Таксономию учебных целей для написания результатов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7. Формы представления оценочных средств.

Обучающийся должен уметь:

1. Объяснять различия между традиционным и компетентностным походами оценки результатов обучения. 

2. Описать содержание нормативно закрепленных процедур оценивания результатов обучения.

3. Объяснять различия между разными видами процедур оценивания результатов обучения.

4. Проектировать различные шкалы оценивания результатов обучения.

Обучающийся должен быть способен:

1. Показать, как внедрение компетентностного подхода изменило подход к оценке результатов обучения.

2. Сравнить практику проектирования оценочных средств при традиционном и компетентностном подходах.

3. Проектировать оценочное средство в рамках заданных требований.

4. Оценивать качество оценочного средства по выделенным критериям.

 

Оценка результатов обучения

    Одной из самых актуальных проблем отечественного высшего образования является разработка процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно - ориентированных требований. Традиционно преподаватели вуза оценивали уровень освоения дисциплин. В условиях современных требований к результатам обучения этого не достаточно. Это связано с тем, что результативность и качество обучения в компетентностной парадигме раскрывается не только в терминах знаний, умений, навыков, но и в терминах компетенций. Следует отметить, что, несмотря на то, что в настоящее время в системе отечественного образования не существует общепризнанных методов измерения компетенций, нормативно требования к их разработке уже определены. Они зафиксированы в таких документах как федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[28], ФГОСы высшего образования[29], приказ минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»[30]. Эти документы закрепляют:

    - основные процедуры оценивания результатов обученияпромежуточная и итоговая аттестации ;

    - форму представления оценочных средств (ОС) - фонд оценочных средств (ФОС);

    - структуру ФОС для каждого результата обучения;

- субъекта, ответственного за разработку ОС и ФОС - образовательная организация через создание системы оценивания результатов обучения.

В обязанности образовательной организации входит разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, и компетенций выпускников, предусмотренных осваиваемым образовательным стандартом и образовательной программой. Качество освоения образовательной программы определяется посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттетстации обучающихся.

    Текущий контроль успеваемости обучающихся является основным видом систематической проверки знаний, умений, навыков обучающихся по дисциплине (модулю) в период теоретического и практического обучения. Его задача – оперативное и регулярное управление учебной деятельностью обучающихся. Данная процедура позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве освоения конкретных знаний, умений, навыков (опыте деятельности), а также отдельной части компетенции в рамках дисциплины/учебного курса/практики. Слабым звеном данного вида контроля является фрагментарность. Он позволяет проконтролировать лишь отдельные элементы компетенции (знания, умения, навыки), а не компетенцию целиком.

Основной задачей промежуточной аттестация является оценивание уровня освоения отдельной части или всего объема дисциплины (модуля, курса), практики, а также запланированных результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций. Оценивание осуществляется в формах, определенных учебным планом. Порядок оценивания устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные (по сравнению с текущим контролем) совокупности знаний, умений и навыков, опыт деятельности, а также уровень приобретенных компетенций или их части.

Задачей итоговой аттестации является установление соответствия уровня подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач соответствующего федерального государственного образовательного стандарта и разработанной на его основе образовательной программы с оценкой степени соответствия.

Обязательным требованием программ текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся является их  максимальное приближение к условиям будущей профессиональной деятельности, профессиональным стандартам.

 

Оценочные средства

 

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям осваиваемой образовательной программы создаются оценочные средства. Они рассматриваются как «инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования»  (Сафонова Е.И.) и являются обязательной составляющей образовательной программы. При разработке оценочных средств учитываются требования ФГОС, образовательной программы, виды и задачи профессиональной деятельности и планируемые результаты по их овладению. Оценочное средство должно быть составлено таким образом, чтобы обучающемуся после его прочтения было понятно, какую задачу ему предстоит выполнить, и с какой полнотой он должен дать ответ для получения максимального балла.

Оценочные средства для промежуточной и итоговой аттестации формируются в виде фонда оценочных средств.

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также по завершению освоения образовательной программы в процессе аттестационных испытаний. Целью создания фонда оценочных средств является установление соответствия уровня подготовки студента на каждом из этапов обучения требованиям ФГОС.

Фонд оценочных средств решает следующие задачи:

- контроль и управление процессом овладения студентами знаниями, умениями, навыками и процессом формирования всех видов компетенций, определенных ФГОС ВО;

- оценка академических достижений студентов с выделением положительных и отрицательных результатов;

- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.

При формировании фондов оценочных средств учитываются основные принципы педагогических измерений:

- валидность (соответствие объектов оценки поставленным целям обучения);

- надежность (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания академических достижений);

- справедливость (предоставление всем обучаемым равных возможностей для демонстрации академических достижений);

- объективность (получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля);

- своевременность (поддержание развивающей обратной связи);

- эффективность (соответствие результатов оцениваемой деятельности целеполаганию образовательного процесса).

ФОСы являются составной частью методического обеспечения образовательной программы в целом и отдельных рабочих программ дисциплин/модулей/практик. Они должны отображать адекватно и в полном объеме требования образовательного стандарта, соответствовать целям и задачам образовательной программы.

