С организованной преступностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тактика — основная категория оперативно-розыскной деятельности, которая определяет набор видов оперативно-розыскных мероприятий, их содержание и последовательность, место, время, интенсивность проведения.

Под тактикой борьбы с организованной преступностью следует понимать выбор и проведение в определенной последовательности оперативно-розыскных, следственных и иных допущенных законом мероприятий, целесообразность которых диктуется общей оперативной обстановкой и конкретной ситуацией, сведениями о которой располагают правоохранительные органы.

В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыслительных процессов (оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации) и конкретных действий оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в реализацию тактических решений.

Тактика борьбы с организованной преступностью использует многолетний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегических и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учитывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособляемость и видоизменения организованной преступности.

   Существенное значение для оперативно-розыскной тактики борьбы с организованной преступностью имеют положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в частности реализация оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из смысла Закона, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается:

получение и проверка первичной информации о признаках криминальной активности конкретных лиц и групп, о совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; выявление лиц, осведомленных о преступлениях, обнаружение имущества, денег и ценностей, добытых преступным путем, предметов, документов и других объектов — носителей доказательственной информации, их сохранение; установление преступников, местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; решение частных задач по обеспечению достижения целей оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных законом.

    Реализация Закона предполагает включение в структуру оперативно-розыскной тактики и обеспечение личной безопасности участников оперативно-розыскных действий.

Все это направлено на эффективное получение скрываемой информации, повышение осведомленности оперативных аппаратов об организованной преступности, успешное воздействие на оперативно-розыскные ситуации, складывающиеся в борьбе с нею.

Тактика борьбы с организованной преступностью базируется на обобщении и критическом осмыслении совокупного опыта выявления и оперативной проверки разветвленных преступных групп, действующих в разных сферах экономики; борьбы с бандитизмом; оперативного наблюдения за рецидивистами; негласной работы в террористических организациях.

Традиционно в ходе любой оперативной проверки тщательно изучались способы совершения преступлений, маскировки их сообщников и следов преступной деятельности.

    Тактику борьбы с организованной преступностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка ее системы (структур, их состава, лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни членов преступных объединений) с другой — так называемая «активная оборона», то есть совокупность действий, направленных на противодействие правоохранительной системе.       

В ходе оперативного поиска вначале выделяют местные зоны криминальной активности и зоны вероятного прорыва информации:

А) Среда, где черпаются резервы организованной преступности: неформальные объединения с антиобщественной направленностью; автотранспортные предприятия и предприятия автосервиса; места концентрации ранее судимых, условно освобожденных и условно осужденных.

Б). Среда, где проявляют себя, действуют участники организованных преступных формирований, сообществ: «черный рынок» ценностей, валюты, предметов старины; «черный рынок» автомашин, видеомагнитофонной и компьютерной техники; подпольные игорные заведения; рестораны, кафе, казино, иные увеселительные заведения; магазины с престижными дефицитными товарами.

В). Среда, «обслуживающая» преступников: проститутки; работники и завсегдатаи легальных азартных игр (биллиардные залы, бега); работники бань, бассейнов, спорткомплексов, кемпингов, пансионатов, охотоугодьев, яхтклубов, гостиниц, туристических организаций, сферы обслуживания авиапассажиров, врачи и другие медработники, работники торговли товарных баз.

Весь процесс получения информации об организованной преступной деятельности включает фиксацию фактов и событий, которые могут:

непосредственно указывать на организаторско-преступную деятельность и в этой связи использоваться в доказывании преступной деятельности лидеров;

способствовать тактико-психологическому анализу взаимоотношений в среде лиц, связанных между собой совместной преступной деятельностью, что необходимо для решения многих оперативно-тактических задач;

указывать на латентные преступления, а, следовательно, на ранее неизвестных потерпевших, очевидцев и непосредственных исполнителей преступлений.

В борьбе с организованной преступностью получение сведений о ранее неизвестных преступлениях — весьма значимый фактор для решения типичных задач, в которых известны участники организованной преступной деятельности, известно, что они располагают подчас значительными средствами, известно, что они совершают «какие-то преступления», но не известны сами эти преступления.

В оперативно-розыскной тактике борьбы с организованной преступностью обостряются проблемы наступательности, полноты, объективности сбора информации и особенно конспирации, т.е. реализации важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности.

