Электронное обучение ( E - learning )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»[14].

    Выделяются следующие компоненты E-learning[15]:

- самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и др.;

- получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

- создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

- своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;

- стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения.

    Широкий спектр методов электронного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений слушателя. E-learning не исключает также общение с преподавателем лицом к лицу. Достоинствами электронного обучения являются удобное время и место для обучения, прочное усвоение знаний, постоянный контакт с преподавателем, индивидуальный график обучения, экономия времени и средств.

     В системе электронного обучения наибольшее распространение получило дистанционное обучение (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.[16]

    Дистанционное обучение может быть реализовано в следующих формах занятий:

    - Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

    - Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

    - Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

    - Онлайн-семинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта).

    Во время конференц-связи используются слайдовые презентации, видео в режиме реального времени, аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени с использованием наушников или колонок, веб-туры (когда адреса страниц, данные форм, cookies, скрипты и другая информация о сеансе может быть передана другим участникам с целью использования её для наглядного обучения с элементами входа в систему, кликами и т.п.), электронная доска для комментариев, на которой ведущий и слушатели могут оставлять пометки или комментировать пункты слайдовой презентации, текстовый чат, голосования и опросы (позволяют ведущему опрашивать аудиторию, предоставляя на выбор несколько вариантов ответов), screen sharing/удалённый рабочий стол/совместное использование приложений (когда участники могут просматривать всё, что уже было отображено на их мониторе ведущим веб-конференции. Некоторые приложения совместного использования имеют функции удалённого рабочего стола, что позволяет участникам частично управлять компьютером (экраном) ведущего).

    Важной функцией программ для организации конференц-связи через Сеть является совместное использование приложений (application sharing). Это значит, что один участник веб-конференции может передать контроль над приложением (например, браузером, таблицей и т.п.) любому другому участнику.

       Образовательный процесс может быть реализован с использованием E-learning или дистанционных технологий или с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Для этого «в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»[17]. осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

3.9. Формы контроля в образовательном процессе вуза

Коллоквиум

Коллоквиум (лат. collocvium разговор, беседа) - одна из форм учебных занятий, беседы педагога с обучающимися для выяснения знаний. Коллоквиум используется, как правило, для тематического и рубежного контроля. Он выполняет контрольно-обучающую функцию и особенно уместен, когда учебная дисциплина читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Коллоквиум можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Он дает возможность диагностики усвоения знаний, умений, навыков, как составляющих той или иной компетенции, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из действенных форм обратной связи.

Зачет – форма проверки знаний и умений студентов, полученных на семинарских и практических занятиях, на производственной практике, а также в ходе их обязательных самостоятельных работ. Может использоваться как одна из форм промежуточной аттестации.

Дифференцированный зачет. За дифференцированный зачет, в отличие от обычного зачета, выставляется оценка.

Экзамен – проверка знаний при завершении определенного этапа обучения. Может использоваться как одна из форм промежуточной аттестации. Экзамен подводит итоги изучения дисциплины/модуля или значимой ее/его части. Возможно проведение экзамена, как в письменной, так и в устной форме. На экзамене проверяется уровень сформированности знаний, умений, компетенций на основании специально разработанных компетентностно-ориентированных оценочных средств. К числу наиболее эффективных оценочных средств, позволяющих выявить сформированные компетенции, можно отнести проблемные задания тестов с открытыми вопросами, побуждающими студентов применять теоретические знания для объяснения практических ситуаций; проблемные задания ситуационные задачи, кейсы, деловые игры, формирующие у студентов способность применять знания и умения в ситуациях, описывающих или моделирующих профессиональную деятельность; проектные задания, развивающие у студентов готовность к выполнению продуктивной деятельности др.

Практикуются нетрадиционные формы экзамена в виде публичной защиты творческих работ, тестирования и др.. Е.Ю. Игнатьева описывает такие виды альтернативных форм экзамена как невидимый экзамен, экзамен с открытой книгой, экзамен-исследование, экзамен-размышление и др[18].

Невидимый экзамен. Вопросы студентам не выдаются заранее. Они готовятся по изучаемым в течение семестра учебным материалам, подготовленным или рекомендованным преподавателем. Студенты знакомятся с формулировками экзаменационных вопросов и заданий непосредственно на экзамене. Экзамен может проходить устно или письменно в течение заданного времени.

