В соответствии со ст. 1 Закона «Об ОРД» от 1995г., оперативно-розыскная деятельность трактуется как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий может быть осуществлено:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
При оперативно-розыскном воздействии ставится задача в любых формах (оперативном поиске, оперативной проверке, оперативной профилактике), в любой ситуации искать признаки организованной преступной деятельности, определять ее масштабы, участников, изучать их связи.
Ст. 7 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает следующие основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
- наличие возбужденного уголовного дела;
- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законом;
- запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Перечень оснований является исчерпывающим, и каждое из них может быть применимо при осуществлении разработки деятельности организованных преступных групп.
В соответствии со ст. 13 Закона право проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел; органов федеральной службы безопасности; федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; Службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний.
Сложная структура, коррумпированные связи, законспирированность организованных преступных формирований, заставляют в борьбе с ними использовать не только гласные, но и негласные методы, применение которых происходит в рамках закона «Об оперативно-розыскной деятельности», принятого 12 августа 1995 г.
Правильно проведенная оперативно-розыскная деятельность может дать в руки следствия следующую информацию: о количестве участников преступных групп, о роли каждого из них в деятельности преступного формирования, о преступлениях, которые были совершены ранее и которые оно готовится совершить, где слабые звенья в данной преступной организации, другую информацию. Грамотно проведенные оперативно-розыскные мероприятия дают большой массив доказательственной информации о преступной деятельности групп. С них очень часто и начинается расследование, по результатам оперативно-розыскной деятельности возбуждается уголовное дело. При расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, важным условием успешного расследования является налаженное взаимодействие оперативно-розыскных и следственных органов МВД, ФСБ, следственного комитета между собой. Можно отметить следующие направления взаимодействия: обмен информацией о преступных сообществах и готовящихся преступлениях; отработка ряда конкретных мер по борьбе с организованной преступностью; проведение оперативной проверки членов и лидеров преступных групп.
2. Поисковые мероприятия по выявлению фактов криминальной деятельности организованных преступной деятельности
Начальным этапом борьбы с организованной преступностью следует считать поисковую работу по выявлению информации, свидетельствующей о наличии организованного формирования и проявлениях его криминальной деятельности. Сразу следует оговориться, что получение разрозненных первичных сведений не сразу дает возможность четко определить, что речь идет именно о проявлениях организованной преступности.
В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что существует два основных принципиальных подхода к методике раскрытия конкретных фактов преступлений: 1) от преступления к преступнику; 2) от преступника к преступлению.
В первом случае правоохранительные органы, получив сообщение о совершенном преступлении, выходят на место происшествия и на основании собранных первичных данных начинают поиск преступников. В этих случаях используют полученные данные о приметах преступников, кличках, способах совершения преступления, манере поведения на месте происшествия, возможных местах сбыта похищенного и т.д.
Второе же принципиальное направление раскрытия преступлений «от преступника к преступлению» предполагает раскрытие преступлений, совершенных лицами, обоснованно подозреваемыми в активной криминальной деятельности. В этих случаях оперативные подразделения осуществляют выявление, постановку на учет и постоянное негласное и гласное наблюдение за такими лицами в целях выявления их противоправных намерений и криминальных действий. При такой организации работы «от преступника к преступлению» правоохранительным органам удается решить ряд важных взаимосвязанных задач:
1. своевременно узнавать о преступных намерениях лиц, активно занимающихся противоправной деятельностью, и предупреждать преступления на стадии подготовки и покушения;
2. активно выявлять все факты преступной деятельности, совершенные в прошлом;
3. наиболее полно собирать, фиксировать и процессуально оформлять данные, которые можно использовать в качестве изобличающих их доказательств.
На практике в борьбе с общеуголовной преступностью и ее организованными формами чаще применяются принцип «от преступления к преступнику», при котором правоохранительные органы в большинстве случаев испытывают острый недостаток в информации, необходимой для поиска виновного лица. Кроме того, даже изобличение виновного лица в конкретном факте преступления не дает, как правило, возможности выявлять другие факты преступлений, совершенных им ранее. Поэтому преобладающим принципом организации работы оперативных служб в пресечении и раскрытии преступлений должна стать организация работы «от преступника к преступлению». И в первую очередь, этот принцип должен быть положен в основу работы оперативных подразделений, ведущих борьбу с организованными формами преступности.
Данное положение объясняется следующими фактами:
1) при поступлении сигнала о совершенном преступлении в результате проведения первоначальных мероприятий в подавляющем большинстве случаев не удается определенно сделать вывод о причастности к данному факту организованных формирований. Например, даже при установлении факта заказного наёмного убийства, существует вероятность его совершения не в интересах организованного преступного формирования, а на бытовой почве либо из неприязненных личных отношений.
2) как правило, участники организованных преступных формирований совершают не одно, а несколько различных преступлений. В то же время, изобличение отдельных участников организованных преступных формирований в одном конкретном факте не всегда приводит к выяснению их причастности к другим эпизодам их криминальной деятельности, которые остаются неизвестными правоохранительным органам.
3) выявление причастности отдельных участников преступных формирований к конкретному факту расследуемого преступления позволяет лишь изобличить и привлечь к ответственности рядовых исполнителей, а лидеры организованных групп остаются безнаказанными, продолжая руководить криминальным сообществом.
Указанные обстоятельства вызывают необходимость осуществления оперативно-розыскной и следственной работы по борьбе с организованной преступностью преимущественно по принципу «от преступника к преступлению». Это достигается постоянным отслеживанием деятельности конкретных организованных преступных формирований и криминальной среды и принятием своевременных эффективных мер по предупреждению и раскрытию совершаемых ими преступлений, изобличению организаторов и лидеров в целях пресечения и полного прекращения деятельности криминального сообщества.
При отслеживании деятельности организованного преступного формирования особое внимание уделяется выяснению как его общей характеристики (структуры, лидерства, взаимоотношения внутри формирования, криминальной направленности ее противоправной деятельности, наличия коррумпированных связей и т.д.), так и причастность к конкретным фактам противоправных проявлений.
При этом накопление информации и ее систематизация проводится как применительно к отдельным участникам преступного формирования, так и по отдельным сложным эпизодам ее противоправной деятельности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 384.