Фонетико-фонематическое недоразвитие и пути его преодоления
План
· Проблема преодоления ФФН у дошкольников
· Закономерности развития фонематических процессов в норме
· Приемы обследования фонематических процессов
· Структура дефекта при ФФН.
· Характеристика нарушений произношения и дифференциации звуков у различных категорий детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
· Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников
Литература
Учебники
Основы дошкольной логопедии Т.Б, Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова 2015 г.
Логопедия: теория и практика Т..Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова 2017 г.
Методические пособия для практических занятий
3. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.) 2016 г.
4. Нарушения речи и обучение чтению (детей пятого года жизни) А.В. Лагутина2011г
5. Подготовка к школе детей с нарушениями речи Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.) 2016 г.
6. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. 2008 г.
7. Развиваем речь и мышление дошкольника (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.) 2018 г.
8. Развиваем речь и тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко 2016 г.
9. Преодоление фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией Л.В. Лопатина СПб
10. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией
Дополнительная литература
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников (старшая группа0
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи (подготовительная группа). М.: Просвещение.- 1988 г.
I. Фонетические ошибки.
1. Замены букв, соответствующим звукам, схожим по акустическим и артикуляционным параметрам (звонкие-глухие, твердые-мягкие; свистящие- шипящие и их аффрикаты; сонорные: С-Ш; С-З; Т-Д; П-Б; Ч-ТЬ; Р,РЬ-Л, ЛЬ («бопеда» вместо «победа», «считают – читают», «коршуны – корщины», «Тану» вместо «Таню», «пил» вместо «пыль»...)
2. Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов: пропуск букв, как гласных, так и согласны, пропуск слогов и частей слова («кичат» вместо «кричат», «сит» вместо «сидит»); перестановки букв, слогов «довр» вместо «двор», «брат-барт»..., добавления букв, раздельное написание частей слова, полное искажение слова («кадода» вместо сковорода; «пава» вместо повар); перестанови слогов и т.д.
Причиной таких ошибок на письме являются затруднения в звуковом анализе слова.
4
Приемы обследования фонематических процессов
( по лекциям)
Характеристика нарушений произношения и дифференциации звуков у различных категорий детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
В группу с фонетико-фонематическим недоразвитием могут входить дети различных категорий. Наибольший процент составляют дети со стертой дизартрией (70-75%). В данную группу могут входить дети, не имеющие дизартрических расстройств. И также в эту группу могут входить дети с ринолалией.
Дадим характеристику нарушений звукопроизношения у различных категорий детей.
Дислалия.
Дизартрия.
Вторичная недостаточность ярко проявляется у детей с псевдобульбарной дизартрией.
21
Дети затрудняются в различении близких по своему звучанию слов (на материале картинок), в подборе картинок на заданный звук, в узнавании слогов и т.д., что свидетельствует о том, что у детей имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля.
Наряду с речевой патологией у этих детей отмечается снижение внимания, памяти и мыслительной деятельности, повышение утомляемости, истощение.
Для таких детей чаще характерно искаженное произношение звуков и пропуски. Отсутствие четких кинестетических ощущений при нарушении произношения влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и близких по звучанию звуков речи.
Как было отмечено выше, основной процент детей с ФФН в наши дни составляют дети со стертой дизартрией. Ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стёртой дизартрией
являются нарушения фонетической стороны речи. Вторично нарушается ФВ.
Дети затрудняются в различении близких по своему звучанию слов (на материале картинок), в подборе картинок на заданный звук, в узнавании слогов и т.д., что свидетельствует о том, что у детей со стертой дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля.
Ринолалия.
Самостоятельно!
22.
Авторы программ.
1. Каше Г.А (Самая первая программа).
-Исправление недостатков речи у дошкольников (старшая группа).
- Подготовка к школе детей с недостатками речи (подготовительная группа)
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. (старшая группа). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников.
23
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. (подготовительная группа). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (старшая и подготовительная группа) 2008г .