Экзамен с открытой книгой. На экзамене, содержащем, как правило, практические задания, разрешается пользоваться учебниками, справочниками или собственными разработками, выполненными в семестре. Акцент в оценивании делается умения использовать полученные знания, анализировать, систематизировать, обосновывать, а также ориентироваться и использовать учебные пособия, справочную литературу при решении проблемы. Время на экзамен обычно ограничено.

Экзамен-исследование. Студентам за неделю до экзамена выдается один-два вопроса, не имеющих однозначного ответа в учебниках, а требующих провести исследование (теоретическое, экспериментальное). Для оценки правильности решений студенты вынуждены общаться и обсуждать проводимые исследования. В день экзамена студентам предлагается изложить результаты проведенного исследования в виде эссе.

Экзамен-размышление. Студентам предлагается за три часа экзамена написать эссе, изложив свое рассуждение по проблеме. Вопросы на таком экзамене требует системного осмысления материала, проявления аналитических способностей, глубокого владения учебным материалом.

Домашний экзамен. Работа берется домой, где в течение нескольких часов или дней выполняется студентами. Разрешается использовать любые материалы, но не разрешается консультироваться с кем-либо.

Практический экзамен. В ходе этого вида испытаний студенты должны выполнить практическое задание (разработать презентацию, проект, смоделировать макет, разыграть сценку, провести мероприятие и т.д.). Может проводиться в аудитории в течение нескольких часов или вне ее (до нескольких дней).

Тестирование. Студентам предлагается тест в бланковом или компьютерном исполнении, который необходимо выполнить в ограниченное время.

Блиц-экзамен. За короткое время (40-60 минут) студентам предлагается изучить новый учебный материал, предложенный преподавателем, и на его основе выполнить практическое задание, сделать по нему презентацию, составить тезисы и др.

Многоступенчатый экзамен включает несколько этапов:

          - предварительный: студенты до экзамена получают формулировки пяти-шести основных проблем по учебному курсу и перечень вопросов по ним; критерии оценки результатов экзамена;

          - организационный: студенты на экзамене делятся на микрогруппы, между микрогруппами распределяются проблемы по принципу лотереи;

          - подготовительный: включает подготовку плана ответов внутри каждой микрогруппы; каждый студент выбирает тот вопрос, на который он бы хотел ответить;

          - дискуссионный: первая микрогруппа представляет освещение своей проблемы; остальные микрогруппы готовят по три вопроса по этой проблеме, которые задаются конкретному студенту или всей микрогруппе, после чего вопросы задает преподаватель; затем аналогичным образом обсуждается следующая проблема;

          - коллективная рефлексия, в ходе которой работа каждого студента оценивается сначала внутри микрогруппы, а затем членами других групп; выставляется средняя оценка;

          - заключительный этап включает сравнение оценок преподавателя и средних оценок студентов; в случае несовпадения студенту задаются дополнительные вопросы.

Рейтинговая система. При рейтинге качество и количество работы студентов оценивается условными баллами. Зачет и экзаменационная оценка зависят от количества набранных баллов. Преподавателем разрабатывается подробная шкала баллов за каждый выполненный вид работы, и определяются сроки ее выполнения. При этом максимально поощряется исследовательская деятельность. Вводится система дополнительных премий (баллов) за высокое качество работы и «штрафов» за нарушение сроков выполнения заданий.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования контроль качества освоения образовательных программ осуществляется посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Текущий контроль успеваемости обучающихся - основной вид систематической проверки знаний, умений, навыков обучающихся в период теоретического и практического обучения в течение семестра по дисциплине (модулю). Его задача – оперативное и регулярное управление учебной деятельностью обучающихся на основе обратной связи и корректировки. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве освоения отдельной части компетенции или компетенции в целом в рамках дисциплины.

Преподаватель, ведущий дисциплину (модуль), курс разрабатывает оценочные средства для проведения текущего контроля обучающихся с целью установления соответствия учебных достижений студентов требованиям соответствующих образовательных программ, образовательных стандартов и уровню сформированности компетенций в соответствии со спецификой и видом профессиональной деятельности. Виды и формы текущего контроля успеваемости отражаются в рабочей программе.

Результаты текущего контроля успеваемости обучающихся по дисциплине (модулю), курсу могут быть учтены преподавателем при сдаче зачета, экзамена и других форм промежуточной аттестации. Результаты мониторинга и анализа текущей успеваемости обучающихся являются основанием для разработки и принятия корректирующих действий со стороны кафедры, факультета (института) и администрации вуза.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям осваиваемой образовательной программы в рамках текущего контроля создаются оценочные средства. Они позволяют оценить знания, умения, навыки по дисциплине и освоенные компетенции (или ее составляющие) в рамках дисциплины.

