Закономерности развития фонематических процессов  в норме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Изучением закономерностей овладения детьми звуковой системой языка занимались В.И. Бельтюков, А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин и др.

 

Восприятие речи окружающих представляет для ребёнка очень сложный процесс. Но уже впервые дни жизни ребёнок выделяет человеческую речь из других звуковых раздражителей. Постепенно он становится все более сосредоточенным на обращённой к нему речи взрослых, как бы прислушивается к ней, что выражается в изменении его поведения. Такое раннее внимание к речи очень важно для развития ее сенсорной стороны.

 

11

Восприятие речи у ребенка формируется рано. Выделяют дофонемный период восприятия (до 1 года) и период различения фонем (после 1 года) (Н.Х.Швачкин).

На второй неделе ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.

К концу 1-го месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.

В возрасте 2-х месяцев ребенок реагирует на обращенную к нему речь.

В 3-х мес. отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой. Восприятие речи на основе зрительного впечатления.

К концу 3-го месяца жизни (3-6 мес.) он поворачивает головку в  направлении источника звука, в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6-ти месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, методику и интонацию речи.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. (9-11 мес.) Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

В дофонемный период восприятие речи основано на ритмико-мелодической структуре слова. Ребенок улавливает, сначала,  интонацию речи взрослых, ее ритм, а затем и общий звуковой рисунок слова. Пример:

12

При инструкции «Хлопать в ладоши» на Тук-Тук дети давали аналогичную реакцию и на Стук-Стук и на Ку-Ку, если бала схожа интонация.

*В основе восприятия лежит семантика речи. В восприятии ребенка в конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Интонация, ритм и звуковой рисунок слова непосредственно выражают чувства и мысли ребенка. Они являются непосредственными носителями содержания речи.

Слово на дофонемной стадии воспринимается как нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой.

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. - 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным.

*В разработанной В.И. Бельтюковым «Карте развития фонематического слуха ребенка» раскрыты закономерности развития у детей способности различать звуковые группы и отдельные звуки.

Так, к 2-м годам дети дифференцируют все звуки нашей речи, даже очень близкие по акустическому звучанию. На этой основе им делается вывод о том, что к 2-м годам фонематический слух детей достигает высокой степени сформированности.

 

С переходом речи ребенка к словесно-семантическому строю изменяется фонетическая структура этой речи. Звук, бывший раньше непосредственным носителем смысла, получает смыслоразличительную функцию. Возникает фонема, фонемная речь.

 

 

13

Фонемная стадия характеризуется быстрым ростом понимания речи и появлением первых детских слов.

Речь развивается в процессе общения, которое является основным стимулом этого развития.

Н.Х.Швачкин установил последовательность развития фонематического восприятия. Общий ход развития фонематического восприятия представляется следующим образом:

· вначале возникает различение гласных;

· затем возникает различение согласных в определенной последовательности.

Ребенок делит весь звуковой поток речи на две части, вычленяя из него в первую очередь гласные и отличая их от других звуков – согласных.

 

При нормальном развитии ребенок уже в преддошкольном возрасте различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит их сам, т.е. ему доступно фонематическое различение звуков в слове на основе слухопроизносительной их дифференциации. 

 

Однако слово при этом не расчленяется ребенком на составные части, звуковая структура его им не осознается.

В дошкольном периоде  ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В 3-летнем возрасте в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата дети не могут правильно воспроизводить фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетняя девочка Марина С. на вопрос: «Как

 

14

тебя зовут?»- отвечает: «Малина». «Тебя зовут Малина?»- «Не Малина, а Малина».

 

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцируемые звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием письма и чтения в школьный период.

 

К 5-6 годам при нормальном умственном и речевом развитии у детей оказываются сформированными как фонематическое восприятие, так и элементарные формы фонематического анализа (Д.Б. Эльконин и В.К. Орфинская).

 

 Дошкольники способны узнавать звук на фоне слова, выделять первый и последний звуки слова, подбирать слова с заданными звуками или отбирать картинки, названия которых начинаются на определенный звук.

 

*Р.Е. Левина выделила  этапы развития у ребенка осознания звуковой стороны языка. Выделено пять этапов.

Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве до 3-х лет.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем. Он не различает правильного и неправильного произношения других, не замечает он и своего произношения.

На третьем этапе происходит завершающая стадия дифференциации фонем. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их

15

фонематическими признаками. Он узнает и неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В дошкольном возрасте он проходит две последние стадии.

 На четвертом этапе возникает преобладание новых образов восприятия звуков и появляется готовность к элементарному звуковому анализу.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно, различает правильное и неправильное произношение, осуществляет тонкую дифференциацию фонем, что позволяет проводить операцию звукового анализа.

 

К концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако, этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте.

Почти все психологи и методисты, занимавшиеся вопросами обучения детей грамоте, подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его.

 

 Готовность к обучению грамоте заключается в умении произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звуковой вариант из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Сознательное же усвоение навыка анализа звуковой структуры слова возможно в процессе специального обучения.

 

 

16

Дата: 2018-12-28, просмотров: 701.