Противодействие организованной преступной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Производство по уголовным делам о преступлениях, носящих организованный характер, имеет ряд особенностей. При производстве по таким делам, особое внимание должно уделяться неукоснительному выполнению требований главы 6 УПК РФ, предусматривающей порядок сбора и оценки доказательств.

    В соответствии с ч. 2 ст. 100 УПК Российской Федерации, обвинение лицам, подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 277, 278, 279, 281, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (это преступления, часто носящие организованный характер), должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 45 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания (по общему правилу, то есть не по организованным преступлениям – 10 суток с момента применения меры пресечения).

   Особенности также состоят в применении мер безопасности. Статья 11 УПК РФ гласит: «При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом четвертым части второй и 278 частью пятой настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

    По ходатайству свидетеля, потерпевшего или иного участника могут быть применены следующие меры безопасности:

а) в протоколе следственного действия, в котором участвует, например, свидетель, не приводятся данные о его личности (ч. 9 ст. 166 УПК РФ - в этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства);

б) осуществляются контроль и запись телефонных и иных переговоров свидетеля, потерпевшего (ст. 186 УПК РФ, которая гласит: 1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса. 2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения;

в) предъявление лица для опознания проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ). В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего;

г) уголовное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ - если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.);

д) ч. 5 ст. 278 УПК РФ гласит, что при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.

е) В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании или в случае рассмотрения уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, а также о преступлениях, предусмотренных ст. 206, 208, частью четвертой статьи 211, частью первой статьи 212, статьями 275, 276, 279 и 281 УК РФ, на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора (ч. 7 ст. 241 УПК).

    Для применения мер безопасности необходимо наличие ряда условий:

- возбужденного дела по факту конкретного преступления;

- угрозы безопасности личности и реальность этой угрозы;

- согласия гражданина или его просьбы (как правило) о принятии мер безопасности.

    Указанные меры безопасности касаются, прежде всего, потерпевших и свидетелей, которые часто подвергаются давлению со стороны преступников, меняют свои показания, или их жизнь и здоровье может оказаться под угрозой. Кроме того, немаловажным является применение мер безопасности в отношении следователей, судей, принимающих уголовные дела к рассмотрению.

    Применение защитных мер не должно нарушать право подсудимого на защиту, а также международные стандарты прав участников судопроизводства.

    Кроме того, применяются меры безопасности, которые прямо не предусмотрены в законодательстве, но и не противоречат ему. Это такие меры, как:

– помещение участников уголовного процесса противоположных сторон до начала судебного заседания в разные помещения - для исключения ненужных контактов и конфликтов;

– проведение судебного заседания не в зданиях судов, а в помещениях охраняемых объектов (следственных изоляторах, исправительных учреждениях и т.п.);
– доставка в суд свидетелей под охраной, в маскировочных одеждах или масках;
– отобрание подписки от участников закрытого судебного заседания о неразглашении данных, ставших им известными в ходе судебного разбирательства;
– удаление из зала судебного заседания свидетелей непосредственно после их допроса;

– запрещение фотографирования, видео- и аудиозаписи, а также киносъемки в судебном заседании.

       КоАП РФ содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за совершение адм. правонарушений, характерных для организованных преступных формирований. Это ст. 6.8 (незаконный оборот наркотических средств, п.в.); ст. 6.12 (получение дохода от занятия проституцией); ст.6.14 (производство или оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям гос. стандартов, санитарных правил и гигиеническим нормативам) и др.                      

   Важное значение для правоохранительных органов, участвующих в борьбе с организованными формами преступности, имеет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года, который установил не только задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, но и определил необходимые, в том числе для борьбы с организованной преступностью, оперативно-розыскные мероприятия.

    В противодействии сложной, законспирированной организованной деятельности, часто используют такие мероприятия, как:

проверочная закупка; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; новое, включенное в закон в 2016г. мероприятие - получение компьютерной информации.

    Результаты оперативно-розыскной деятельности выступают в качестве повода для возбуждения уголовного дела либо приобщаются к материалам дела в качестве доказательств.

    Определённую роль в борьбе с организованной преступностью в России играет Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22 марта 1995г. Указанным законом установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества должностных лиц, которые могут подвергнуться незаконному воздействию в связи с их служебной деятельностью с целью воспрепятствовать их законной деятельности, либо принудить их к изменению ее характера, а, кроме того, из мести за указанную деятельность. Данный законодательный акт принят не только в целях защиты должностных лиц от проявлений организованной преступности, он представляет государственную защиту и тем должностным лицам, служебная деятельность которых не связана с выявлением, пресечением и расследованием организованных преступных проявлений. Этот Федеральный закон является важным шагом государства в борьбе с организованной преступностью, потому, что плодотворная борьба с таким опасным и оснащенным противником невозможна без дополнительных гарантий государственной защиты тем, кто эту борьбу осуществляет.

    Важное значение для борьбы с организованной преступностью имело принятие 20 августа 2004 г. Федерального Закона № 119-ФЗ «О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса». Данный нормативный акт направлен на создание надлежащих условий для защиты участников уголовного процесса, дающих изобличающие показания в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований.

  Постоянным спутником организованной преступности является коррупция, с помощью которой ОПФ добиваются своих целей и получают защиту от социального контроля. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует меры противодействия этому явлению. Это меры: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

     На борьбу с незаконными сделками, осуществляемыми организованными преступными формированиями в области приобретения недвижимого имущества, направлены отдельные положения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1997 года. Этот нормативный акт устанавливает основания и порядок обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что позволяет установить некоторые дополнительные заслоны попыткам организованных криминальных формирований незаконно завладеть чужим недвижимым имуществом либо легализовать доходы, полученные в результате преступной деятельности.

        

 Федеральные законы, определяющие организацию, компетенцию и порядок деятельности правоохранительных органов, участвующих в борьбе с орг. преступностью                            

    К таким нормативным актам следует отнести, например, Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 03 сентября 1995 г.; ФЗ закон «О полиции» 2011г.; Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённое Указом Президента РФ от 02 августа 1999 года; Положение «О Национальном центральном бюро Интерпола», утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 года; ФЗ «О войсках национальной гвардии».

    Согласно ст. 2 Федерального закона «О полиции» от 07.03.2011г. основными направлениями деятельности полиции являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Всё перечисленное осуществляется, в том числе, по организованным преступлениям.

  Статья 10 ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» гласит, что органы федеральной службы безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению.

    Статья 2 ФЗ от 03.07.2016г. «О войсках национальной гвардии» определяет задачи названных войск, среди которых значатся: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности.

    Положение «О Национальном центральном бюро Интерпола», утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 года, регламентирует, что НЦБ Интерпола - подразделение криминальной милиции, входящее в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

Главными задачами НЦБ Интерпола являются: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация. Всё сказанное касается и деятельности в сфере противодействия организованной преступной деятельности.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.