Оценочные средства формируютсятся на основе ключевых принципов оценивания:

- валидность (объекты и содержание оценивания должны соответствовать поставленным целям и функциям контроля и обучения);

- надежность (нацеленность используемых методов и средств на объективность оценивания);

- эффективность (оптимальность выбора для конкретных условий использования целей, методов и средств контроля).

Выделяют 3 вида текущего контроля (устный, письменный и контроль с помощью технических средств и информационных систем), каждый из которых осуществляется с помощью наиболее распространенных форм (таблица 1).

Таблица

Промежуточная аттестация – это оценивание уровня освоения образовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), проводимой в формах определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Данный вид контроля помогает оценить более крупные совокупности знаний, умений и навыков, а также уровень приобретенных компетенций с высокой степенью объективности, обоснованности и сопоставимости. В соответствие с требованиями ФГОС ВО, для аттестации обучающихся в рамках промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить степень достижения запланированных результатов обучения.

    В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов кафедра, за которой закреплена дисциплина (модуль), курс, практика разрабатывает фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации проставляются в ведомости и зачетную книжку студента. Все формы промежуточной аттестации, предусмотренные учебным планом, проводятся в порядке установленном образовательной организацией.

    Согласно Федеральном закону «Об образовании в Российской Федерации» «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью»[19].

    Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входит в состав рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики и включает в себя:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета, экзамена, защиты курсовой работы (проекта), отчета по практике, НИРС или другой форме, предусмотренной учебным планом. Для каждой формы промежуточной аттестации разрабатываются оценочные средства, которые входят в состав фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине (модулю), курсу, практике, НИРС. В состав ФОС могут входить:

- тестовые задания;

- контрольные вопросы по темам, разделам дисциплины;

- тематика контрольных работ;

- тематика курсовых работ (проектов);

- методические рекомендации для написания курсовых работ (проектов);

- кейс-задания;

- тематика докладов, рефератов, эссе;

- вопросы к зачету;

- вопросы к экзамену;

- методические рекомендации по практике и другие оценочные средства.

В рамках каждой формы промежуточной аттестации могут сочетаться несколько видов контроля: устный, письменный и контроль с помощью технических средств и информационных систем. Оценочные средства, входящие в состав ФОС должны формироваться на основе следующих принципов оценивания:

- валидность (объекты и содержание оценивания должны соответствовать поставленным целям и функциям контроля и обучения);

- надежность (нацеленность используемых методов и средств на объективность оценивания);

- эффективность (оптимальность выбора для конкретных условий использования целей, методов и средств контроля).

 

3.10. Самостоятельная работа студентов.

 

    С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СРС, новых методов самоконтроля и контроля знаний, умений, владений, уровня сформированности компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) - планируемая учебная, учебно-, научно-исследовательская, творческая работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (или аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, без его непосредственного участия (или при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Цель СРС - овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями, навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности, общекультурными и профессиональными компетенциями.

К основным задачам самостоятельной работы студентов относятся:

- развитие активности, познавательных и творческих способностей студентов;

- формирование самостоятельности мышления;

- развитие исследовательских умений;

- развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- воспитание ответственности за свое обучение;

- стимулирование самообразования и самовоспитания.

    Самостоятельная работа как вид учебной деятельности очень многоплановое явление. Существуют классификации СРС по дидактической цели, по времени и месту проведения, по нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучающихся, по характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач, по количеству обучающихся, по видам деятельности, в которые включается обучающийся,

    1. Виды СРС по дидактической цели:

- самостоятельная работа обучающихся по овладению новыми знаниями, овладению умением самостоятельно приобретать знания;

    - самостоятельная работа обучающихся по закреплению и систематизации полученных знаний;

    - самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций). 

      2. По времени и месту проведения:

    - аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

    - внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия;

    - контролируемая самостоятельная работа – контактная работа обучающегося с преподавателем, в процессе которой осуществляется текущий контроль или промежуточная аттестация.

    3. По степени усложнения уровня освоения учебного материала:

    - воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

    - реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации;

    - эвристическая (частично-поисковая) самостоятельная работа, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

    - творческая самостоятельная работа, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

    4. По характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач:

    - выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.

