История возникновения и развития организованной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преступности в России

Организованная преступность в нашей стране существовала давно, но в разные исторические периоды имела разные формы проявления. В рамках традиционной общеуголовной групповой преступности имелись профессиональные ее виды с некоторой долей организованности, причем в разные исторические периоды развития страны эта организованность проявлялась по-разному.

Исследователи истории преступного мира (Д.С. Лихачев, Г.В. Есипов, Чалидзе и др.) отмечают, что начало возникновения организованной преступности в России относится к тому времени, когда массовая экспроприация земли у крестьян создала условия для первоначального капиталистического накопления. Это последняя треть 15-го – первые десятилетия 16-го века. К этому времени относятся и первые свидетельства о существовании воровских организаций. Исследователи, изучавшие преступный мир России, отмечали, что к 18-му веку в России встречаются целые селения воров и разбойников. К этому же периоду относятся появление традиций, обычаев, "законов" преступного мира, которые сохранились до настоящего времени: внесение определенных сумм денег при вступлении в "воровское братство" необходимых для поддержания членов групп; проведение при этом обрядов посвящения; наделение членов кличками; общение на жаргоне – "фене" и др.

Эволюция преступного мира проходила в условиях жестокой борьбы. В ходе этой борьбы слабые уничтожались, а сильные становились еще более живучими. В итоге сильным представителям криминального мира удалось найти такую форму социального бытия, которая сводила на нет усилия правоохранительной системы по их уничтожению и нейтрализовывала различные механизмы социаль­ного контроля.

Факторами криминальной эволюции являются:

— развитие криминальной мысли, криминального управ­ления, криминальной организации;

— аккумуляция и воспроизводство криминального опыта, формирование криминальной культуры;

— взаимосвязь преступников, преступных организаций, поколений преступников (взаимопомощь и передача криминального опыта от одного преступника другому, от одной преступной организации другой, от одного поко­ления другому).

   К концу XIX века преступный мир приобрел черты стройной организации. Однако сильная военно-политическая государственная власть и отсутствие рынка в Российской Империи мешали становлению «российской мафии».
   В предреволюционный период (1917г.) в условиях экономического и политического кризиса в стране в торговой, финансовой и промышленной сферах возникла чиновничья организованная преступность. Она быстро дестабилизировала страну, но, несмотря на свой огромный вес и масштаб операций, была зыбкой, и идя по стопам режима, утратила стабильность и контроль над потоками капитала, произошла потеря управления.

  Революция 1917г. и последующие события коренным образом изменили ситуацию в преступном мире в России. Многие профессиональные преступники были выпущены на свободу, ряд из них пришли на службу в органы ЧК и милицию. Составной частью организованной преступности являлись небольшие группировки криминального характера, использовавшие политическое прикрытие.

Во время НЭПа преступная деятельность отдельных криминальных групп более всего соответствовала признакам организованной преступности (мошенничество в кредитно-банковской сфере, ложное банкротство и т.д.).

    Великая Отечественная война 1941–1945 гг. стала толчком криминальной активности, что во многом способствовало вспышке бандитизма в стране.
     Периоду 40-50-х годов свойственна деятельность бандитских групп, а также групп, совершающих крупные хищения государственной собственности. Эти преступления совершались достаточно устойчивыми группами, длительное время существовавшими в Советском Союзе.

     Все исследователи начального периода существования в России (СССР) организованной преступности сходятся на том, что им явилось возникновение в недрах социалистиче­ского хозяйства «теневой экономики», т. е. нелегального производства и распределения товаров. Большинство отно­сит это явление к так называемому «застойному периоду», т.е. к 60-70-м гг. 20 в. Однако, по мнению А.С. Емельяно­ва, теневая экономика в нашей стране возникла значительно раньше: незаконный бизнес, из которого сегодня исходят, анализируя организованную преступность, существовал в нашем обществе на протяжении всей его послереволюци­онной истории. Уже в 20-е гг. экономика делилась на офи­циальную и неофициальную. В период нэпа незаконный бизнес сократился, т. к. многие его формы были легализованы. После отмены нэпа, когда государство предприняло наступление на частное хозяйствование, последнее вначале пыталось сопротивляться (крестьянские восстания, саботаж частных торговцев и др.), но затем перешло к иной тактике: приспособление к политической и экономической ситуации, уход «в подполье», уклонение от контроля и установление коррумпированных связей с государственными чиновниками.

Теневая экономика с самого начала представляла собой неизбежную реакцию на запрет свободного рынка и сверхцентрализованное управление сферой производства и распределения. В застойные годы, когда такое управление стало серьезно подрывать экономическую основу страны, теневое производство, распределение и преступное перераспределение собственности стали приобретать все более широкий размах.

