Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной составной частью подготовки специалиста высшего образования, что отражено в федеральных государственных образовательных стандартах.
Понятие научно-исследовательская работа студентов включает в себя обучение студентов основам исследовательского труда и выполнению научных исследований под руководством преподавателей. Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет образовательную, организационно-ориентационную, аналитико-корректирующую, мотивационную, развивающую, воспитывающую функции (Чупрова Л. В.).
Сущность этих функций заключается в следующем:
- образовательная: овладение теоретическими знаниями (научными фактами) и практическими умениями (научными методами исследования; методиками проведения экспериментов; методиками обработки и интерпретации данных, способами применения научных знаний);
- организационно-ориентационная: формирование умений ориентироваться в источниках; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность, выбирать методы обработки информации;
- аналитико-корректирующая: развитие способности студента к рефлексии, самоанализу, планированию и организации своей деятельности; самокоррекции учебно-познавательной деятельности;
- мотивационная: развитие в процессе научно-исследовательской деятельности познавательных потребностей, интереса к науке, ее проблематике, разнообразию точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
- развивающая: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных и др.);
- воспитывающая: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, профессиональной этики, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера.
В системе высшего профессионального образования можно выделить как минимум три направления в организации научно-исследовательской деятельности студентов – НИРС в рамках учебного времени, во внеучебное время, работа в творческих группах.
Процесс подготовки будущих специалистов к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. В рамках учебного времени развитие исследовательских умений и способностей студентов осуществляется через:
- включение в учебные планы специальных курсов по основам научных исследований; проектирование в рабочих программах занятий с элементами научных исследований и учебно-исследовательской работы студентов;
- использование средств развивающего обучения: организацию дискуссий, в том числе с привлечением ведущих специалистов; включение в учебный процесс проблемного, исследовательского, проектного, эвристического методов обучения, главная задача которых – развитие продуктивного мышления студентов, самостоятельности в учении, способности к выдвижению новых идей;
- включение в традиционные формы организации учебного процесса (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) задач исследовательского типа;
- внедрение элементов научных исследований в лабораторные или практические работы, при выполнении которых обучающийся самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит обработку и анализ результатов, оформляет отчёт;
- подготовку рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска.
Во внеучебное время вовлечения студентов в НИР осуществляется в следующих видах деятельности:
- написание научных докладов, статей, сообщений; участие в олимпиадах и научных конференциях, участие в научном сотрудничестве «вуз – производство» и др.);
- привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрами по госбюджетной и хоздоговорной тематике, написанию грантов;
- вовлечение обучающихся в коллективные формы научно-практической и научно-исследовательской деятельности (научно исследовательские кружки, коллективы молодых исследователей, группы по разработке практико-ориентированных проектов и др.).
Таким образом, включение обучающихся в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности повышает результативность подготовки будущих специалистов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.