Развитие звукопроизношения,
Примеры.
______ _______ ______________
------ -- -- ---- ----
о о о оо оо ооо ооо
С у к ко-сы ста-кан
________ ____________ ______________
____ __ __ __ ___ ___ ___
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Стул Ма ши на Ка пус та
В занятия включаются упражнения, на закрепление лексико-грамматических категорий, которые связаны с изучаемыми звуками.
Можно использовать элементы словообразования: - образование прилагательных
от существительных со значением соотнесенности с продуктами питания.
Например, звук “с”:
Требования к фронтальным занятиям по звукопроизношению
(со всей группой 20-25 минут)
ФЗ по формированию звукопроизношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения (см. программу обучения детей с ФФН, ОНР).
Специфика этого вида занятий обусловлена подбором лексического материала, который д.б. насыщен изучаемым звуком, не должно быть дефектно произносимых звуков, исключаются смешиваемые звуки (на занятии по автоматизации звука)
Структура занятия.
Структурно занятие должно состоять из нескольких этапов, каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию.
Все этапы занятия должны быть тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Все этапы подчинены единой теме и целям занятия.
Этапы.
I. Орг. этап (обязательно, всегда).
Его цель – собрать внимание детей и настроить их на работу.
Содержание.
Занятие включает несколько разделов.
1. Упражнения на закрепление правильного произношения изучаемого звука.
Лексический материал подбирается с учетом след. Требований:
- лексический материал д.б. насыщен изучаемым звуком;
- разнообразным (стихи, поговорки, потешки и др.);
- исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки;
- в подобранных словах звук должен находиться в различных позициях слова ( зависит от этапа автоматизации звука);
- по мере формирования навыков правильного звукопроизношения во ФЗ по звукопроизношению включаются различные лексико-грамматические категории ).
2. Упражнения на развитие фонематического слуха:
- выделить в звук в ряду др. звуков;
- определить наличие звука в слове, его место по отношению к началу, середине, концу слова;
- отбор картинок , в названиях которых есть звук , какой звук наиболее часто встречается в предложенных словах?
3. Подготовка к звуковому анализу и синтезу.
Упражнения на закрепление навыка звукового анализ и синтеза тесно связаны с задачами развития ФС. Поэтому во ФЗ включаются упражнения на закрепление навыка звукового анализ и синтеза. Для этого берутся обратные, прямые слоги, преобразование обратных в прямые, и наоборот. Упражнения на развитие навыка звукового анализа и синтеза дают возможность включить во ФЗ по звукопроизношению упражнения по овладению грамотой.
4. В каждое ФЗ включаются упражнения на развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности.
Эти упражнения существуют не изолированно, а они логично связаны с темой и целями занятия.
6. ФЗ должно быть динамичным. Должна быть смена методических приемов. Эти приемы располагаются в порядке нарастающей сложности. На занятии д.б. много игровых фрагментов, которые позволяют до конца занятия поддерживать интерес детей к занятию.
Мы учим, играя
7. На протяжении всего занятия логопед использует разнообразные виды деятельности и строит свою работу так, чтобы поддерживать речевую активность детей (в этом смысл фр. занятий). С этой целью логопед на занятии организует специальные диалоги, когда дети учатся задавать вопросы друг другу, и поддерживать беседу между собой.
8. На ФЗ необходимо использовать различные виды наглядности, желательно включать элементы музыки, что позволяет снизить утомляемость детей, поддерживать хорошее настроение, эмоциональный настрой.
Требования к логопеду.
1. Речь логопеда д.б. лексически, грамматически правильной. Избегать многословия. Все задания даются кратко, делаются паузы между предложениями, для того, чтобы дать возможность детям сосредоточиться на задании.
2. Задние можно повторить несколько раз, но приблизительно одинаковыми формулировками.
Например: Задание дается всем.
«Какой звук вы слышите во всех словах?»
«Катя, какой звук слышится во всех этих слова?».
