Нормативная основа противодействия организованной преступности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Советской России и СССР

 

    В первые годы Советской власти страну захлестнуло такое проявление организованной преступности как бандитизм. В сложных социально-экономических условиях государство предприняло ряд экстренных уголовно-правовых и процессуальных мер, направленных на обеспечение защищенности общества и государства от преступных посягательств. Так, например, в 1918г. в РСФСР в обстановке иностранной интервенции и гражданской войны принятием Декрета Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1918г. были организованы революционные трибуналы, которые рассматривали дела о наиболее серьезных и опасных преступлениях. Согласно Положениям о революционных трибуналах, принятых 19 апреля 1919г. и 18 марта 1920г., ограничивались права обвиняемого, было устранено участие защиты на предварительном следствии, самому трибуналу даны полномочия решать вопрос о допуске или не допуске участия обвинителя и защитника на суде. Вопросы о свидетелях, подлежащих вызову, решались в зависимости от ясности дела, от доказанности преступления и других подобных обстоятельств. Рассмотрение уголовных дел о бандитизме было отнесено к ведению Окружных народных судов.

    В 1919г., 20 июля был принят Декрет СНК РСФСР «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении», в котором было предусмотрено определение бандитизма: «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя, грабежей, пособничество в укрывательстве такой шайки».

    В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, принятых 12 декабря 1919г., вопросу о соучастии был посвящен раздел пятый. Его ст. 21 содержала общую точку зрения на соучастие: «За деяния, совершаемые сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники. Мера наказания определяется не степенью участия, а степенью опасности преступника и совершенного им деяния».

    Согласно Декрета СНК РСФСР от 19 февраля 1920г. «О предании лиц, обвиняемых в бандитизме, суду Военно-революционного трибунала», под бандой понималась группа преступников-налетчиков, занимающихся разбоем и грабежом.

    Декретом ВЦИК от 23.06.1921г. «Об объединении всех Революционных Трибуналов Республик», отделениям губернских трибуналов предоставлялось право присуждать к высшей мере наказания – расстрелу, независимо от наличия в этой местности военного положения, за бандитизм

    16 октября 1922г. ВЦИК своим Указом предоставил право коллегиям ГПУ право внесудебной репрессии вплоть до расстрела в отношении преступников, взятых на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях.

В УК РСФСР 1922г. статья о бандитизме была помещена в главе о государственных преступлениях, что подчеркивало особую опасность данного преступления для государства.

В Уголовный кодекс РСФСР 1926г. состав бандитизма был введен 6 июня 1927г., после принятия постановления ВЦИК СССР которым было утверждено Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления). Состав бандитизма в ст. 17 Положения, включенной в УК, был дан в формулировке, несколько непривычной для современного восприятия этого состава: «бандитизм, то есть организация вооруженных банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные учреждения или отдельных граждан, остановки поездов, разрушение железнодорожных путей и иных средств сообщения и связи». То есть состав бандитизма в редакции 1927г. был ближе к диверсии. В УК Таджикской ССР бандитизм звучал так: «Басмачество, то есть организация басмаческих банд, и участие в них…».

  В советских кодексах вымогательством признавалось принуждение к выдаче имущества или права на имущество насилием или угрозами. В отличие от дореволюционного законодательства была установлена ответственность за шантаж (требование передачи имущества или права на имущество под угрозой оглашения позорящих сведений), а в остальном состав был таким же как в Уложении 1903г. Состав квалифицированного вымогательства установил повышенную ответственность за вымогательство с причинением "весьма тяжкого или тяжкого телесного повреждения", а также несколькими лицами с проникновением в жилище или иное помещение, за вымогательство, совершенное шайкой, за вооруженное вымогательство, за специальный рецидив (ст. 590 Уголовного уложения 1903г.).

   Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934г. был установлен исключительный порядок судопроизводства по делам о террористических актах. По этим делам срок предварительного следствия был сокращен до 10 дней, срок вручения обвиняемому обвинительного заключения – сутки до рассмотрения дела в суде; установлено участие обвинителя и защитника в суде; не допускалось кассационное обжалование приговора и подача ходатайства о помиловании.

    В УК РСФСР 1926 имелись ст. 58-11, 59-4 и другие, предусматривающие ответственность за саму организационную преступную деятельность.

   Ст. 58-11 гласила: «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений (контрреволюционных), а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влечет за собой меры социальной защиты». А такими мерами являлись: объявление врагом трудящихся с лишением гражданства; лишение свободы в лагерях в отдаленных местностях; лишение свободы в общих местах заключения; смертная казнь.

    В УК РСФСР 1960г. ответственность за организационную преступную деятельность была расширена. Были предусмотрены ст. 72 (организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений); ст. 77 (бандитизм); 77-1 (организация преступных группировок в ИТУ); ст. 77-2 (организация незаконных вооруженных формирований); ст. 208-1 (организация азартных игр) и др.

   В постановлении ПВС СССР от 17.06.1960г. было дано следующее определение банды: «банда представляет собой устойчивую, вооруженную группу из двух или более лиц, предварительно сорганизовавшихся для совершения нападений на государственные, общественные учреждения или предприятия, либо на отдельных лиц».   

    В начале 90-х годов был предпринят несколько неординарный подход законодателя в борьбе с организованной преступностью. Речь идет об Указе Президента Российской федерации от 14 июня 1994г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлениях организованной преступности», в котором было установлено следующее:

– при наличии достаточных данных о причастности лиц к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, по согласованию с прокурором до возбуждения уголовного дела могут быть проведены экспертизы, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовным делам данной категории;

– для подготовки и осуществления следственных действий, пресечения и раскрытия преступлений активно использовать данные оперативно-розыскной деятельности, признавая их в установленном порядке доказательствами по уголовным делам этой категории;

– к подозреваемым и обвиняемым по указанным преступлениям в качестве меры пресечения не применяется подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций и залог; задержание к ним может быть применено на срок до 30 суток.

    Указ Президента РФ № 1226 ввел в действие систему не только организационных мер борьбы с бандитизмом и иными тяжкими преступлениями, совершенными организованными группами, но и правовых. При этом нормы Указа противоречили нормам УПК РСФСР, а также Конституции Российской Федерации. Так, например, Указ Президента устанавливал, что к подозреваемым и обвиняемым по указанным преступлениям в качестве меры пресечения не применяются подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций и залог, ограничивая список возможных мер пресечения одним лишь заключением под стражу.

   В то же время нельзя не отметить, несомненно, смелые и эффективные варианты нормативных решений некоторых вопросов борьбы с организованной преступностью, которые были сформулированы в тексте Указа. Рассматриваемый документ вызывал неодобрение в основном потому, что его положения не соответствовали форме их нормативного закрепления и противоречили другим, юридически более сильным, нормативным документам. Несмотря на очевидные недостатки данного Указа, положительные результаты на практике все же были: сотни организованных преступных групп были выявлены, тысячи лиц, причастных к совершению преступлений в составе ОПФ привлечены к уголовной ответственности.

    Законом от 27.08. 1993г. в УК РСФСР 1960г. была введена ст. 143-1, предусматривающая ответственность за организацию объединений, посягающих на личность и права граждан.

   ФЗ от 01.07.1994г. в УК РСФСР была введена ст. 17-1 «Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой».

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.