Если традиционные тактические рекомендации чаще всего строятся на основе исследования механизма развития преступного поведения, способов совершения преступлений, типологии преступников, то в борьбе с организованной преступностью учитываются иные факторы: дислокация основных позиций, занятых лицами, входящими в преступные формирования, их социальное положение, деловые, служебные, политизированные связи на разных уровнях, в различных ведомствах. Моделируются не типичные ситуации совершения преступлений (эти проблемы тактики достаточно полно решены), а вероятные ситуации противоборства, прогнозируются возможные «ходы» представителей преступных формирований, их покровителей. Эти модели и прогнозы приводят к выводам о необходимости, образно говоря, «двойной» конспирации для достаточно длительной зашифровки оперативного интереса не только к лидерам, но и к второстепенным деятелям преступных формирований.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности заложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Закон предполагает, что процесс и результаты проведения перативно-розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного учета для последующей оценки и использования в уголовном судопроизводстве.

    Опрос подразумевает беседу с гражданами, которым могут быть известны факты, имеющие значение для выполнения задачи, стоящей перед оперативными сотрудниками. Это мероприятие направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации о преступлении или лицах, его совершивших. Тактика опроса подразумевает подготовку к его проведению, собирание информации об опрашиваемом лице.

    При разработке организованных преступных групп данное мероприятие уместно проводить при изучении легальных связей сообщества (с использованием легендирования истинных целей опроса). Кроме того, в той ситуации, когда лицо, обвиняемое в совершении преступления и содержащееся под стражей, подозревается в принадлежности к преступной организации, можно осуществлять опрос лиц, находящихся с ним одной камере. В этом случае, во-первых, получаются сведения о том, какой позиции придерживается арестованный, что сообщает о своих связях на свободе; во-вторых, в такой ситуации можно использовать дезинформацию арестованного об истинном положении, имеющемся по его уголовному делу, что может вынудить его совершить какую-то ошибку, которая ориентирует оперативный состав на выявление связи с преступным сообществом.

    Наведение справок подразумевает сбор информации путем задействования поисковых систем (местных, региональных, общероссийских) и изучение документов. Сведения могут касаться биографии проверяемых лиц, хозяйственной деятельности коммерческих организаций и т. д. При оперативной разработке преступных групп важно отслеживать по этим документам контакты фигурантов с лицами, о причастности которых к группе на данный момент оперативным сотрудникам еще не известно. Как видно, это мероприятие в большой степени предполагает аналитическую работу, поэтому должно проводиться в совокупности с мероприятиями поискового характера для большего объема и достоверности полученной информации.

    Сбор образцов для сравнительного исследования осуществляется для последующей идентификации объектов, при этом перечень собираемых образцов Законом не ограничен. Общей рекомендацией является привлечение к этому мероприятию соответствующего специалиста. Ю. Ф. Кваша рекомендует осуществлять сбор образцов без сообщения об изъятии тех из них, которые являются носителями информации, необходимой для достижения целей разведывательной деятельности.

    Проверочная закупка — мероприятие, сущность которого состоит в заключении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в торговле предметами, изъятыми из гражданского оборота. Общие тактические приемы здесь: зашифрованность проведения и его фиксация с помощью технических средств. При выявлении организованных групп данное мероприятие может способствовать пресечению незаконного оборота оружия или наркотиков; при этом необходимо, на наш взгляд, проводить крупномасштабную операцию, первым этапом которой было бы создание соответствующей легенды, имитация преступных целей, вторым — контакт с преступной группой и «переговоры» и завершающим — непосредственно закупка.

    Исследование предметов и документов осуществляется в отношении неживых объектов, несущих оперативную информацию. Оно в основном происходит после возбуждения уголовного дела и предваряет проведение экспертизы. По делам, связанным с организованной деятельностью, изучается огромное количество документов самого разного рода (контракты, накладные, уставы, отчеты и т. п.). Из документов может быть почерпнута информация о причинах и последствиях преступления (допустим, перераспределение контрольного пакета акций предприятия). Поэтому анализ содержания документов важен так же, как исследование соответствия их формы общепринятой, потенциальных подчисток, дописок и пр., то есть к проведению этого мероприятия надо привлекать специалистов нескольких категорий.

    Наблюдение предполагает негласную слежку за интересующими оперативных работников лицами, в том числе причастными к совершению преступления, используемыми ими транспортом и связями (место работы, проживания, деловые контакты) для получения информации о преступной группе, ее членах и их криминальной деятельности.

    Возможно физическое, электронное и комплексное наблюдение. Физическое наблюдение осуществляется сотрудниками специальных подразделений, оно основывается на визуальном способе слежения. Электронное наблюдение проводится с применением технических средств, оно позволяет установить не только факт контакта, но и его цель. Комплексное наблюдение подразумевает хронологическую фиксацию жизнедеятельности проверяемых лиц на протяжении его проведения, и в силу этого требует значительных людских и технических ресурсов.

    Общей тактической рекомендацией здесь является применение аудио- и видеозаписи, причем подлинная запись может представляться органам следствия и суда. При наблюдении за членами организованных преступных групп уместно и необходимо отдавать предпочтение его электронному способу, исключающему риск при его применении, при этом позволяющему в полном объеме отслеживать все их контакты.

