Организованной преступностью: их система и компетенция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Совершенно понятно, что успешно противостоять организованной преступной деятельности может только хорошо организованная система подразделений правоохранительных органов, состоящих из высококвалифицированных и опытных профессионалов, оснащенных необходимой методикой и техническими средствами.

    Эта система теоретически должна включать подразделения различных правоохранительных органов, специализирующиеся на борьбе с организованной преступностью. В действительности же дело с указанными подразделениями в отмеченных органах обстоит следующим образом.

    В МВД РФ специализированным подразделением по борьбе с организованной преступностью являлось Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП, позже его назвали Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом), его региональные управления, и управления на территориях субъектов Федерации (7 – РУБОПов, 10 УБОПов.

Это управление было создано в 1988г. (тогда назывался 6-й отдел). ГУБОП МВД РФ при реализации своих задач тесно взаимодействовало с Главными управлени­ями МВД РФ по борьбе с экономическими преступления­ми и уголовного розыска, с ФСКН, а также с подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного дви­жения, обеспечения общественного порядка, другими подразделениями МВД и иных правоохранительных органов, а также с Минюстом.

В чем заключалась особенность системы ГУБОП? Во-первых, в линейном её построении, а во-вторых — в том, что работа велась не от преступления, а от объекта устремлений (от преступных формирований) к организованным преступлениям. Такой подход позволял держать в поле зрения организованные группы, преступные сообщества, их лидеров, активных участников, заниматься упреждением преступлений, работать по разобщению преступных формирований.

    Однако в декабре 2000 г. началась реорганизация структуры МВД, которая коснулась и подразделений по борьбе с организованной преступностью. Постановлением Правительства РФ «О подразделениях криминальной милиции» от 7 декабря 2000 г. № 9251 повысился статус криминальной милиции и утверждена ее новая структура. Она стала подразделяться на федеральную криминальную милицию, криминальную милицию в субъектах РФ, криминальную милицию на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и криминальную милицию в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

    В состав ее стали входить и подразделения, ранее входившие в структуру Главного управления по борьбе с организованной преступностью, и другие подразделения, в определенной степени связанные с этой деятельностью: по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения, а также национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

    Органами управления федеральной криминальной милиции стали: Комитет федеральной криминальной милиции при МВД России, комитеты федеральной криминальной милиции МВД по федеральным округам и по субъектам РФ — управления по борьбе с организованной преступностью.

    Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков входят лишь в структуру криминальной милиции субъектов РФ.

6 сентября 2008г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ». Согласно этого Указа, в структуре МВД специальные органы по борьбе с организованной преступностью были упразднены, на их базе созданы подразделения по противодействию экстремизму и подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (в МВД РФ: Департамент по противодействию экстремизму и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; на базе бывшего УБОП Тверской области созданы Центр по противодействию экстремизму, Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите и оперативно-розыскная часть (ОРЧ).

На подразделения уголовного розыска ОВД данным Указом были возложены функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности. На подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) возложены функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.

    На сегодняшний день    в МВД имеются подразделения по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (К), подразделения оперативно-поисковые и оперативно-технических мероприятий, специализированные следственные подразделения по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ. Сначала они подстраивались под существующую систему организации РУБОП. С созданием же семи федеральных округов в них приказом Министра внутренних дел от 31 декабря 2000 г. во всех округах были созданы укрупненные следственные управления по расследованию организованных преступлений в составе Следственного комитета МВД России (вместо 10 прежних). При этом в управлениях созданы отделы по расследованию коррупции, деятельности преступных сообществ, преступлений в кредитно-финансовой сфере. И что очень важно, в составе этих управлений созданы организационно-аналитические отделения для научного анализа следственной практики борьбы с организованной преступностью.

    В субъектах РФ следственные отделы и отделения, расследующие дела об организованной преступности, по-прежнему остались в структуре следственных подразделений МВД, ГУВД и УВД.

    В прокуратуре имеются подразделения прокурорского надзора за соблюдением законов в деятельности следственных и оперативно-розыскных органов по борьбе с организованной преступностью. Еще в 1997 г. в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за законностью деятельности региональных Управлений по борьбе с организованной преступностью» от 27 января 1997 г. в Генеральной прокуратуре и в тех регионах, где действовали региональные управления МВД (РУОП), были созданы отделы по надзору за исполнением законов указанными управлениями.

    Большое значение в противодействии организованной преступности имеет Федеральная служба безопасности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. (в ред. от 30.06.2003 г.) «О федеральной службе безопасности», одним из основных направлений деятельности органов этой службы является борьба с преступностью и террористической деятельностью (ст. 8 Закона). Эти органы осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также осуществляют специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевая деятельность), создание методики и средств для их осуществления.

    В структуре ФСБ России действует специальное управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций.

В структуре ФСБ по Тверской области имеется отдел по защите конституционного строя и борьбе с экстремизмом.

В связи с возложенными функциями органы федеральной службы безопасности обязаны разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп и т.д.

    Определённая роль в противодействии организованной преступности отводится войскам Национальной гвардии. Согласно Федерального закона от 3 июля 2016 г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», задачами национальной гвардии являются:

1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу является органом, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Важной функцией данного ведомства является то, что оно составляет перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

    Контакты, возникающие между перечисленными органами, в процессе осуществления деятельности по борьбе с организованной преступностью, как уже было отмечено, множественны и разнообразны. Причем взаимоотношения строятся на основе согласованности при сохранении полной самостоятельности и выражаются в форме объединения усилий, взаимной договоренности и согласованности. По мнению А.В. Бокова, подобное взаимодействие должно выступать в форме делового сотрудничества, однако внутриведомственная согласованность должна быть урегулирована нормами права.

По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, например, в 2004 году финансовая разведка отследила движение 25,5 триллиона рублей, равные 9 бюджетам страны. Проверке подвергаются все сделки и операции на сумму свыше 20 тысяч долларов (600 тысяч рублей), в сутки проходит примерно 8,5-9 тысяч сообщений, из них компьютер отбирает 100-150, а по финансированию терроризма – 15-20 фактов. Контроль финансовых потоков проводится по двум направлениям: по отмыванию денег и по финансированию терроризма. Информация поступает по трем направлениям: от кредитных и некредитных организаций, правоохранительных органов и зарубежных служб финансовой разведки. О нарушениях в мелких банках в рабочем порядке информируется Центробанк России.

По оценкам экспертов, в пределах России отмывается примерно от 5 до 7 млрд. долларов, в основном в теневой экономике при добыче и транспортировке нефтепродуктов, в лесной и рыбной отраслях, строительном и туристическом бизнесе. Организованной преступности в России способствует отсутствие действенной системы контроля над доходами, что создает благоприятную почву российскому и среднеазиатскому криминалитету осуществлять денежные операции по легализации крупных денежных сумм.

    Оперативно-розыскные подразделения таможенной и пограничной служб раскрывают преступные действия организованных групп, главным образом связанные с незаконным перемещением грузов и людей через государственную границу и территориальные таможенные терминалы.

    Между тем совершенно ясно, что успешная борьба с преступлениями, совершаемыми организованными преступными формированиями, чаще всего предполагает именно совместное участие в ней указанных подразделений, если не всех, то нескольких правоохранительных органов. Как показывает следственная практика, пока основная нагрузка в этой борьбе падает на подразделения органов внутренних дел, а аналогичные подразделения других органов ведут такую деятельность лишь с некоторыми видами организованной преступности.

     

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.