Воспитание внимания к звуковой стороне речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исправляя звукопроизношение, логопед учит вслушиваться в речь, различать и воспринимать отдельные элементы речи (звуки, звукосочетания, слоги), удерживать в памяти воспринятый на слух материал (развитие слухоречевой памяти - важный элемент), учит уметь слышать собственную речь и исправлять свои ошибки (функция слухового самоконтроля).

На фронтальные занятия этого периода выносятся следующие звуки:

У (одно - два занятия);

А (одно - два занятия);

УА звукосочетания (одно занятие);

И (одно занятие);

А-У-И (одно занятие); 

П- П' (два занятия);

Э (одно занятие);

Т (два занятия);

П-Т дифференциация (одно занятие);

К- К' (два занятия);

П-Т-К дифференциация (два занятия);

М- М' (два занятия);

Л' (два занятия);

А У И Э (одно занятие);

О (одно занятие);

Х- Х' (два занятия);

Й (одно занятие);

Л'- Й дифференциация (два занятия);

Ы (одно занятие);

Ы - И дифференциация (одно занятие)на этих гласных логопед впервые даёт понятия твердости и мягкости;

Л' - М' - Н' (одно занятие);

С (два занятия)  *в целом на звук С отводится 5 занятий (два относятся к первому периоду, а три ко второму).

* Логопед по своему усмотрению может менять, опираясь на речевые возможности ребенка, последовательность изучения звуков и количество ФЗ, отводимых на этот звук (звуки).

*На ФЗ по звукопроизношению выносятся те звуки, которые у основной массы детей уже поставлены.

На индивидуальных занятиях логопед отрабатывает правильное произношение, артикуляцию, звучание, сохранность звуков, постановку звука, а также уделяется внимание детям, у который резко снижен фонематический слух и которые не подготовлены к упражнениям на звуковой анализ и синтез.

3. В каждое фронтальное занятие первого периода включаются упражнения по подготовке к звуковому анализу и синтезу.

Выделяют 4 ступени подготовки к анализу и синтезу звуков.

Первая ступень.

Одновременно с изучением гласных звуков (У, А, И) детей приучают слышать эти звуки в ряду других звуков, приучают выделять данный звук из начала слова (Какой первый звук в слове: утка, Оля, Анна).

На материале этих гласных звуков дети получают первые представления о том, что звуки могут быть в определенной последовательности. Детей учат не только запоминать и воспроизводить ряд из нескольких звуков, но и определять -  сколько звуков в сочетании, какой первый, какой второй, какой третий. (Очень популярна игра "Живые звуки").

*Первая ступень - это выделение гласного из начала слова.

Вторая ступень.

Анализ и синтез обратного слога типа АТ, УТ, УП, ИК, ОК, и др.

Детей учат слышать последний звук  в обратных слогах:  ат, ут, от (Сколько звуков? Какой звук первый? Какой звук второй?).

Детей учат выделять и слышать последний согласный звук в слове ( Т, К, М, Х и др.), продолжают учить выделять первый гласный.

Детей учат не только анализу слов, но и их синтезу, учат соединять два звука в слог.

Дети учатся слышать и выделять последний согласный в таких словах (мак, кот, паук, мох, дом, кит, танк).

 

Третья ступень.

Выделение ударного гласного из положения после согласного. Дети учатся слышать ударный гласный в односложных словах МАК, КОТ, КИТ, МОХ, КОМ и др.

Кот – какой второй звук,“а” или “о”?

Четвертая ступень.

Анализ и синтез прямого слога типа СА, СО, СУ, ПА, ПО, ТУ и др., со всеми пройденными согласными и гласными звуками. Выделение первого согласного и последнего гласного звука в слове.

Первый период заканчивается полным звуковым анализом односложных слов без стечения согласных.

Пример. Кот (сок) – сколько звуков, какой первый звук, какой второй, какой третий.

В результате дети оперируют понятием звук, слог, слово, что звуки могут быть согласными и гласными.

На занятиях с детьми отрабатываются некоторые грамматические категории, Так, например, при изучении звука Ы, закрепляется категория множественно числа существительных именительный падеж (БАНТ – БАНТЫ, КОТ-КОТЫ, АЛЬБОМ-АЛЬБОМЫ, АВТОМАТ-АВТОМАТЫ и др.).

При изучении звука [Ль] у детей закрепляют навык употребления глаголов прошедшего времени множественного числа (Дети поливали, копали, мыли и др.), а также совершенные и несовершенные формы глаголов (копали – выкопали, мыли – вымыли и др.).

При изучении звуков [Ль-J] детям предлагается запомнить короткий рассказ (по картинке). ( см. пособие).

Дети знакомятся с буквами (графическим начертанием), соответствующими изучаемым звукам У,А,И,П,Т,К,М,О,Ы,С.

Второй период обучения ( ноябрь - февраль)

( 2 ФЗ по звукопроизношению и 2 по грамоте)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 635.