Критерии оценки качества семинара
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует ряд критериев оценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивность данной формы учебного занятия.

    В исследованиях Б.Ц. Бадмаева[13] установлены следующие показатели эффективности семинарского занятия (показатели называются в порядке убывания их относительной значимости):

    - сосредоточение внимания только на узловых проблемах, без стремления охватить все вопросы дела;

    - умение излагать свое понимание закономерностей изучаемых явлений, доказательности рассуждений;

    - создание на семинаре психологической атмосферы свободного высказывания студентами собственных мыслей, без боязни ошибиться побуждение обучаемых к применению теории для анализа жизненных фактов;

    - подготовка на семинаре вопросов, требующих творческого мышления;

    - активное участие преподавателя в теоретическом споре участников семинара, умение сталкивать различные точки зрения;

    - активное формирование готовности студентов отстаивать свою точку зрения и переубеждать.

       Можно провести и аспектный анализ семинар по таким показателям как «содержание семинара»; «методика проведения семинара»; «организация семинара»; «руководство работой студентов».

 Критерии оценки содержания семинарского занятия:

 - соответствие цели и задач семинара задачам учебной дисциплины и формируемым компетенциям;

- соответствие цели и задач планируемым результатам семинара;

- качество плана семинарского занятия (план полный, детальный, перегруженный);

- соответствие содержания занятия (теоретического и практического материала) планируемым результатам обучения;

- степень современности и научности поставленных на обсуждение вопросов;

- наличие проблемных вопросов;

 - рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и культуры;

 - профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов;

- обеспечение доступа обучающихся к литературе и информационным источникам по теме семинара.

Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

 - обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

 - логическая последовательность построения семинара;

 - использование методов активизации мышления студентов;

 - использование приемов закрепления полученной информации;

 - использование эффективных методов контроля хода обсуждения и результатов выполнения студентами заданий семинарского занятия;

 - использование технических средств обучения и наглядных пособий.

 Критерии оценки организации семинарских занятий:

 - соответствие планируемого содержания семинара закрепленной в рабочей программе трудоемкости на подготовку и проведение семинара;

- соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия рабочей программе и тематическому плану;

- наличие плана семинарского занятия;

- соблюдение всех этапов занятия и их задач;

- посещаемость семинара студентами;

 - дисциплина на семинарском занятии;

 - подготовка студентов к семинарскому занятию;

 - рациональность распределения времени на семинарском занятии;

 - наличие необходимого количества учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

 - соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.);

 - наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

 Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:

 - осуществление контроля подготовки студентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

 - мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

 - побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

 - микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

 - подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

 - согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

 - управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

 - постановка задания к следующему семинарскому занятию.

Практические занятия

Практические занятия – форма обучения, обеспечивающая связь теории и практики, содействующая выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы; формирующая компетенции как интегральной способности решать профессиональные задачи.

    На практическом занятии выполняются, как правило, задания и упражнения по решению различных прикладных задач, образцы которых рассматриваются либо на лекциях, либо в рекомендованных учебных пособиях. В результате выполнения данных задач (заданий) формируется профессиональный подход к выполнению видов деятельности, функций, решению определенного типа задач соответствующих профилю подготовки.

    Основной целью практических занятий является формирование компетенции или ее части в ходе освоения дисциплины (модуля) через организацию опыта применения знаний для решения определенного круга задач. Также преподавателем решаются следующие задачи:

– помощь обучающимся в систематизации, закреплении и углублении знаний теоретического характера;

– оказание помощи в решении практических задач, овладении навыками и умениями выполнения типовых и творческих заданий;

– формирование умений обучающихся работать с книгой, служебной документацией, схемами, пользоваться справочной и научной литературой и другими информационными источниками;

– формирование умения учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Структура практических занятий чаще всего включает вступление преподавателя; фронтальный опрос; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическую часть – выполнение упражнений /заданий/ решение задач под руководством педагога и самостоятельно в зависимости от возможностей каждого студента; подведение итогов занятия.

Во время проведения практического занятия преподаватель организует активную познавательную деятельность студентов, используя индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы. Фронтальная форма работы предусматривает общую деятельность всей группы: учебный материал формулируется для всех, рассматриваются одинаковые задачи, все студенты решают одну проблему. Данная форма организации учебного процесса обеспечивает общее продвижение к установленному уровню профессионального образования. Тем не менее, эта форма работы не учитывает индивидуальных особенностей студентов, их личностных возможностей и потому она не может быть универсальной. При организации групповой формы работы учебная группа разбивается на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или разные задачи. В процессе индивидуальной работы каждый студент получает задачу, которую он должен выполнить самостоятельно. Эта форма работы предусматривает высокий уровень активности, самостоятельности студентов, индивидуальные возможности

При организации учебного процесса выделяются практические занятия нескольких видов: занятия формирования умений и навыков; практическое занятие обобщения и систематизации знаний; практическое занятие на применение знаний и умений; интегрированное практическое занятие; практикум; лабораторная работа; практическое занятие и др. Охарактеризуем некоторые из них.

1. Практическое занятие формирования умений и навыков. Традиционная структура практического занятия формирования умений и навыков следующая: ознакомление с темой занятия, формулирование цели и задач проверка знаний и умений студентов (или актуализация опорных знаний) выделение основных контрольных вопросов, которые необходимо знать, из теоретического материала, усвоение учебного материала путем решения основного класса задач по изучаемой теме, подведение итогов занятия, постановка домашнего задания

2. Практическое занятие обобщения и систематизации знаний. Окончание изучения студентами учебного материала по отдельной теме нуждается в проведении занятий обобщения и систематизации знаний. Задачей этих занятий является выделение общих и важных понятий, законов и закономерностей, основных теорий, установление причинно-следственных связей между важнейшими явлениями, процессами, событиями. Процесс обобщения и систематизации знаний предусматривает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятия, их категорий и систем и далее – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями дисциплины.

При проведении занятия обобщения и систематизации знаний выделяются следующие структурные элементы:

- постановка цели занятия;

- мотивация учебной деятельности;

- воспроизведение и коррекция опорных знаний с помощью разного вида программ актуализации знаний;

- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

- обобщение и систематизация понятий;

- усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов;

- выполнение практических задач;

- усвоение ведущих идей и основных теоретических положений на основе широкой систематизации знаний (составление классификационных схем, таблиц);

- подведение итогов практического занятия.

3. Практическое занятие на применение знаний и умений (соотнесенных с определенной компетенцией или ее частью). Занятие решает следующие дидактические задачи: воспроизведение и коррекция знаний и умений; анализ заданий и способов их решения; самостоятельное выполнение упражнений/ задач/ заданий; внешний контроль и самоконтроль во время их выполнения.

4. Интегрированное практическое занятие по проверке уровня сформированности компетенции. Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление внутридисциплинарных и междисциплинарных связей в ходе усвоении наук и дисциплин профессионального цикла. Формы проведения интегрированного практического занятия различны: практикумы, семинары, конференции, деловые игры, презентации портфолио и т.д.

 

Практикум

 

    Практикум – система практических занятий по дисциплине (модулю). Задача практикума - усиление практической направленности обучения, содействие неформальному усвоению учебного материала. Основным способом организации деятельности студентов на практикумах является групповая форма работы.

Можно предложить такую структуру практикума:

- сообщение темы, цели и задач, планируемых результатов обучения;

- актуализация опорных знаний и умений студентов;

- мотивация учебной деятельности студентов;

- предъявление необходимых дидактических материалов, средств обучения, в том числе и компьютерных;

- выполнение работы студентами под руководством преподавателя;

- составление отчета;

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.