Логопедия: теория и практика Т..Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова 2017 г.
Методические пособия для практических занятий
3. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.) 2016 г.
4. Нарушения речи и обучение чтению (детей пятого года жизни) А.В. Лагутина2011г
5. Подготовка к школе детей с нарушениями речи Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.) 2016 г.
6. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. 2008 г.
7. Развиваем речь и мышление дошкольника (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.) 2018 г.
8. Развиваем речь и тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко 2016 г.
9. Преодоление фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией Л.В. Лопатина СПб
10. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией
Дополнительная литература
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников (старшая группа0
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи (подготовительная группа). М.: Просвещение.- 1988 г.
Проблема преодоления ФФН у дошкольников
В настоящее время отмечается неуклонный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (дизартрия, ринолалия, акустико-фонематическая и артикуляторно- фонематическая дислалия).
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам языка.
Недостатки звукопроизношения и дифференциации звуков препятствуют овладению в полной мере детьми с ФФН словарным запасом и грамматическим строем, что негативно сказывается на развитии связной речи в целом.
Дети с ФФН, имея полноценный слух и интеллект, как правило, не готовы к усвоению школьной программы. Из-за дефектного произношения и недостаточного развития фонематического восприятия невозможно овладевать навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту.
Поэтому эти дети оставляют основную группу риска по школьной неуспеваемости при овладении письмом и чтением. Трудности овладения звуковым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.
3
Исследования, посвященные выявлению причин и проявлений дисграфии у учащихся младших классов, доказало прямую зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Н.А.Никашина, И.К.Колповская, А.В. Ястребова и др.).
Л.Ф.Спирова, проводя сравнительное исследование особенностей звукового анализа у детей с аномальным и нормальным речевым развитием, сделала вывод, что недостатки произношения и различения даже одного звука могут отразиться на формировании процессов звукового анализа.
Анализ письменных работ этих детей позволил выделить следующие группы специфических ошибок:
I. Фонетические ошибки.
1. Замены букв, соответствующим звукам, схожим по акустическим и артикуляционным параметрам (звонкие-глухие, твердые-мягкие; свистящие- шипящие и их аффрикаты; сонорные: С-Ш; С-З; Т-Д; П-Б; Ч-ТЬ; Р,РЬ-Л, ЛЬ («бопеда» вместо «победа», «считают – читают», «коршуны – корщины», «Тану» вместо «Таню», «пил» вместо «пыль»...)
2. Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов: пропуск букв, как гласных, так и согласны, пропуск слогов и частей слова («кичат» вместо «кричат», «сит» вместо «сидит»); перестановки букв, слогов «довр» вместо «двор», «брат-барт»..., добавления букв, раздельное написание частей слова, полное искажение слова («кадода» вместо сковорода; «пава» вместо повар); перестанови слогов и т.д.
Причиной таких ошибок на письме являются затруднения в звуковом анализе слова.
4
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1230.