при оформлении конспектов занятий и их проведении (Филичева Т.Б.)
1. Смешиваются тема и цели занятия. Например, пишется:
Тема: «Дифференциация звуков “с” и “ш”».
А нужно просто обозначить звуки.
Тема: «Звуки С - Ш».
А в целях уже указать – закрепить навык различения и правильного произношения звуков “с-ш ” в словах (слогах, предложениях и т.д.).
2. При указании целей часто дублируются термины «развитие фонематического слуха» и «различение звуков», а это синонимы.
3. Инструкция дается расплывчато и многословно.
Отсутствует образец правильного выполнения задания.
4. Мало используется методических приемов.
5. Нарушается логическая последовательность предлагаемых заданий, переход от простого к сложному. Например, сначала предлагается вставить пропущенную букву, а потом - услышать звук в ряду других звуков, т.е. сначала даются более сложные, потом более простые задания.
6. Ошибки в подборе лексического материала. Так, при автоматизации звука детям предлагаются слова с дефектно произносимыми или смешиваемыми звуками.
7. Всегда надо помнить о расширении словарного запаса, поощрять употребление в речи детьми разнообразных имен, профессий и их атрибутов, например, таких имен как: Соня, Саня, Света, Савелий, Агнесса, Оксана, Остап, Степан, Макс (на звук «С»), Сима, Семен, Максим, Аксинья, Анисья, Ксения, Алексей, Елисей, Моисей, Одиссей (на звук «С’»). Полезно включение в занятие таких редко употребляемых, сложных слов, как: альпинист, баянист, скрипач, тренер, шприц, турник, гантели, огнетушитель, пчеловод, книголюб, сладкоежка и т. д.
8. !!!! Нет необходимости включать во фронтальные занятия артикуляционную гимнастику, особенно при дифференциации звуков. Эти упражнения проводятся с детьми на индивидуальных или подгрупповых занятиях, в процессе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука.
9. Недостаточно упражнений на развитие неречевых процессов (память, логическое мышление и т.д.).
10. Следует помнить, что цель фронтальных занятий - закрепление речевых навыков детей в различных формах речи, развитие речевой коммуникации. Логопеды не достаточно стимулируют речевую активность детей. Дети на занятии мало говорят.
11. Не привлекаются помощники логопеда – отсюда страдает мотивация.
12. Редко используются элементы музыки, помогающие поднять эмоциональный настрой детей, с одной стороны, и развивать внимание и память, с другой.
11. Мало учитываются возрастные особенности дошкольников, поэтому ограниченно используются игровые приемы, а отсюда - снижение заинтересованности детей при проведении занятий.
7. Методика развития ФП (фонематических процессов)
Важным разделом логопедической работы по преодолению ФФН является развитие ФП (фонематических процессов).
Работа по формированию фонематических представлений начинается с развития фонематического слуха, которая осуществляется в следующей последовательности (6 этапов):
1. Узнавание неречевых звуков - развитие слухового внимания и слуховой памяти. Дети учатся различать неречевые звуки, определять направление источника звука (Кто кричит? Что шумит за окном? и т.п..);
2. Различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (Угадай, кто зовет?);
3. Различение слов, близких по своему звуковому составу (например, БУМАГА - ПУМАГА - БУМАКА);
4. Дифференциация слогов (например, БА - ПА - ПА);
5. Дифференциация фонем, которая проводится на основе акустических и артикуляционных признаков звуков:
• Различение гласных звуков (А-У, А-У-И);
• Различение согласных звуков, далеких по акустико-артикуляционным признакам (Т-С);
• Различение согласных звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам (С-Ш, Р-Л);
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа с использованием интонированного проговаривания (дети учатся определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков).
Работа по формированию фонематических представлений осуществляется на фронтальных и индивидуально-подгрупповых занятиях.
Так на подготовительном этапе работы по формированию звукопроизношения в задачи по развитию фонематического слуха входят:
1. Знакомство со звуками (уточнение произношения сохранных звуков, дети учатся слышать правильное и неправильное произношение изучаемого звука);
2. Закрепление поставленного звука в слогах (прямых и обратных). На этом этапе следует проводить работу по анализу слога на слух и в произношении (произнесение слоговых рядов с различной интонацией);
3. Введение отработанного слога в слова. В задачи этого этапа входят: определение наличия звука в слове, определение позиции звука в слове, придумывание слов с заданным звуком, отбор картинок с изучаемым звуком. Т.о. формируются навыки звукового анализа и синтеза (дети учатся определять количество звуков в слове и их последовательность);
4. Составление предложений с отработанными словами (в звучащем предложении дети учатся определять слово с заданным звуком). Аналогичная работа проводится на уровне текста;
5. Дифференциация звуков (дети учатся дифференцировать смешиваемые звуки на слух и в произношении в слогах, словах, в предложениях и тексте).
Вся система фронтальных занятий должна строиться поэтапно, опираясь на программные требования (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше).
Работа по развитию фонематических представлений является не самостоятельным этапом, а частью комплексной работы по формированию звукопроизношения у детей с ФФН.
