Упражнение «Находим звук».
Детям раздаются карточки красного цвета.
Логопед: дети, звук Ы может находиться не только в конце слов, но и в середине. Давайте еще поиграем: я буду показывать вам предметы, в названиях которых есть звук Ы и в которы[ его нет. Как только вы услышите слово со звуком Ы, поднимайте карточку.
Лексический материал:, миска, птица, кукла, белка, санки, весы, усы, рысь, бык, рыба, лыжи.
Карточки со словами, содержащими звук Ы, вешаются на доску.
Логопед: дети, давайте определим, всегда ли звук Ы в конце слов? Дети определяют место звука в словах. Да, звук Ы у нас только в середине или в конце, а есть ли слова, начинающиеся на звук Ы? Нет, таких слов нет.
Упражнение «Придумай слово».
Логопед: а теперь вы, ребята, придумайте слова, в которых есть звук Ы.
Дети придумывают.
Логопед: дети, а вы знаете, что есть много слов, про которые нельзя сказать «он мой», «она моя» или «оно мое», а только «они мои»? Например, ножницы, шорты, шахматы, очки, грабли, обои, качели, макароны, каникулы., весы.
Вспомните еще слова.
Упражнение «Четвертый лишний»
Логопед: дети, послушайте слова, и определите, какое слово лишнее?
крыса – рысь-мышь- тигр
язык – пальцы – волосы - нос
Итог:
Убираются все картинки.
Логопед: Дети, сегодня мы изучали звук Ы, вы все были внимательны и называли много слов, в которых он есть. Вспомните эти слова. Дети вспоминают, называют слова. Проверим теперь, открылся ли волшебный сундучок? Да! Заяц Тимошка по очереди хвалит каждого ребенка и угощает детей мини-шоколадками.
Второй период обучения
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р»
Цель: автоматизировать звук Р в слогах и словах.
Задачи:
Закрепить артикуляционные упражнения
Закрепить артикуляцию звука «Р»
Закреплять произношение звука «Р» В слогах, словах, во фразе.
Развивать фонематический слух
Формировать навык определения места звука в словах.
Оборудование:
Картинки со звуком «Р» в начале, в середине, в конце слова, картинки без звука «Р», запутанная картинка с предметами со звуком «Р», настенное зеркало.
Ход занятия:
Здравствуй, сегодня мы с тобой будем искать звук Р, и для этого нам нужно немножко потренировать язычок.
Давай сделаем упражнение «Вкусное варенье»
1. Улыбнуться.
2. Приоткрыть рот.
3. Кончиком языка проводить по губам, как бы слизывая с них варенье.
А теперь давай сделаем упражнение «Маляр»
1. Губы в улыбке.
2. Приоткрыть рот.
3. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, двигая языком вперед-назад.
И еще сделаем упражнение «Громкий барабан»
1. Рот открыт, губы в улыбке.
2. Кончиком языка бить в верхние зубы.
3. Громко произносить д-д-д-д.
А теперь давай пощелкаем язычком как лошадка. Логопед следит, чтобы упражнение выполнялось медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
Логопед: Молодец! Теперь твой язычок готов порычать: Р-р-р-р-р-р!
Игра «Загадочные картинки»:
Логопед: Посмотри, какая у меня запутанная картинка! На ней столько предметов, давай найдем их все.
Логопед дает ребенку картинку, на которой друг на друге нарисованы различные предметы (в условиях зашумления) : ведро, пирамидка, рыба, вертолет, корабль, груша, жираф, гребешок, ракета.
Ребенок обводит пальцем каждую картинку, произнося при этом длительно «Ррррррр».
Логопед: Умница! Ты нашел все предметы!
Упражнение «Рифмушки»:
Логопед: Я предлагаю тебе поучиться сочинять стихи, я буду говорить начало строчки, а ты придумай слово в рифму:
Ра-ра-ра – вот собачья …(конура) Ру-ру-ру - кукурузу …….(соберу)
Ро-ро-ро – воробьиное …..(перо) Ры-ры-ры – разноцветные …..(шары)
Игра «Найди звук»:
Логопед: а теперь давай поищем звук Р в различных словах
Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь определять, есть там звук Р или нет и откладывать в разные стороны.
Лексический материал: роза, куртка, кошка, трамвай, сыр, чашка, груша, нитки, кукуруза, костер, банка, рак, ведро, кукла, рысь, ворона, ласточка, самовар, руль, банан, светофор, муравей, перо, мост.
Упражнение «Где место звука»:
Логопед: а теперь мы будем раскладывать карточки со словами, которые начинаются на звук [Р], в которых он в середине и которые заканчиваются на [Р] в три стопки. Слушай внимательно, и раскладывай картинки.
Если ребенок затрудняется с определением места звука в слове, логопед несколько раз произносит слово с утрированным произношением звука [Р].
Итог занятия:
Логопед: ты сегодня был внимательным, нашел везде звук Р, хорошо его произносил. Ты большой молодец! Вот тебе раскраска рыбы и рака.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 623.