    Отождествление личности — оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в непроцессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по признакам внешности. Одно из его основных правил заключается в том, что оно происходит втайне от разрабатываемого лица. К проведению этого мероприятия уместно привлекать потерпевших и свидетелей (в том случае, если уже возбуждено уголовное дело), поскольку по делам об организованной преступной деятельности нередки случаи, когда указанные субъекты боятся участвовать в опознании, проводимом следователем, а при таких условиях последующее опознание может быть проведено по фотографии.

    Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств — это оперативный осмотр объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, конкретных лиц.

    Гласное обследование проводится с согласия владельца объекта и возможно в его присутствии. Зашифрованное обследование имеет целью, как правило, проверку уже имеющейся оперативной информации, при этом оперативный работник скрывает свою ведомственную принадлежность или истинные цели осмотра. Негласное обследование проводится на основании судебного решения, предполагает тайное проникновение на интересующий объект, фиксацию обстановки с помощью технических средств. Естественно, во всех этих случаях нужно использовать помощь специалиста, обладающего навыками отыскания следов и фиксации обстановки.

    Оперативный осмотр при выявлении преступлений, совершенных организованными группами, можно проводить с помощью привлечения к этой работе сотрудников других подразделений правоохранительных органов (в частности, налоговых, таможенных и ГИБДД), при этом из соображений конспирации подлинных его целей не раскрывать.

    Контрол ь почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений возможен только в форме перлюстрации корреспонденции. Его проводят на основании судебного решения, которое выносится по рассмотрении судьей соответствующего постановления руководителя органа внутренних дел. При этом существует контроль входящей и исходящей корреспонденции, после чего отправление должно быть переслано обычным путем.

    Прослушивание телефонных переговоров осуществляется на основании решения суда, представляет собой тайное получение информации, переданной по линиям телефонной связи. Ход данного мероприятия фиксируется на аудионосителях, при этом прослушиваться могут не только проводные каналы связи, но и радиотелефонные каналы (сотовая и космическая связь).

    Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов ФСБ.

    Данное оперативно-розыскное мероприятие широко применяется в сфере борьбы с организованной преступностью, нередко объем аудиокассет с записью телефонных переговоров является значительным. Тактически уместно для обеспечения полноты получаемой информации прослушивание телефонных переговоров сочетать с электронным наблюдением.

    Снятие информации с технических каналов связи своей целью имеет получение сведений, переданных с помощью компьютерных сетей, телетайпа или телефакса. Получить эту информацию иногда очень сложно, поскольку большинство компьютерных программ защищены от несанкционированного доступа паролями или переходом в режим самоуничтожения. Так же как прослушивание переговоров, снятие информации с каналов связи подразумевает «техническое вмешательство» и анализ полученных данных.

    Контролируемая поставка имеет целью получение информации о поставке, продаже, покупке и ином перемещении предметов, ограниченных в обороте или же вообще изъятых из него. Ее значение в борьбе с организованной преступностью неоценимо, так как при ее проведении можно отследить каналы сбыта наркотиков и оружия, вычислить межрегиональные и транснациональные связи преступных групп.

При проведении контролируемой поставки очень важно взаимодействие между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в течение всего периода транзитной перевозки груза. Видимо, желательно и скрытое «сопровождение» этого груза, особенно в том случае, если объект поставки подвергался подмене или изъятию.

Для этого, а также для упрощения ее организации в полном объеме можно использовать специально созданные предприятия и организации.

    Результаты оперативно-розыскной деятельности по делам о преступлениях организованных групп широко используются в дальнейшем в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства. В собирании оперативно-розыскной информации (в собирании информации оперативно-розыскным путем) должны сочетаться тактико-технические приемы с проведением анализа, тогда можно выявить признаки организованной преступной деятельности, получить данные о группе и ее участниках, которых можно использовать в качестве информаторов.

Оперативное внедрение предполагает внедрение штатных сотрудников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества.

    Закон не содержит запрещение о том, что оперативное внедрение в целях борьбы с организованной преступностью не может применяться в государственных органах, органах местного самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности либо в общественных объединениях.

    В то же время в ст. 5 Закона органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

    По существу, это оперативно-розыскное мероприятие давно известно (достаточно вспомнить кинофильмы «Место встречи изменить нельзя», «Джентельмены удачи» и др.), но Закон придает этому мероприятию легитимность. Для дальнейшего развития правового регулирования оперативного внедрения интерес представляет опыт США. Здесь проведение секретных операций Федеральным бюро расследований, Управлением по борьбе с наркотиками, другими спецслужбами и правоохранительными органами США, использование в них негласных сотрудников (иногда термин «негласный сотрудник» переводится как «тайный сотрудник» или «тайный агент». Агент в США означает кадрового сотрудника спецслужб) и осведомителей регламентируется в основном нормативными актами, изданными президентом и генеральным атторнеем (министром юстиции) США.