    - составление, формулировка: задач, примеров; кроссвордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок, сценариев, тематических портфолио; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий, планов, программ и т.д.;

    - анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (профессиональной деятельности); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.;

    - изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др.

    5. По количеству обучающихся:

    - фронтальная самостоятельная работе, в процессе которой выполняется общее для всех задание; преподаватель дает общий инструктаж к выполнению заданий; используются общие приемы организации и руководства дальнейшими действиями обучающихся; главную роль играет коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых обучающимися в процессе выполнения работы);

    - групповая самостоятельная работа (до 5 человек);

    - парная самостоятельная работа (успешно использовать для совместной проработки материала у учебника, документа, для взаимной проверки письменных упражнений и т.д.);

    - индивидуальная самостоятельная работа, предусматривает обязательное личное выполнение заданий, исключается сотрудничество обучающихся, в процессе чего возрастает роль самого обучающегося в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения, инициации сотрудничества с преподавателем при выполнении трудоемких заданий.

    6. По видам деятельности, в которые включается обучающийся:

    - учебно-познавательная;

    - научная (научно-исследовательская);

    - творческая;

    - социальная и др.

Аудиторная самостоятельная работа.

В практике образования используются многообразные формы аудиторной самостоятельной работы:

На лекции. Составление плана или конспекта лекции, участие в экспресс-опросе, тестовом опросе.

На занятиях семинарского типа. Представление/ защита/ презентация заданий, выполненных самостоятельно во внеучебное время; самостоятельное решение задач, выполнение заданий, упражнений на практических занятиях (например, решение 1-2 типовых задач у доски, а затем самостоятельное решение задач, разбор типовых ошибок при решении); самостоятельное изучение учебного материала, рекомендованного преподавателем вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия; выполнение учебно-исследовательской работы и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа.

    1. Работа с учебниками, учебными и методическими пособиями (как на бумажных, так и на электронных носителях).

- Конспектирование - опосредованное конспектирование осуществляется после прочтения учебной информации. Конспект составляется не в порядке его изложения, а в последовательности логических взаимосвязей содержания. Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать студентам схему лекции (план, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).

- Реферирование литературы. Реферат отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание.

- Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Может использоваться для подготовки к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. Так же подходит для предварительных библиографических заметок. Строится на основе краткого конспекта. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда; подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде. Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению. 

    - Поиск и изучение литературы и электронных источников информации по проблеме курса (темы), подготовка тематических обзоров по периодике, составление аннотированного списка статей, перевод текстов.

- Подготовка рецензий на статью, пособие.

    2. Р абота с лекционным материалом, предусматривает проработку конспекта лекций и учебной литературы, составление структурно-логических схем по теме лекции.

    3. Подготовка к семинарским и практическим занятиям:

    Подготовка к занятиям семинарского типа включает написание докладов, рефератов, выступлений, решение задач, выполнение творческих заданий и т.п. Одним из условий, обеспечивающих успех данных занятий, является разработка педагогом требований к докладам, рефератам, выступлениям, презентациям студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль обучающихся. Студентов, особенно первокурсников, следует ознакомить с данными требованиями.

    Ниже представлен перечень некоторых видов учебной деятельности студентов при подготовке к занятиям семинарского типа.

    Доклад – готовится по заранее предложенной тематике. Как вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков научной, творческой работы, расширяет познавательные интересы, воспитывает самостоятельность мышления. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину.

Структура реферата:

- Титульный лист.

- Оглавление.

- Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).

- Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

- Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

- Список литературы.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений.

Выступление на семинаре должно раскрывать сущность обсуждаемой проблемы. Выступающим, особенно в начале семинарского курса, рекомендуется зачитывать план выступления и представлять сжатое изложение основных положений доклада. Руководителю семинара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время.

В выступлении студенты должны демонстрировать самостоятельность в подборе фактического материала, аналитическое отношение к информации, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. Приводимые примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Выступление должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

    - Выполнение домашних заданий:

    а) репродуктивного характера, предусматривающие решение задач, выполнение упражнений и т.д. по образцу (или типовых);

    б) реконструктивного характера, предусматривающие применение знаний в новых условиях, решение ситуационных, проблемных задач;

    в) творческого характера -  решение профессионально-ориентированных задач, кейс-задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

- Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов.

- Подготовка глоссариев.

    - Подготовка к деловым играм.

