VII–VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовла- дельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни (колонизация, развитие торговых отношений, стано-вление городов и т. д.) создали условия для расцвета древнегреческой культуры, привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно- мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний.
Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие фи- лософские школы. Hачало научного миросозерцания связы вают с Милетской школой, существовавшей в VII—VI вв. до н. э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики, или ду- ши, из материальных явлений. Общим для философов милет- ской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего проис- хождения, а многообразие мира есть лишь различные состоя- ния единого материального начала, первоосновы или первома- терии.
Это положение распространялось древними мыслителями и на выделяемую ими область психического. Они полагали, что материальное и духовное, телесное и психическое по своей пер- вооснове едины; различие между ними только феноменально, а не субстанционально, т. е. по состоянию, проявлению и выра- жению этого первоначала.
Различие же между взглядами ученых этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания.
Фалес (624—547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы вездесу- щего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действи- тельное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля пла- вает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замер- зая — в твердое.
Душа есть также особое состояние воды. Существенной харак- теристикой души является способность придавать телам движе- ние, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность при- давать вещам движение присуща всему.
Распространяя психическое на всю природу, Фалес первым выразил ту точку зрения на границы психического, которую при- нято называть гилозоизмом. Это философское учение стало вели- ким шагом на пути познания природы психического. Оно проти- востояло анимизму. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утверждая непреложный и для совре- менной науки постулат об изначальной вовлеченности психиче- ских явлений в круговорот природы.
Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душев- ные способности и дарования, а стало быть, располагают боль- шими возможностями обрести счастье в наши дни. Современно- го психолога не могут не привлечь тонкие наблюдения Фалеса в области нравственного поведения человека. Человек, считал он, должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедли- вости. А справедливость состоит в том, чтобы не совершать само- му того, в чем человек порицает других людей.
Если Фалес связывал все мироздание с особыми преобра- зованиями и формами воды и влаги, то его согорожанин Анак- симандр (610—547 гг. до н. э.) принимает за источник всех ве- щей «апейрон» — такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие
мира. Анаксимандр, отрицая качественную определенность первоосновы, полагал, что она не могла бы быть первоосно- вой, если бы совпадала со своими проявлениями. Подобно Фа- лесу, душа трактовалась Анаксимандром как одно из состоя- ний апейрона.
Анаксимандр был первым из древних философов, кто осу- ществил попытку объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему первому принадлежит идея за- рождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных — человек. Согласно философу чело- век произошел от рыб. Главный признак, отличающий челове- ка от животных, заключается в более длительном сроке кормле- ния ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним.
В отличие от Фалеса и Анаксимандра другой философ милет- ской школы Анаксимен (588—522 гг. до н. э.) в качестве перво- основы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыха- ния была довольно широко распространена среди древних мыс- лителей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 491.