При глубоком ФН ребенок не слышит звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить заданный звук из состава слова  и т.д
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

*При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, на недостаточную сформированность ФВ указывает нарушение произношения многосложных слов со стечениями согласных («качиха» вместо ткачиха).

Фонематический анализ и синтез-это операция мышления, процесс разделения слова на звуки или процесс воссоединения слова из звуков, слогов.

 *Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

 

8

При фонематическом анализе происходит не только узнавание и различение слов на основе восприятия их фонемного состава, но и их деление на составные части-звуки.

Поэтому процесс фонематического анализа является более сложной аналитической функцией  и рассматриваются как процесс умственного действия (Д.Б.Эльконин, А.К. Маркова, А.Е.Ольшанникова и другие).

 

Под фонематическим анализом подразумевают как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

 

Элементарная форма анализа появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, т.е. дети самостоятельно овладевают умением выделять звук на фоне слова ( к 5 годам).

 Сложные формы звукового анализа появляются лишь в процессе специального обучения.

Дети учатся вычленять первый и последний звук из слова и определять его место (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам.

 

Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, способность выделять в многообразии звуков живой речи фонемы, характерные для данного языка (Л.Ф. Спирова).

Па основе фонематического восприятия и фонематического анализа формируются фонематические представления.

 

Фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятые человеком ранее и в данный момент не действующие на его органы чувств.

 

9

Это более тонкие умственные действия, базирующиеся на навыках звукового анализа. В формировании фонематических представлений существенную роль играют также память и внимание.

 

В настоящее время считается, что фонематические процессы формируются при совместном участии речеслухового и речедвигательного анализаторов (Е.Ф. Соботович).

 

Фонематическое развитие детей определяется состоянием фонематической системы. Каждая фонема языка характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.

 

В русском языке такими признаками являются: твердость-мягкость, звонкость-глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески.

Фонемы отличаются друг от друга одним или несколькими смыслоразличительными признаками.

 

       Установлено, что нарушение произношения даже одного звука может быть симптомом фонематического недоразвития и отрицательно влиять на формирование звукового анализа. 

Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но и слов, включающих звуки, сходные с нарушенным, по звучанию и месту образования.

На начальном этапе обучения чтению эти дети испытывают трудности в овладении слиянием, а в дальнейшем читают медленнее, с большим количеством ошибок.

       

10

Без специальной логопедической помощи такие дети не в состоянии усвоить грамоту в период школьного обучения и становятся неуспевающим учениками по письму и чтению.

Профессор Левина Р.Е. говорила, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшуюся патологию.

 

Поэтому в конце 60-х годов ХХ столетия ею был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, который реализовался в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи.

Задачи коррекционного обучения включали в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 645.