3. Логопед должен логически заканчивать каждый этап занятия.
4. Темп речи д.б. усредненным.
5. Логопед должен давать дифференцированную оценку работе каждого ребенка, но при этом обязательно учитывать его индивидуальные психологические особенности.
Схема анализа
1. Тема занятия……..
2. Построено методически правильно, состоит из нескольких этапов, каждому из которых давалась четкая и краткая инструкция.
3. Далее идет анализ этапов: орг. этап, повторение пройденного материал, подведение к теме и знакомство с новым материалом (как пример), закрепление нового материала и итог занятия.
Все этапы связаны между собой и взаимообусловлены.
Требования к проведению фронтальных занятий
1. Занятия носят обучающий характер, мы готовим детей к школе – занятия должны быть интересными для детей.
Они проводятся с использованием различных игровых моментов и привлечением знакомых кукольных персонажей. Нередко сами дети выступают в их роли.
2. Дети должны много говорить на занятии!!!
3. Занятие должно быть динамично. Дети двигаются целенаправленно (подходят к доске, к логопеду, встают в круг, строятся друг за другом и т.д.).
4. В ходе проведения занятия необходима смена видов деятельности, применение различных методических приемов, которые располагаются в порядке нарастающей сложности. Положительно сказывается на настроении детей использование элементов музыки. Например, «Играет тихая музыка. Детям: «Как только заиграет громкая музыка, возьмите предметы со звуком “л”».
5. Занятие становится более интересным, если дети выполняют роль помощников логопеда. Например, “А теперь мой помощник выберет себе помощника”». Это очень большой стимул для детей. Они должны следить за собственной речью и уметь оценивать речь окружающих (“ Как вы думаете, дети, кто сегодня лучше всех отвечал?”).
6. На занятия подбирается разнообразный лексический материал - эстетически и красочно оформленный. Желательно, чтобы карточки были одного размера.
7. Занятия включают хоровое и индивидуальное проговаривание. Дается правильное и неправильное произношение слова ( для ребенка важно, чтобы он улавливал разницу в их звучании).
8. Обязательными являются упражнения по развитию общей и мелкой моторики – физ. минутка, динамическая пауза. Если ребенок во время занятия много двигается, то динамическую паузу можно не делать.
Динамическая пауза может сопровождаться ритмическими движениями, словесными комментариями. Нередко используется пальчиковая гимнастика.
9. Важным моментом для повышения мотивации детей является подведение итогов. Давать оценку работы каждого ребенка необходимо корректно, отмечать, что было хорошо, а над чем нужно еще поработать. Должны быть разнообразные формы поощрения.
Первый период обучения
Индивидуальное занятие
Тема : Дифференциация звуков [Ы]-[И]
Цели:
1. Научить различать звуки [Ы] и [И] на слух и в произношении;
2. Сформировать понятие о том, что звук [И] обеспечивает мягкость предыдущего согласного;
3. Закрепить образование именительного падежа множественного числа существительных;
4. Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, память.
Оборудование:
Денотат (дыня, бант, вагон, олень, тыква, бананы, зубы, индюк, малина, иголка);
Символы звуков [Ы]- карточка-пароход, [И]- карточка-ослик;
Панно;
Поощрительный флажок.
Часть речи | Слова, сложные по слоговой структуре | Слова, сложные по семантике |
1. Существительные | Олень | |
2. Глагол | Пылить |
Ход занятия:
1. Организационный момент;
2. Подведение к теме занятия;
1. Упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных с выделением падежного гласного [Ы]-[И]. (С опорой на картинки).
Игра «Один-много»
Инструкция: Посмотри внимательно на картинки, я буду говорить тебе про один предмет, а ты подумай и скажи, как бы сказал про много таких предметов. В конце слова выдели последний гласный.
Образец: мак-макИ, кит-китЫ.
Лексический материал: дыня-дыни, бант-банты, вагон-вагоны, олень-олени.
Л.: «Какие звуки были последними в твоих словах?»