    - Самостоятельная работа в Интернете с целью:

а) поиска информации в сети с использованием web-браузеров, баз данных, информационно-поисковых и информационно-справочных систем, автоматизированных библиотечных систем, электронных журналов;

б) организации диалога в сети через использования электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций и др.;

    в) создания тематических web-страниц и web-квестов с использованием html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

Подготовка к промежуточной, итоговой аттестации:

Данный вид самостоятельной работы может включать осуществление самоконтроля (компьютерное тестирование и т.д.), подготовку коллоквиуму, контрольной работе, зачету, экзамену, отчету по практике.

    5. Выполнение учебно-, научно-исследовательской работы включает: подготовку курсовых и выпускных квалификационных работ; выступлений на научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах, олимпиадах; работу в студенческих научных обществах, кружках, объединениях; выполнение учебно-исследовательской работы, микроисследований; участие в комплексных научных исследованиях, написании и выполнении грантов.

Виды самостоятельной работы для различных результатов    обучения

Самостоятельная работа как форма организации обучения, возможна и необходима для получения любого образовательного результата. Однако ее виды для получения разных образовательных результатов будут различными.

Д ля овладения знаниями рекомендуется применять такие виды СРС как[20]: 

- работа над учебным материалом - чтение текста, первоисточника, дополнительной литературы, в том числе с аудио-, видео материалами, с материалами, полученными по сети Интернет; составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста:

- работа со словарями и справочниками;

- ознакомление с нормативными документами;

- конспектирование текстов;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка тезисов для выступления на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, учебно-исследовательская работа и т.д.;

Для закрепления системы знаний эффективны следующие виды СРС:

- работа с конспектом лекций, обработка текста;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации материала;

- составление библиографии, тематических кроссвордов, тематических портфолио;

- составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой;

- подготовка сообщений, выступлений на семинар, конференцию;

- изучение нормативных документов;

- тестирование;

- повторная работа над учебным материалом, первоисточником, аудио-, видео записью;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

- анализ современного опыта в профессиональной сфере;

- ответы на контрольные вопросы.

Для формирования умений (основного компонента компетенций) в процессе самостоятельной работы студентам рекомендуется выполнять:

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- выполнений графиков, таблиц, схем, чертежей;

- выполнение расчётно-графических работ;

- решение производственных ситуационных (профессиональных) задач;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- подготовка к деловым играм;

- выполнение упражнений на ПК и тренажёрах;

- выполнение опытно-экпериментальной работы;

- выполнение курсовых работ т.д.

 

    Технология разработки заданий для организации СРС

    Федеральные государственные образовательные стандарты требуют обязательной организации самостоятельной работы студентов. В рабочих программах планируется объем времени с распределением по модулям, разделам, темам, отведенный на самостоятельную работу; тематика СРС; методические рекомендации по выполнению заданий, оценочные средства.

Первым шагом при планировании самостоятельной работы является определение ее тематики. Формулировать темы СРС рекомендуется в «задачной» форме. Например: «Разработка конспекта лекции по образцу»; «Моделирование конспекта занятия семинарского типа нестандартной формы»; «Составление системы работы по этнокультурному воспитанию» и т.п.

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям формирования общекультурных и профессиональных компетенций, осваиваемым видам профессиональной деятельности, отражать содержание дисциплины, предусматривать все уровни освоения учебного материала (репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий). Достаточно эффективными представляется разработка заданий с применением компьютерных технологий.

В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Так как многие компетенции носят междисциплинарный характер, целесообразным представляется разработка заданий, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания). Задания должны быть разнообразными по форме и методам для придания им дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов обучающихся.

При составлении фонда заданий могут быть использованы различные варианты конструкторов учебно-познавательных заданий для самостоятельной работы.

Конструктор познавательных заданий для СРС[21]

Уровни освоения

Ознакомительный

 

Репродуктивный

Продуктивный

 

