В этом периоде с детьми проводят разнообразные упражнения по закреплению правильного произношения поставленных звуков . У детей закрепляется понятие звук, звук гласный и согласный, звук звонкий и звук глухой, звук мягкий и звук твердый.
В процессе занятий детей учат различать на слух изучаемый звук и сравнивать его не только с теми звуками, которые ребенок произносит, но и с теми, которые находятся в стадии постановки. Так, при изучении свистящих и шипящих звуков детей учат различать данную фонему в сравнении с аффрикатой, хотя ребенок их еще не произносит.
В это время у детей расширяется объем правильно произносимых слов. Это позволяет включать упражнения на закреплению имеющихся у ребенка грамматических категорий (категория категория числа существительных. к. падежа, к. времени)
Так при закреплении правильного произношения свистящих звуков, звонких и глухих, твердых и мягких, детей учат правильному согласованию прилагательных и существительных (Синяя коляска. Зеленый пояс.). При изучении свистящих и шипящих -согласованию числительных с существительными.( Семь жуков. Шесть обезьян.).
В занятия включают упражнения по составлению простых предложения по вопросам, по демонстрации действий и картин (Паша катает мишку на машине). Используя фонетически правильно отобранный лексический материала, детей учат распространять предложение путем введения однородных членов предложения .Здесь же учат детей составлению простых рассказов. Постепенно в предложения включаются предлоги. Типа: над-под, из-за. Из-под, между, через. Анализ и синтез звукового состава слова пронизываю все занятия этого периода.
Сочетание тренировочных упражнений на закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слова способствуют быстрейшему введению поставленного звука в речь.
Во втором периоде начинается подготовка к обучению грамоте.
В основе подготовки детей с ФФН грамоте лежит аналитико-синтетический звуковой метод.
В этом периоде основной единицей изучения становится не звук в составе слова, а целое слово.
Детей учат делить слова на слоги. Детей знакомят со схемой слова, где длинной чертой ----------- обозначается слово, а короткой – обозначаются слоги.
Из полосок дети составляют различные схемы слов:
односложных МАК ---------;
двусложных ВАЗА ----------
Трехсложных МАШИНА --------------
С детьми проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления сдлов на слоги.
1. Отхлопывание слова вместе с логопедом, далее «Выложи схему».
2. Перед ребенком две схемы, например, ------------ и --------- . Логопед называет слово, а дети выбирают нужную схему (СОВА).
3. Перед ребенком - 1-3 схемы. Дается задание подобрать картинку к одной из выложенных схем, или подобрать (разложить) картинки к схемам.
Постепенно детей учат овладевать полным звукослоговым анализом : односложных слов без стечения согласных. Дети:
- определяют количество слогов в слове;
- количество звуков слове ( в схеме звуки обозначаются кружочком под слогом);
- определяют количество слогов по по кол-ву гласных звуков;
учатся не только анализу односложных слов, но и синтезу. (Игра «Живые звуки»)
От схемы односложных слов переходим к анализу и синтезу двусложнного слов. Постепенно осуществляется переход к полому звуковому анализу и синтезу слов без схемы. Дальнейшее усложнение материала заключается в том, что в анализ включаются слова со стечениями согласных: «Стол, шкаф, кошка, клубок».
Затем переходим к анализу и синтезу 3=х сложных слов, типа «канава» (где написание не расходится с произношением).
В это время проводится много упражнений в преобразовании слов путем замены первого звука Лук-сук; Рак-лак-мак-бак.
Вывод по второму периоду. К концу 2 периода обучения дети овладевают правильным произношением всех выше перечисленных звуков, а также сознательно усваивают звуковой анализ и синтез слов указанной сложности. Дети усваиваю термины: слог, слово, предложение, закрепляется дифференцированное употребление терминов: гласный и согласный звук, глухой и звонкий, твердый и мягкий. Дети печатают буквы АУМШ
Примеры.
______ _______ ______________
------ -- -- ---- ----
о о о оо оо ооо ооо
С у к ко-сы ста-кан
________ ____________ ______________
____ __ __ __ ___ ___ ___
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Стул Ма ши на Ка пус та
В занятия включаются упражнения, на закрепление лексико-грамматических категорий, которые связаны с изучаемыми звуками.
Можно использовать элементы словообразования: - образование прилагательных
от существительных со значением соотнесенности с продуктами питания.
Например, звук “с”:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 590.