Р.: «Звуки [Ы] и [И]»
2. Уточнение акустико-артикуляционного уклада звука [Ы] и [И].
Перед ребенком выкладываем символ звука [Ы]-картинку-пароход/
Л.: «Давай вспомним, как гудит пароход».
Р.: «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы».
Инструкция: Правильно, когда гудит пароход, мы слышим звук [Ы].
Чтобы правильно его произнести, губы не напряжены, зубы разомкнуты, язык отодвинут глубоко в ротик, горлышко «работает».
Л.: «Какой это звук? Согласный или гласный?»
Р.: «Гласный. Потому что нет преграды, язык, губы, зубы не мешают проходить воздуху».
Выкладываем следующий символ-звук [И].
Л.: «А сейчас давай вспомним, как кричит ослик?»
Р.: «И-И-И-И-И»
Инструкция: Когда кричит ослик, мы слышим звук [и]. Когда мы произносим этот звук, то губы растянуты в улыбке, зубы сближены, края языка касаются коренных зубов, горлышко «работает».
Л.: «Звук [И] гласный или согласный?»
Р.: «Гласный, его можно петь, губы и зубы не мешают проходить воздуху, горлышко поет»
Л.: «Чем похожи звуки [Ы] и [И]?»
Р.: «Они оба гласные»
Сообщение новой темы.
1. Развитие фонематического восприятия (различение звуков [Ы]-[И] в звукокомплексе)
Игра «Узнай звук».
Инструкция: Давай играть в игру «Узнай звук», ведь к нам в гости прибыли звуки [Ы] и [И], если услышишь звук [Ы]- подними карточку парохода, если звук [И]-карточку ослика.
Лексический материал: АО-ИОА-ЫО-ИЙА-АОЫ-ИА-ОЫ-ОИУ-ЫЙО.
2. Различение звуков [Ы]-[И] в слоговых ряdах.
Игра «Занимательные горки»
Инструкция: Повторяй за мной слог, выделяя ударный.
(На доске нарисовали горки, соответствующие слоговым ударениям).
3. Дифференциация звуков [Ы]-[И] в прямых слогах и словах.
Игра «Наоборот».
Инструкция: Давай поиграем в игру «наоборот», я буду произносить слоги с гласными [Ы], а ты будешь говорить их с гласными [И].
Лексический материал: ПЫ-ПЫ-ПЫ/ПИ-ПИ-ПИ, ТЫ-ТЫ-ТЫ/ТИ-ТИ-ТИ, МЫ-МЫ-МЫ-/МИ-МИ-МИ.
Л.: «Твои слоги звучали мягко, так звучит звук [И]. Он предает мягкость предыдущему согласному».
Игра «Измени слово»
Инструкция: «Я буду произносить слово с гласными [И] а ы заменишь его на [Ы] и произнесёшь два слова».
Лексический материал: бить-быть, пилить-пылить, нить-ныть .
Л.: «Ты изменил один звук и получил новые слова с новыми значениями. Слово со звуком [И ]тоже звучало мягко».
4. Различение [Ы] и [И] по картинкам на панно.
Игра «Разложи картинки»
(На панно разложены картинки, в названии которых звуки [Ы] и [И]).
Инструкция: Будь внимательным, смотри и разложи для меня все картинки со звуком [Ы]. а для себя со звуком [И].
Лексический материал: тыква, банты, зубы, индюк, малина, иголка.
Л.: «Теперь назови их»
Ребенок называет все картинки со звуком [И].
«А с каким звуком мои картинки? Назови их тоже»
Итог занятия
1. Какие звуки мы сегодня учили на занятии правильно произносить и различать?
2. Назови слова со звуками [И] и [Ы].
3. Поощрение ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Дети заходят в группу, логопед знакомит их с гостем:
Логопед: Дети, сегодня к нам в гости забежал Заяц, его зовут Тимошка, он прихватил с собой волшебный сундучок с подарками, но чтобы открыть этот сундучок, нужно быть внимательными и правильно отгадать все загадки, поможем Тимошке? Дети радостно соглашаются.
