоцентрической точки зрения на лока- лизацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.