*При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, на недостаточную сформированность ФВ указывает нарушение произношения многосложных слов со стечениями согласных («качиха» вместо ткачиха).
Фонематический анализ и синтез-это операция мышления, процесс разделения слова на звуки или процесс воссоединения слова из звуков, слогов.
*Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
8
При фонематическом анализе происходит не только узнавание и различение слов на основе восприятия их фонемного состава, но и их деление на составные части-звуки.
Поэтому процесс фонематического анализа является более сложной аналитической функцией и рассматриваются как процесс умственного действия (Д.Б.Эльконин, А.К. Маркова, А.Е.Ольшанникова и другие).
Под фонематическим анализом подразумевают как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.
Элементарная форма анализа появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, т.е. дети самостоятельно овладевают умением выделять звук на фоне слова ( к 5 годам).
Сложные формы звукового анализа появляются лишь в процессе специального обучения.
Дети учатся вычленять первый и последний звук из слова и определять его место (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам.
Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, способность выделять в многообразии звуков живой речи фонемы, характерные для данного языка (Л.Ф. Спирова).
Па основе фонематического восприятия и фонематического анализа формируются фонематические представления.
Фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятые человеком ранее и в данный момент не действующие на его органы чувств.
9
Это более тонкие умственные действия, базирующиеся на навыках звукового анализа. В формировании фонематических представлений существенную роль играют также память и внимание.
В настоящее время считается, что фонематические процессы формируются при совместном участии речеслухового и речедвигательного анализаторов (Е.Ф. Соботович).
Фонематическое развитие детей определяется состоянием фонематической системы. Каждая фонема языка характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.
В русском языке такими признаками являются: твердость-мягкость, звонкость-глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески.
Фонемы отличаются друг от друга одним или несколькими смыслоразличительными признаками.
Установлено, что нарушение произношения даже одного звука может быть симптомом фонематического недоразвития и отрицательно влиять на формирование звукового анализа.
Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но и слов, включающих звуки, сходные с нарушенным, по звучанию и месту образования.
На начальном этапе обучения чтению эти дети испытывают трудности в овладении слиянием, а в дальнейшем читают медленнее, с большим количеством ошибок.
10
Без специальной логопедической помощи такие дети не в состоянии усвоить грамоту в период школьного обучения и становятся неуспевающим учениками по письму и чтению.
Профессор Левина Р.Е. говорила, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшуюся патологию.
Поэтому в конце 60-х годов ХХ столетия ею был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, который реализовался в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи.
Задачи коррекционного обучения включали в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 658.