Педагогический мониторинг – это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательных организаций, включая цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива, а также система сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Многие исследователи и практики в области педагогики обращают внимание на тот факт, что проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств обучаемого и выделяют следующие направления педагогического мониторинга[25]:
- изучение и оценка целей и содержания учебных программ;
- оценка эффективного применения федеральных государственных образовательных стандартов;
- оценка эффективности традиционных и инновационных форм, методов обучения и воспитания;
- оценка качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств;
- оценка современных педагогических технологий обучения и воспитания, включая компьютерные технологии обучения;
- комплексная оценка эффективности функционирования, развития и саморазвития образовательных (воспитательных) систем;
- комплексная экспертная оценка эффективности зарубежных образовательных систем и оценка возможностей их переноса в условия России.
Анализируя и обобщая функции педагогического мониторинга, А.С. Белкин, Т.И. Боровкова, И.А. Морев и др. выделяют следующие:
- интегративная - обеспечение комплексной характеристики процессов, происходящих в образовательной системе;
- компаративистская – сравнительный анализ и оценка состояний целостной системы образования и/или отдельных ее элементов, как во времени, так и пространстве, т.е. в других регионах и странах;
- диагностическая - осуществление диагноза состояния, концепций, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;
- оценочно-прогностическая - сравнение получаемой информации с критериями, показателями, предполагаемым промежуточными и конечными результатами обучения и воспитания;
- коррекционная - уточнение принятых решений на различных этапах и уровнях управления;
- информационная - распространение получаемых данных в установленной информационной среде;
- контролирующая - контроль за состоянием полученных результатов.
Технологичность процедуры педагогического мониторинга обеспечивается соблюдением пяти ее основных этапов - анализа, диагностирования, коррекции, реализации и контроля[26]. Представим данную технологию на примере мониторинга процесса обучения.
На первом этапе (анализ) осуществляется сбор, количественная и качественная обработка, первичный анализ полученных результатов. Данная работа осуществляется следующими методами: наблюдение, опросы, интервью, анкетирование, тестирование субъектов образовательного процесса и др. Предметом анализа могут стать учебные планы, образовательные программы, формы, методы обучения, условия организации учебного процесса, управленческие решения и т.д.
На второй этапе (диагностирование) осуществляется объективная оценка запланированных показателей и критериев качества образовательного процесса. На этом этапе делается заключение, которое может содержать информацию для управляющей и управляемой подсистем (Ученый Совет вуза, ректорат, учебно-методическое управление, отдел менеджмента качества вуза; деканаты, кафедры, преподаватели и другие субъекты образовательного процесса).
На третьем этапе (коррекция) на основании полученных данных могут вноситься обоснованные поправки и изменения в ранее принятые решения, программы, планы и проч.
На четвертом этапе (реализация) осуществляется организация выполнения ранее принятых решений.
Пятый завершающий этап (контроль) - осуществляется после реализации принятых управленческих решений и запланированных мероприятий. Его цель - определить сравнить полученные результаты с запланированными и определить их эффективность и качество. Результаты мониторинга рассматриваются в соответствующих структурах образовательной организации.
Мониторинг достигнет цели только при последовательной реализации всех этапов. В этом случае он будет обладать необходимой системностью, позволит соотнести реальное положение дел с тем, что было запланировано, своевременно принять соответствующие управленческие решения по коррекции образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества.
4.4. Основные подходы к понятию качество образования
Педагогический мониторинг как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных компонентов, является составной частью системы управления качеством образования.
Понятие качество образования рассматривается как «интегральная характеристика показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов или превосходят их»[27].
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, образовательная организация, реализующая образовательные программы высшего образования обязана обеспечить качество подготовки, путем:
- разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- мониторинга и периодического рецензирования образовательных программ;
- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся и компетенций выпускников;
- обеспечения компетентности преподавателей;
- регулярного проведения самообследования по согласованным критериям;
- информирования общественности о результатах своей деятельности.
В соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов высшего образования оценка качества освоения образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников. Разработка конкретных форм и процедур текущего контроля и промежуточной аттестации возлагается на образовательную организацию.
В исследованиях, посвященных качеству высшего профессионального образования выделяются результирующие и процессуальные критерии качества (Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, Е.И. Сахарчук, С.Ю. Трапицын и др.). Эти критерии взаимообусловлены. Качество процесса закономерно приводит к высокому качеству результата, а изменение требований к качеству результата обусловливает необходимость адекватных изменений в требованиях к качеству процесса.
Критерии качества результата освоения образовательных программ позволяют определить уровень подготовленности и соответствие качества подготовки обучающихся необходимым требованиям. Это могут быть требования образовательного стандарта, требования к результатам освоения дисциплины, курса, модуля и т.п. Критерии качества процесса позволяют координировать деятельность всех субъектов образовательного процесса при реализации образовательного процесса.
В существующих отечественных образовательных стандартах высшего образования результаты освоения основных образовательных программ обучения обозначены в терминах компетенций, а результаты обучения по дисциплинам, модулям, практикам могут быть представлены как знания, умения, навыки (владения, способности), а также кА компетенции или ее части. К группе критериев качества результатов можно отнести следующие:
- успеваемость (результаты текущей успеваемости, промежуточной аттестации, контроля остаточных знаний студентов, результаты государственной итоговой аттестации, победы в конкурсах, олимпиадах; готовность к продолжению образования и др.;
- личностные качества (мотивация обучения, готовность к восприятию учебного материала, решению различного рода задач, психическое развитие (уровень интеллекта, познавательных процессов, умственная работоспособность и др.), коммуникативные качества (культура общения и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты и др.), социальная адаптированность (способность к сотрудничеству, самоорганизации, толерантность и др.).
К группе критериев качества образовательного процесса можно отнести:
- целевое обеспечение (соответствие целей подготовки будущих специалистов государственной образовательной политики, образовательным стандартам, миссии, целям и задачам вуза и др.);
- содержание образования (соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов, качество образовательных программ, учебных планов, рабочих программ и др.);
- технологическое обеспечение образовательного процесса (использование современных форм, методов, средств обучения, компьютерных технологий, технологий контроля процесса обучения и др.);
- ресурсное обеспечение: кадровое, информационное, учебно-методическое, обеспечение финансированием научных исследований и др.;
- организационное обеспечение (оптимальность расписания учебных занятий, эффективность использования материально-технической базы; качество преподавания и др.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.