Знакомство   Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Назовите основные части…   Объясните причины того, что…   Изобразите информацию о … графически   Раскройте особенности…   Предложите новый (иной) вариант…   Ранжируй те … и обоснуйте …   Сгруппируйте вместе все …   Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы….   Предложите способ, позволяющий…   Проанализируй те структуру… с точки зрения…   Разработайте план, позволяющий (препятствую щий)…   Определите, какое из решений оптимально для …. с точки зрения ….   Составьте список понятий, касающихся …   Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между.. и …   Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает …   Составьте перечень основных свойств…, характеризующ их … с точки зрения….   Найдите необычный способ, позволяющий …   Оцените значимость для ….   Расположите в определенном порядке…. Постройте прогноз развития….. Сравните … и ….., а затем обоснуйте …. Постройте классификацию … на основании … Придумайте игру, которая…. Определите возможные критерии оценки … Изложите в форме текста (реферата)… Прокомментируйт е положение о том что …. Проведите (спланируйте) эксперимент, подтверждающ ий, что… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что … Предложите новую (свою) классификаци ю … Выскажите критические суждения о … Выскажит е критическ ие суждения о … Вспомните и напишите… Изложите иначе (переформулируй те) идею о том, что Проведите презентацию… Сравните точки зрения … и … на …. Опишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития … Оцените возможности для …. Прочитайте самостоятельно Приведите пример того, что (как, где) … Рассчитайте на основании данных о … Выявите принципы, лежащие в основе … Изложите в форме … свое мнение (понимание) … Проведите экспертизу состояния…

 

Также при планировании СРС можно использовать следующие виды заданий:

1. Учебно-познавательные задания:

- с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интервьюирования и т.д.;

-  с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации, и требуется отделить значимую информацию от «шума» (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);

- с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию / критерию).

2. Задания на обработку информации:

- задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу, учебных пособий по теме и т.д.);

- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование, рейтингование);

- задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот);

- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

- задания на обобщение и / или оценку (рецензирование) материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии.

3. Задания на формирование навыков учебно-исследовательской работы:

- задания на отработку различных методов исследования (лабораторное наблюдение, эксперимент, опросы, использование математических методов для обработки полученных данных, представление полученных результатов в форме структурированного текста, оформления выводов и т.д).

4. Задания на подготовку к профессиональной деятельности (определенному виду профессиональной деятельности).

В рамках дисциплины «Педагогика высшей школы» это могут быть следующие задания:

- практические, в том числе проектные (подготовить аналитический разбор научной публикации по определенной теме; составить тезаурус по изучаемой теме; составить компьютерную презентацию по теме (например, «Формы и методы оценки результатов обучения»; разработать тематический план по изучению конкретной темы; разработать конспект практического занятия по теме «….»; представить проект паспорта компетенции…; подготовить систему оценочных средств по теме ….; смоделировать систему дифференцированных задания по СРС и др).

       - решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами (учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов)[22] .

    Кейс-технологии помогают развить умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации, развивают такие компетенции, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умения четко формулировать и высказывать свою позицию, умения общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.

       Структурными компонентами разработанных кейсов являются:

    – ситуация, моделирующая будущую профессиональную деятельность;

    – вопрос, определяющий предметную область разрешения ситуации;

    – задание, способствующее формированию проектировочных умений студентов;

    – методические рекомендации к кейсу.

Пример кейса.

    Ситуация. Вы пришли на педагогическую практику. Первое занятие прошло не удачно в организационном плане (не было дисциплины, заинтересованности к занятию у обучающихся).

    Вопрос. Какими бы технологиями обучения Вы бы воспользовались на следующем занятии, чтобы максимально заинтересовать студентов?

    Задание. Выберите учебную дисциплину. Подготовьте фрагмент учебного процесса. Разработайте дидактические средства для занятия в соответствии с требованиями, принципами и особенностями выбранной технологии (формой/ методом…) обучения, позволяющие решить возникшую ситуацию.

    Методические рекомендации к кейсу.

    1. Проанализируйте предложенный преподавателем теоретический курс по теме «Педагогические технологии».

    2. Изучите внимательно описание ситуации, проанализируйте, представьте её в реальности.

    3. Прочитайте вопрос. Подберите в помощь научную литературу из предложенного списка или свою.

    4. Выберите в соответствии с предложенной ситуацией педагогическую технологию обучения

    5. Кратко опишите выбранную педагогическую технологию и сформулируйте обоснование своего выбора.

    6. Прочитайте задание. Выберите фрагмент учебного процесса (этап занятия или занятие, практическая / лабораторная работа, игра, семинар, беседа, самостоятельная работа) на примере которого Вы будете реализовывать выбранную педагогическую технологию или элементы разных технологий.

    7. Разработайте фрагмент учебного процесса, реализующий конкретную педагогическую технологию или элементы разных технологий.