    В этих актах подробно регламентируется порядок использования негласных сотрудников и осведомителей в секретных операциях. Например, Инструкция «О порядке проведения операций под прикрытием» предусматривает использование негласных сотрудников лишь для следующих целей:

получение информации или доказательств в интересах судебного преследования по делам первостепенной важности;

установление и поддержание доверительных отношений с лицами, связанными с преступной деятельностью, по которой ведется расследование;

предотвращение серьезной опасности, угрозы смерти или нанесения тяжких телесных повреждений сотруднику или другому лицу.

    Контролируемая поставка предполагает поставку, покупку, продажу, перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и нелегальном обороте. Могут проводиться иные контролируемые операции с предметами, являющимися орудием или средством совершения преступления, либо предметами, добытыми преступным путем, либо предметами, операции с которыми образуют состав преступления.

    В случае принятия решения об использовании метода контролируемой поставки, если страной назначения, например, наркотических средств и психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении таможенный орган Российской Федерации немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке.

    Метод контролируемой поставки может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой.

   Денежные средства, конфискованные судами Российской Федерации и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовался метод контролируемой поставки, а также вырученные от реализации конфискованного при этом имущества, на основании Таможенного кодекса РФ распределяются между государствами, таможенные и иные компетентные органы которых участвовали в использовании указанного метода.

    Оперативный эксперимент предполагает создание или воспроизведение условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в принадлежности к организованной группе, банде, преступной организации и сообществу, а также для обнаружения возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений либо снижения их общественной опасности и возможного вреда. При этом в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

    По существу, указанное мероприятие всегда составляло суть ОРД отечественных правоохранительных органов и называлось термином «оперативная комбинация». В зарубежных странах спецслужбы называют этот метод «секретная операция».

    Обращаясь вновь к нормативному регулированию этого мероприятия в США, следует отметить, что вышеназванными инструкциями этой страны провокация правонарушения («ловушка») запрещена. Провокация определяется в инструкциях как «склонение или подстрекательство лица к совершению противозаконных действий, которые он при иных обстоятельствах не был бы склонен совершить». Однако инструкциями допускается, что секретная операция может включать «приглашение к совершению противозаконных действий», «создание возможностей для противозаконных действий». При утверждении плана секретной операции, включающей подобного рода оперативные мероприятия, соответствующий руководитель должен убедиться в том, что:

противоправный характер деятельности будет в «разумной степени очевиден» потенциальным объектам;

существуют разумные основания предполагать, что планируемая операция выявит противозаконную деятельность;

склонение лица к совершению противоправных действий «не является неоправданным» ввиду характера противозаконной сделки, в которой лицо приглашают участвовать.

    Любая секретная операция, предполагающая склонение лица к участию в незаконной деятельности, должна быть в письменном виде санкционирована директором ФБР после того, как Комитет по контролю над секретными операциями определит, что:

существуют разумные основания (базирующиеся на информации, сообщенной осведомителями или полученной иными оперативными методами) предполагать, что объект операции занимается, занимался или, по всей вероятности, будет заниматься противозаконной деятельностью, сходной с той, к которой его предполагается склонить:

оперативные мероприятия по созданию возможностей для противозаконной деятельности спланированы так, что есть основания полагать, что лица, которым предполагается предложить эти возможности, сами по себе уже склонны к участию в такого рода противозаконной деятельности.

    Кроме того, Комитет по контролю над секретными операциями и директор ФБР при утверждении предлагаемых операций должен, как указывается в Инструкции, «тщательно оценить предполагаемую выгоду от секретной операции, памятуя о материальных и иных издержках». Комитет, оценивая целесообразность операции, обязан рассмотреть следующие факторы:

степень риска для жизни и здоровья участвующих Б операции секретных сотрудников ФБР и частных лиц;

возможность и масштабы финансового ущерба частных лиц, вероятность гражданско-правовой ответственности государства за этот ущерб; риск нанесения ущерба репутации граждан;

риск нанесения ущерба тайне отношений между гражданами, которая охраняется законом (адвокат - клиент, врач - пациент; священник - прихожанин и др.); риск нарушения тайны личной жизни граждан;

степень приближенности правомерных действий секретных сотрудников (или соответствующих частных лиц) к противозаконной провокации;

пригодность секретных сотрудников (или содействующих частных лиц) к конкретному виду деятельности, который предусмотрен «легендой».

        

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.