Представители милетской школы, указывая на материальную природу психического, не дали относительно развернутой карти- ны душевной жизни человека. Первый шаг в этом направлении принадлежит крупнейшему древнегреческому философу из Эфе- са Гераклиту (530—470 гг. до н. э.). С представителями милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за пер- вооснову он принимал не воду, не апейрон и не воздух, а огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой про- тивоположностей.
Развитие огня происходит по необходимости, или по Логосу, создающему все сущее из противоположного движения. Этот тер- мин «логос», введенный Гераклитом, но применяемый поныне, приобрел великое множество смыслов. Но для него самого он оз- начал закон, по которому «все течет» и явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен мак- рокосму всего миропорядка. Поэтому постигать себя (свою «пси- хею») — значит углубляться в закон (Логос), который придает все- ленскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию.
Все возникает и исчезает через борьбу. «Война, — указывал Гераклит, — отец всего». Превращения огня происходят по двум направлениям: «путь вверх» и «путь вниз». «Путь вверх» как способ преобразования огня есть переход его от земли к воде, от воды — к воздуху, от воздуха — к огню. «Путь вниз» — это обратный переход от огня к воздуху — воде — земле. Эти два противоположно направленных перехода огня из одного состояния в другое могут протекать одновременно, обусловливая вечное движение и развитие мира во всем его многообразии. Как товар обменивается на золото и золото — на товар, так и огонь, по мнению Гераклита, преобразуется во все, и все переходит в огонь.
Душа — это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название «психея». Вве- денное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым психологическим термином. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же перехо- дят. Наилучшее состояние «психеи» — это ее сухость. «Психеям смерть — стать водою». Деятельность души Гераклит ставил в за- висимость как от внешнего мира, так и от тела. Он полагал, что огненная стихия проникает в организм из внешней среды и вся- кое нарушение связи души с внешним миром может привести к огрублению «психеи».
Гераклитом было замечено, что люди часто не помнят своих снов. Эта потеря памяти происходит потому, что во сне ослаб- ляется связь с внешним миром. Полный же разрыв с внешней средой ведет к смерти организма подобно тому, как гаснут вдали от костра угли. В таком же тесном контакте душа находится с те-
лом. В вопросе о внешней телесной детерминации психики в том, что позднее будет названо психофизической и психофизи- ологической проблемой, Гераклит выступил как последователь- ный материалист.
Он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души. Большое внимание философ отводил познава- тельным актам. Важное значение он придавал чувствам, а среди них особенно зрению и слуху.
Ведущим у человека признавался разум, поскольку органы чувств позволяют установить лишь внешнюю гармонию приро- ды, тогда как разум, опираясь на чувства, открывает ее внутрен- ние законы. «Психеям» и мыслям присущ самовозрастающий Логос. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной исти- ны к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно ее законам.
Довольно подробно рассматриваются Гераклитом побуди- тельные силы, влечения, потребности. Затрагивая эту сторону ду- шевной жизни, Гераклит высказывает ряд важных положений, раскрывающих соотношение побудительных сил и разума, влия- ние предшествующих состояний на последующие, относитель- ный характер побуждений и потребностей у различных живых су- ществ. Указывая на зависимость переживаемых состояний организма от предшествующих, философ подчеркивает, что свя- занные с потребностями чувства удовольствия и неудовольствия узнаются через свою противоположность.
Голод приятным делает насыщение, усталость — отдых, болезнь — здоровье. Раскрывая связь побудительных сил и ра- зума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою
«психеи», т. е. злоупотребление вожделениями и низшими потребностями ослабляет «психею». Но, с другой стороны, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
Счастье человека состоит не в увлечении телесными удо- вольствиями, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позво- ляющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (Логоса).
Главным в человеке является характер, понимаемый Геракли- том как рок, как главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение всей его жизни.
Взгляды Гераклита оказали большое влияние на развитие фи- лософско-психологических систем последующих древних мыс- лителей, у которых идеи, выдвинутые Гераклитом, получат даль- нейшую конкретизацию. Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить:
1) идею о материальной (огненной) природе души и зависи- мости психического от общих законов природы (Логоса);
2) положение о внешней и телесной детерминации психи- ческого;
3) сохранение жизнедеятельности (сон, бодрствование) и психики (познавательные и побудительные силы);
4) внутреннюю зависимость и соотношение познавательных и побудительных сил, относительный характер последних;
5) изменчивость психических состояний, переход их из одно- го в другое;
6) процессуальный характер психического и его развитие (самовозрастание);
7) введение первого психологического термина «психея» для обозначения психических явлений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 377.