В структуре компетентностно-ориентированной образовательной программы могут быть выделены несколько видов фондов оценочных средств.

ФОС по дисциплине. Он входит в состав рабочей программы (или учебно-методического комплекса) дисциплины/практики.

ФОС по модулю образовательной программы. Он должен соответствовать определяемой модулем задаче и может состоять из ФОС по дисциплинам и практикам или создаваться специально для модуля. 

    ФОС по компетенции. Данный вид оценочных средств создается для оценки уровня и качества сформированности компетенции. В большинстве случаев за формирование компетенций не может отвечать отдельно взятая дисциплина. Компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в процессе практической, исследовательской, самостоятельной работы студентов. Соответственно, фонд оценочных средств по компетенции чаще всего является междисциплинарным. ФОС по компетенции позволяет сделать вывод о сформированности компетенции.

Перечисленные фонды оценочных средств могут использоваться при проведении промежуточной аттестации.

       Для оценивания степени соответствия сформированных компетенций требованиям ФГОС и образовательной программы, а также готовности выпускников к решению профессиональных задач создаются ФОС по итоговой аттестации. Данный фонд может представлять собой структурированное объединение обобщенных ФОС по видам профессиональной деятельности и видам профессиональных задач и компетенциям. ФОС по итоговой аттестации может охватывать результаты обучения по всей образовательной программе или ее части в зависимости от требований федерального образовательного стандарта.

    Формирование ФОС образовательной программы осуществляется в три этапа.

    На первом - предварительном этапе:

    - проводится анализ потенциального арсенала оценочных средств, которые могли бы быть использованы при аттестации обучающихся и выпускников на соответствие требованиям стандарта и образовательной программы;

    - составляются матрицы (паспорта/программы формирования) оценочных средств текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников.

    На втором - основном этапе формирования ФОС образовательной программы:

    - формируются комплекты ФОС по дисциплинам (модулям), практикам;

    - формируются ФОС для итоговой аттестации.

    На заключительном этапе:

    - осуществляется оформление и систематизация всех контрольно-оценочных средств, входящих в ФОС образовательной программы;

    - проводится апробация и экспертная оценка ФОС, обсуждение, доработка и принятие решения о возможности его использования.

Основными требованиями, которые предъявляются к фонду оценочных средств, являются интегративность, проблемно-деятельностный характер, актуализация в заданиях содержания будущей профессиональной деятельности, связь критериев оценивания с запланированными результатами, экспертиза в профессиональном сообществе. Критериями качества при экспертизе ФОС являются[31]:

    - диагностичность целей контроля и их соответствие планируемым результатам обучения;

    - качество предлагаемых критериев, показателей и шкал оценивания;

    - полнота и системная организация оценочных материалов;

    - наличие уровней трудности, сложности;

    - вариативность;

    - обеспечение междисциплинарных связей;

    - формирование навыков само- и взаимооценивания;

    - использование современных принципов контроля (компетентностный подход, объективность, внешняя оценка, автоматизация процедур и т.п.);

    - надежность и валидность результатов контроля;

    - данные апробации.

     

5.4. Структура и содержание фонда оценочных средств

В отечественной системе образования в настоящее время еще не сформированы апробированные оценочные средства соответствующие компетентностной парадигме. Сформулированы лишь минимально необходимые требования к структуре фонда оценочных средств. В соответствии с этими требованиями в комплекте ФОС должны присутствовать[32]:

    - перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

    - описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования;

    - описание шкал оценивания;

    - типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности на разных этапах формирования компетенций.

В структуре фонда оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации выделяются[33]:

- перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

Кратко раскроем содержание отдельных структурных компонентов ФОС.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования может быть представлен в виде матрицы/программы формирования компетенций, которые составляются для каждой образовательной программы. Матрица представляет собой таблицу, в которой по вертикали фиксируется перечень компетенций (в соответствии с ФГОС), а по горизонтали - перечень дисциплин (модулей), практик, видов итоговой аттестации в соответствии с разработанным учебным планом и образовательной программой. Матрица позволяет видеть, какие дисциплины/практики формируют ту или иную компетенцию. Программа формирования компетенций может структурироваться по такому же принципу, но в ней указываются дисциплины и этапы (семестры/триместры) в которых происходит формирование той или иной компетенции. Матрица и программа служат основой для формирования ФОС для промежуточной и итоговой аттестации.

    Основными формами оценочных средств в вузе являются собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен), тест, контрольная работа, эссе, творческие работы, реферат, отчет (по практике, научно-исследовательской работе и т.п.), курсовая работа, выпускная квалификационная работа и др. В рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов. Среди инновационных форм оценочных средств можно выделить такие как модульно-рейтинговая система, стандартизированный тест с творческим заданием, кейс-метод, портфолио, метод развивающейся кооперации, деловая (ролевая) игра, метод проекта, разноуровневые задачи и задания и др. Ниже представлена таблица с перечнем и краткой характеристикой оценочных средств, а также образцы их оформления.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.