Изучением закономерностей овладения детьми звуковой системой языка занимались В.И. Бельтюков, А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин и др.
Восприятие речи окружающих представляет для ребёнка очень сложный процесс. Но уже впервые дни жизни ребёнок выделяет человеческую речь из других звуковых раздражителей. Постепенно он становится все более сосредоточенным на обращённой к нему речи взрослых, как бы прислушивается к ней, что выражается в изменении его поведения. Такое раннее внимание к речи очень важно для развития ее сенсорной стороны.
11
Восприятие речи у ребенка формируется рано. Выделяют дофонемный период восприятия (до 1 года) и период различения фонем (после 1 года) (Н.Х.Швачкин).
На второй неделе ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.
К концу 1-го месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.
В возрасте 2-х месяцев ребенок реагирует на обращенную к нему речь.
В 3-х мес. отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой. Восприятие речи на основе зрительного впечатления.
К концу 3-го месяца жизни (3-6 мес.) он поворачивает головку в направлении источника звука, в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6-ти месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, методику и интонацию речи.
С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;
В 8-9 – реагирует на свое имя.
После 9 мес. (9-11 мес.) Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».
В дофонемный период восприятие речи основано на ритмико-мелодической структуре слова. Ребенок улавливает, сначала, интонацию речи взрослых, ее ритм, а затем и общий звуковой рисунок слова. Пример:
12
При инструкции «Хлопать в ладоши» на Тук-Тук дети давали аналогичную реакцию и на Стук-Стук и на Ку-Ку, если бала схожа интонация.
*В основе восприятия лежит семантика речи. В восприятии ребенка в конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Интонация, ритм и звуковой рисунок слова непосредственно выражают чувства и мысли ребенка. Они являются непосредственными носителями содержания речи.
Слово на дофонемной стадии воспринимается как нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой.
На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. - 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным.
*В разработанной В.И. Бельтюковым «Карте развития фонематического слуха ребенка» раскрыты закономерности развития у детей способности различать звуковые группы и отдельные звуки.
Так, к 2-м годам дети дифференцируют все звуки нашей речи, даже очень близкие по акустическому звучанию. На этой основе им делается вывод о том, что к 2-м годам фонематический слух детей достигает высокой степени сформированности.
С переходом речи ребенка к словесно-семантическому строю изменяется фонетическая структура этой речи. Звук, бывший раньше непосредственным носителем смысла, получает смыслоразличительную функцию. Возникает фонема, фонемная речь.
13
Фонемная стадия характеризуется быстрым ростом понимания речи и появлением первых детских слов.
Речь развивается в процессе общения, которое является основным стимулом этого развития.
Н.Х.Швачкин установил последовательность развития фонематического восприятия. Общий ход развития фонематического восприятия представляется следующим образом:
· вначале возникает различение гласных;
· затем возникает различение согласных в определенной последовательности.
Ребенок делит весь звуковой поток речи на две части, вычленяя из него в первую очередь гласные и отличая их от других звуков – согласных.
При нормальном развитии ребенок уже в преддошкольном возрасте различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит их сам, т.е. ему доступно фонематическое различение звуков в слове на основе слухопроизносительной их дифференциации.
Однако слово при этом не расчленяется ребенком на составные части, звуковая структура его им не осознается.
В дошкольном периоде ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.
В 3-летнем возрасте в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата дети не могут правильно воспроизводить фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетняя девочка Марина С. на вопрос: «Как
14
тебя зовут?»- отвечает: «Малина». «Тебя зовут Малина?»- «Не Малина, а Малина».
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцируемые звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием письма и чтения в школьный период.
К 5-6 годам при нормальном умственном и речевом развитии у детей оказываются сформированными как фонематическое восприятие, так и элементарные формы фонематического анализа (Д.Б. Эльконин и В.К. Орфинская).
Дошкольники способны узнавать звук на фоне слова, выделять первый и последний звуки слова, подбирать слова с заданными звуками или отбирать картинки, названия которых начинаются на определенный звук.
*Р.Е. Левина выделила этапы развития у ребенка осознания звуковой стороны языка. Выделено пять этапов.
Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве до 3-х лет.
На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков. Это дофонематическая стадия развития речи.
На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем. Он не различает правильного и неправильного произношения других, не замечает он и своего произношения.
На третьем этапе происходит завершающая стадия дифференциации фонем. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их
15
фонематическими признаками. Он узнает и неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.
В дошкольном возрасте он проходит две последние стадии.
На четвертом этапе возникает преобладание новых образов восприятия звуков и появляется готовность к элементарному звуковому анализу.
На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно, различает правильное и неправильное произношение, осуществляет тонкую дифференциацию фонем, что позволяет проводить операцию звукового анализа.
К концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако, этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте.
Почти все психологи и методисты, занимавшиеся вопросами обучения детей грамоте, подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его.
Готовность к обучению грамоте заключается в умении произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звуковой вариант из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Сознательное же усвоение навыка анализа звуковой структуры слова возможно в процессе специального обучения.
16
Дата: 2018-12-28, просмотров: 711.