Конспекты фронтальных фонетических занятий с детьми с ФФН
Первый период обучения
Индивидуальное занятие
Тема : Дифференциация звуков [Ы]-[И]
Цели:
1. Научить различать звуки [Ы] и [И] на слух и в произношении;
2. Сформировать понятие о том, что звук [И] обеспечивает мягкость предыдущего согласного;
3. Закрепить образование именительного падежа множественного числа существительных;
4. Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, память.
Оборудование:
Денотат (дыня, бант, вагон, олень, тыква, бананы, зубы, индюк, малина, иголка);
Символы звуков [Ы]- карточка-пароход, [И]- карточка-ослик;
Панно;
Поощрительный флажок.
Часть речи | Слова, сложные по слоговой структуре | Слова, сложные по семантике |
1. Существительные | Олень | |
2. Глагол | Пылить |
Ход занятия:
1. Организационный момент;
2. Подведение к теме занятия;
1. Упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных с выделением падежного гласного [Ы]-[И]. (С опорой на картинки).
Игра «Один-много»
Инструкция: Посмотри внимательно на картинки, я буду говорить тебе про один предмет, а ты подумай и скажи, как бы сказал про много таких предметов. В конце слова выдели последний гласный.
Образец: мак-макИ, кит-китЫ.
Лексический материал: дыня-дыни, бант-банты, вагон-вагоны, олень-олени.
Л.: «Какие звуки были последними в твоих словах?»
Р.: «Звуки [Ы] и [И]»
2. Уточнение акустико-артикуляционного уклада звука [Ы] и [И].
Перед ребенком выкладываем символ звука [Ы]-картинку-пароход/
Л.: «Давай вспомним, как гудит пароход».
Р.: «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы».
Инструкция: Правильно, когда гудит пароход, мы слышим звук [Ы].
Чтобы правильно его произнести, губы не напряжены, зубы разомкнуты, язык отодвинут глубоко в ротик, горлышко «работает».
Л.: «Какой это звук? Согласный или гласный?»
Р.: «Гласный. Потому что нет преграды, язык, губы, зубы не мешают проходить воздуху».
Выкладываем следующий символ-звук [И].
Л.: «А сейчас давай вспомним, как кричит ослик?»
Р.: «И-И-И-И-И»
Инструкция: Когда кричит ослик, мы слышим звук [и]. Когда мы произносим этот звук, то губы растянуты в улыбке, зубы сближены, края языка касаются коренных зубов, горлышко «работает».
Л.: «Звук [И] гласный или согласный?»
Р.: «Гласный, его можно петь, губы и зубы не мешают проходить воздуху, горлышко поет»
Л.: «Чем похожи звуки [Ы] и [И]?»
Р.: «Они оба гласные»
Сообщение новой темы.
1. Развитие фонематического восприятия (различение звуков [Ы]-[И] в звукокомплексе)
Игра «Узнай звук».
Инструкция: Давай играть в игру «Узнай звук», ведь к нам в гости прибыли звуки [Ы] и [И], если услышишь звук [Ы]- подними карточку парохода, если звук [И]-карточку ослика.
Лексический материал: АО-ИОА-ЫО-ИЙА-АОЫ-ИА-ОЫ-ОИУ-ЫЙО.
2. Различение звуков [Ы]-[И] в слоговых ряdах.
Игра «Занимательные горки»
Инструкция: Повторяй за мной слог, выделяя ударный.
(На доске нарисовали горки, соответствующие слоговым ударениям).
3. Дифференциация звуков [Ы]-[И] в прямых слогах и словах.
Игра «Наоборот».
Инструкция: Давай поиграем в игру «наоборот», я буду произносить слоги с гласными [Ы], а ты будешь говорить их с гласными [И].
Лексический материал: ПЫ-ПЫ-ПЫ/ПИ-ПИ-ПИ, ТЫ-ТЫ-ТЫ/ТИ-ТИ-ТИ, МЫ-МЫ-МЫ-/МИ-МИ-МИ.
Л.: «Твои слоги звучали мягко, так звучит звук [И]. Он предает мягкость предыдущему согласному».
Игра «Измени слово»
Инструкция: «Я буду произносить слово с гласными [И] а ы заменишь его на [Ы] и произнесёшь два слова».
Лексический материал: бить-быть, пилить-пылить, нить-ныть .
Л.: «Ты изменил один звук и получил новые слова с новыми значениями. Слово со звуком [И ]тоже звучало мягко».
4. Различение [Ы] и [И] по картинкам на панно.
Игра «Разложи картинки»
(На панно разложены картинки, в названии которых звуки [Ы] и [И]).
Инструкция: Будь внимательным, смотри и разложи для меня все картинки со звуком [Ы]. а для себя со звуком [И].
Лексический материал: тыква, банты, зубы, индюк, малина, иголка.
Л.: «Теперь назови их»
Ребенок называет все картинки со звуком [И].
«А с каким звуком мои картинки? Назови их тоже»
Итог занятия
1. Какие звуки мы сегодня учили на занятии правильно произносить и различать?
2. Назови слова со звуками [И] и [Ы].
3. Поощрение ребёнка.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 653.