    8. Обозначьте дидактические средства (плакаты, карточки-задания, раздаточный материал, вопросы, опорные конспекты, бланки, листы рабочей тетради, задания, рисунки, чертежи, презентации, тесты, макеты, слайды, нормативные документы), необходимые для реализации разработанного фрагмента учебного процесса.

    9. Разработайте одно дидактическое средство в соответствии с дидактическими требованиями к нему.

    10. Оформите работу в соответствии с изученными требованиями.

 

Условия эффективности самостоятельной работы студентов

Важным фактором в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в процессе выполнения всех видов самостоятельной учебной деятельности. К этим условиям можно отнести дидактическое обеспечение СРС, разработку средств диагностики и учета выполняемой работы, подготовка методических рекомендаций, а также:

- мотивирование студентов на выполнение самостоятельных учебных заданий;

- четкое и полное информирование студентов о сущности предстоящей самостоятельной работы;

- формулирование цели СР (ожидаемый результат);

- формулирование условий выполнения СР;

- информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования, трудоемкости СР;

- информирование о формах отчетности, объеме работы и сроках выполнения СР;

- предъявление образцов оформления СР и ее результатов;

- предъявление критериев оценки результатов СР.

- информирование о формах контроля и самоконтроля;

- оказание консультационной помощи (индивидуальной и групповой) по ходу выполнения СР, в том числе через взаимодействие в сети Интернет;

- дифференциация и индивидуализация самостоятельной работы;

- создание обновляемого фонда оценочных средств нового поколения для самостоятельной работы и др.

 

    3.11. Ожидаемые результаты обучения

    По окончании изучения темы студент должен продемонстрировать следующие результаты обучения:

В области знания:

1. Составляет список понятий по изучаемой теме.

2. Раскрывает основные характеристики понятия «форма обучения».

3. Выделяет основания классификации форм обучения.

4. Называет условия, от которых зависит выбор форм обучения.

5. Обосновывает выбор форм обучения. Раскрывает, как определенные условия влияют на выбор форм обучения

6. Перечисляет требования, лежащие в основе критериев оценки качества лекции.

7. Приводит примеры инновационных форм контроля в образовательном процессе.

       В области понимания

1. Проводит различие между «контактной» и «аудиторной» работой преподавателя.

    2. Проводит различия между различными видами лекций по целям, содержанию, методам.

    3. Объясняет взаимосвязи между различными формами учебных занятий.

    4. Обобщает в виде таблицы сведения об условиях, необходимых для реализации электронного обучения и дистанционных технологий.

5. Приводит примеры того, как меняется структура оценочных средств в связи с введением компетентностного подхода в обучение.

    В области применения

    Интеллектуальные навыки

8. Объясняет, как различаются отдельные формы обучения по дидактическим целям.

9. Дает объяснение понятию «научно-исследовательская работа студентов», ее функциям и организационным формам.

10. Оценивает значимость самостоятельной работы студентов для формирования профессиональных компетенций.

Практические навыки

1. Руководствуется рекомендациями по подготовке лекции при ее планировании.

2. Имеет первоначальный опыт анализа лекции по заданным критериям

4. Готовит конспект занятия семинарского типа.

5. Имеет первоначальный опыт письменного анализа семинарского занятия (по предложенным аспектам).

6. Представляет 2-3 разноуровневых задания для СРС по предложенной теме.

 

3.12. Контрольные вопросы и задания по теме.

1. Раскройте сущность понятия «организационные формы обучения» и подходы к их классификации.

2. Назовите современную типологию организационных форм учебных занятий.

3. Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

4. Обоснуйте утверждение о том, что лекция остается одной из основных организационных форм педагогического процесса.

5. Раскройте содержание этапов подготовки и чтения лекции.

6. Чем семинар отличается от лекции?

7. Каковы критерии эффективности семинарского занятия?

8. Приведите пример инновационных форм организации учебной деятельности. В чем их достоинства?

9. Какие требования предъявляются к современным оценочным средствам? Представьте, разработанное вами оценочное средство.

Творческие задания.

1. Обоснуйте утверждение «семинар – важная форма выработки у студентов самостоятельности, активности, умения работы с литературой».

2. Подготовьте конспект одного из типов лекции.

3. Разработайте пример заданий для СРС по изучаемой теме.

4.  Представьте информацию о формах организации учебного процесса в табличном виде.

Формы организации учебного процесса

Направленные преимущественно на теоретическую подготовку Направленные преимущественно на практическую подготовку Направленные на контроль результатов учебной деятельности  
     
     

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.