Цели и задачи темы.
Обучающийся должен знать:
1. Понятие мониторинг системы образования, описать его задачи, основные этапы реализации.
2. Содержание педагогического мониторинга.
3. Основные подходы к понятию качество образования.
4. 2-3 методики мониторинга соответствия реализации образовательной программы требованиям ФГОС
Обучающийся должен уметь:
1. Характеризовать основные показатели развития высшего образования в Российской Федерации.
2. Раскрывать содержание основных этапов педагогического мониторинга.
3. Применять изученные методики мониторинга соответствия реализации образовательной программы требованиям ФГОС.
Обучающийся должен быть способен:
1. Проанализировать результаты педагогического мониторинга и сформулировать обоснованные выводы/рекомендации.
4.2. Мониторинг системы образования Российской Федерации и образовательных организаций.
Нормативной основой осуществления мониторинга системы образования в Российской Федерации является закон «Об образовании в Российской Федерации» [23](ст. 97 «Информационная открытость системы образования») и постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. N 662[24]. Мониторинг системы образования - это систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Таким образом, мониторинг должен отражать реальное состояние системы образования.
Основными задачами м ониторинга являются:
- информационная поддержка государственной политики Российской Федерации в сфере образования;
- непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
- усиление результативности функционирования образовательной системы;
- выявление нарушений законодательства об образовании.
Мониторинг включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. Организация мониторинга осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также другими федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет сбор, обработку и анализ информации от всех образовательных организаций вне зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ и организационно-правовых форм организаций. Исключение составляют образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации о качестве образования и о выявленных нарушениях законодательства об образовании.
Мониторинг образовательных организаций осуществляется на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информации, опубликованной в средствах массовой информации, информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, информации от организаций и граждан.
Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации. В настоящее время в перечень информации и о развитии высшего образования входят следующие сведения:
а) уровень доступности высшего образования и численность населения, получающего высшее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам высшего образования;
в) кадровое обеспечение вузов и других организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение образовательных организаций осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования;
д) условия получения высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы высшего образования;
ж) финансово-экономическая деятельность образовательных организаций высшего образования в части обеспечения реализации образовательных программ высшего образования;
з) структура образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования (в том числе характеристика филиалов);
и) научная и творческая деятельность, связанная с реализацией образовательных программ высшего образования;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса.
Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России не реже 1 раза в год.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.