III . Знакомство с темой.
Логопед: Молодцы, дети, тема нашего занятия – звук Ы. Давайте произнесем его длительно, протяжно: Ы-ы-ы-ы. Какой это звук?
Гласный или согласный?
Гласный, когда мы его произносим, спинка языка приподнимается, напрягается. Этот звук самый сложный из всех гласных.
Давайте пропоем слоги: мы-хы-мы, ты-ты-вы, ны-ны-мы. Дети пропевают слоги по очереди.
Второй период обучения
Оборудование:
Картинки со звуком «Р» в начале, в середине, в конце слова, картинки без звука «Р», запутанная картинка с предметами со звуком «Р», настенное зеркало.
Ход занятия:
Здравствуй, сегодня мы с тобой будем искать звук Р, и для этого нам нужно немножко потренировать язычок.
Давай сделаем упражнение «Вкусное варенье»
1. Улыбнуться.
2. Приоткрыть рот.
3. Кончиком языка проводить по губам, как бы слизывая с них варенье.
А теперь давай сделаем упражнение «Маляр»
1. Губы в улыбке.
2. Приоткрыть рот.
3. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, двигая языком вперед-назад.
И еще сделаем упражнение «Громкий барабан»
1. Рот открыт, губы в улыбке.
2. Кончиком языка бить в верхние зубы.
3. Громко произносить д-д-д-д.
А теперь давай пощелкаем язычком как лошадка. Логопед следит, чтобы упражнение выполнялось медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
Логопед: Молодец! Теперь твой язычок готов порычать: Р-р-р-р-р-р!
Игра «Загадочные картинки»:
Логопед: Посмотри, какая у меня запутанная картинка! На ней столько предметов, давай найдем их все.
Логопед дает ребенку картинку, на которой друг на друге нарисованы различные предметы (в условиях зашумления) : ведро, пирамидка, рыба, вертолет, корабль, груша, жираф, гребешок, ракета.
Ребенок обводит пальцем каждую картинку, произнося при этом длительно «Ррррррр».
Логопед: Умница! Ты нашел все предметы!
Упражнение «Рифмушки»:
Логопед: Я предлагаю тебе поучиться сочинять стихи, я буду говорить начало строчки, а ты придумай слово в рифму:
Ра-ра-ра – вот собачья …(конура) Ру-ру-ру - кукурузу …….(соберу)
Ро-ро-ро – воробьиное …..(перо) Ры-ры-ры – разноцветные …..(шары)
Игра «Найди звук»:
Логопед: а теперь давай поищем звук Р в различных словах
Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь определять, есть там звук Р или нет и откладывать в разные стороны.
Лексический материал: роза, куртка, кошка, трамвай, сыр, чашка, груша, нитки, кукуруза, костер, банка, рак, ведро, кукла, рысь, ворона, ласточка, самовар, руль, банан, светофор, муравей, перо, мост.
Упражнение «Где место звука»:
Логопед: а теперь мы будем раскладывать карточки со словами, которые начинаются на звук [Р], в которых он в середине и которые заканчиваются на [Р] в три стопки. Слушай внимательно, и раскладывай картинки.
Если ребенок затрудняется с определением места звука в слове, логопед несколько раз произносит слово с утрированным произношением звука [Р].
Итог занятия:
Логопед: ты сегодня был внимательным, нашел везде звук Р, хорошо его произносил. Ты большой молодец! Вот тебе раскраска рыбы и рака.
Фонетико-фонематическое недоразвитие и пути его преодоления
План
· Проблема преодоления ФФН у дошкольников
· Закономерности развития фонематических процессов в норме
· Приемы обследования фонематических процессов
· Структура дефекта при ФФН.
· Характеристика нарушений произношения и дифференциации звуков у различных категорий детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
· Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников
Литература
Учебники
Дата: 2018-12-28, просмотров: 718.