II . Недостатки фонематической системы часто приводят к ошибкам в употреблении лексико-грамматических категорий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) слитное написание предлогов («у сосны» - «усосны»);

2) пропуск и замена предлогов («ваза столе стоит», «мяч упал и стола»);

3) нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными («пять столы», «красное рубашка») ;

4) смешение падежных окончаний («катались на машину», «лечила зубу»).

5).Ошибки в построении предложений:

          - пропуск как главных, так и второстепенных членов предложения. («Саша рыбу». «Стали кататься лыжах»);

          - отдельное написание главного и придаточного предложения.

( «Когда наступила зима.  Дети пришли кататься на санках и коньках»).

          - употребление придаточного предложения без главного («Если пойдет дождь»).

 

Проблема фонетико-фонематического недоразвития глубоко освящена в  работах  известных ученых (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и многие  др.).

 

Ученые отмечают, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у ребенка сохранного физического слуха, не только подготовленность речевого аппарата, но и умение слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение в своей и чужой речи и контролировать свое собственное произношение.

 

Фонематические процессы: ФС, ФВ, звуковой анализ и синтез слов, ФП.

5

Фонематический слух – способность различать и дифференцировать фонемы родного языка.

 

ФС - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Это такой слух, посредством которого осуществляются осмысленное восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ними (Г.В. Чиркина).

 

Фонематический слух лежит в основе понимания, восприятия звучащей речи, т.е. обслуживает устную речь человека.

 ФС  формируется спонтанно в процессе онтогенеза  от 1г.7мес. до 2-х лет (Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин).

Известно, что фонематический слух, позволяющий четко воспринимать звуковую структуру слова, противопоставляя одни фонемы другим, обеспечивается височными отделами левого полушария мозга.

Эта зона, которую описал Вернике. Поражение этой области коры приводит к тому, что человек перестает воспринимать и различать звуки речи, смешивая близкие фонемы (сенсорная афазия). При раннем поражении этой зоны, до формирования речи, мы наблюдаем сенсорную алалию ( у детей).

 

Фонематическое восприятие - это интеллектуальный вид анализа, состоящий из следующих  операций (Д.Б. Эльконин):

1. Определение наличия звука в слове (или его отсутствие).

2. Определение линейной последовательности звуков в слове.

3. Определение местоположения звуков в слове и их количество

6

ФВ как умение формируется только в процессе обучения, на базе хорошо развитого ФС.

 

Нарушение ФВ может быть первичным, а также носить вторичный характер.

Первичный уровень. В зависимости от этиологии, ФН может быть первичным в структуре дефекта, в результате поражения или недоразвития слуховых зон мозга в доминантном полушарии, например, при сенсорной алалии, сенсорной афазии.

 

У детей выявляется неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза: ребенок не выделяет звук на фоне слова, не может определить последовательность звуков в простых словах. Фонематические расстройства влияют на формирование словаря и грамматических категорий языка, могут нарушаться семантика слов, согласование слов в предложениях за счет ошибочного употребления падежных и родовых окончаний, предлогов.

 

Вторичное фонематическое недоразвитие наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов артикуляции (ринолалия, дизартрия, механическая дислалия).

 

Нарушение фонематического восприятия способствует возникновению ошибок в лексико-грамматическом строе речи (словарь мало пополняется словами с трудно различимыми звуками, неправильное употребление предлогов и т.д.)

 

7

При первичном фонематическом недоразвитии (сенсорная алалия, акустико-фонематическая дислалия) предпосылки к овладению звуковым анализом у детей ниже, чем при вторичном.

 

 Выделяют три состояния при ФФН:

1.Недостаточное различение и затруднения в анализе только нарушенных в произношении звуков (легкая степень);

2. Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи (более выраженная степень ФН, звуковой анализ нарушается более грубо);

Дата: 2018-12-28, просмотров: 737.