Уже тогда стали складываться деловые отношения теневых предпринимателей с профессиональными преступниками из уголовной среды. Вначале это была выплата шантажистам части доходов теневиков, затем сложился некий компромисс: дельцы стали использовать преступников - профессионалов для устранения конкурентов, контро­ля заI соучастниками и для своей охраны, а лидеры преступного мира становились компаньонами предпринимателей, вкладывая в бизнес собственные средства.

Одним из истоков организованной преступности в обществе доперестроечного периода явился монополизм власти и собственности. Неизбежным следствием этого монополизма стала неспособность общества воспроизводить необходи­мый минимум ресурсов, возникновение дефицита на товары и услуги. В такой ситуации преступность используется как инструмент удовлетворения некоторых общественных по­требностей, и на этой основе складываются группы и организации, превращающие незаконную экономическую деятельность в прибыльный и постоянный бизнес.

Основополагающей причиной развития организованной преступности в перестроечный и последующий (современ­ный) периоды явилась смена общественного строя — восста­новление частной собственности, переход к рыночной эко­номике, разрушение «командно-административной» систе­мы.

Особенно выгодным для организованной преступности стал практически неуправляемый и неконтролируемый процесс приватизации. По мнению Н.Я. Петракова, «проведение приватизация ни на шаг не приблизило нас к эффектив­ному управлению собственностью. Либо эта собственность оказалась в руках людей, которые не знают, как ею распорядится (яркий пример — акционирование ЗИЛа), либо в руках тех, у кого появились «бешеные деньги» (в результате либерализации внешней торговли и т. п.), используемые для приобретения «сокровищ», либо у трудовых коллективов, не заинтересованных в развитии производства. Ситуацию усугубляет ничейность земли».

Результатами отмеченных экономических процессов стало несколько характерных обстоятельств:

а) появление у организованных преступных сообществ мощной финансовой и имущественной базы;

б) открытое или почти открытое участие преступных сообществ в легальной экономике, а также в общественных и государственных структурах;

 в) создание в ее рамках новых структур, взявших на себя разработку и решение важных для криминалитета вопросов стратеги, тактики и идеологии экономической деятельности и создание постоянно действующих управляющих (отраслевых и региональных) центров;

г) выход в международную финансовую, торговую и производственную сферу. Изменились и направления деятельности организованных преступных сообществ. Теневая экономика частично сохранилась. Так, в 1996 г. по сравнению с 1993 г. число фактов незаконного предпринимательства выросло более чем в 9 раз, уклонения от уплаты налогов — в 14 раз, сокрытия прибыли — в 5,3 раза и т. д. Одновременно часть прежней теневой экономики стала элементом симбиоза преступных и легальных экономических структур (предприятий, комбинатов, банков, торговых объединений и др.). В результате экономика страны криминализирована, по отечественным данным, на 30-40 %, а по иностранным — более чем на 50 %. Далее, приобрело широкие масштабы организованное расхищение государственных материальных, в том числе природных, ресурсов и денежных средств. По западному об­разцу возникли различные формы эксплуатации человече­ских пороков и слабостей (сутенерство, наркобизнес, тор­говля оружием, азартные игры). Наконец, существовавший у нас сравнительно редкий бандитизм приобрел черты разви­того гангстеризма, наиболее распространенными и опасны­ми формами которого стали рэкет, похищение людей, захват заложников и заказные убийства. Высокая и сверхвысокая прибыль остается ведущим экономическим стимулом для всех форм этой деятельности.

     К середине 80-х гг. резко возросли нарушения хозяйственных связей и развал потребительского рынка, попытки многих местных органов регулировать его не экономическими методами, создание искусственного дефицита способствовало возрастанию масштабов организованной преступности.

 Определяющим, кризисным моментом этапа окончательного формирования организованной преступности в нашей стране стало событие, связанное с выводом советских войск из Афганистана. Это событие вызвало ряд негативных факторов, в том числе возможность влиться в общество довольно большой группы лиц – бывших солдат и офицеров, оставшихся без средств к жизни и социальных гарантий, не сумевших адаптироваться к новой экономике и новой системе ценностей.

Участие россиян в боевых действиях в Афганистане, двух чеченских войнах создало еще один благоприятный фактор: наводнило внутренний рынок относительно дешевым, не состоящим на учете в информационных центрах МВД оружием. Именно эти годы характеризуются вооруженными столкновениями между различными преступными группировками по поводу раздела сфер влияния, которые могли контролироваться ими с целью извлечения преступного дохода. Такие люди стали объектом внимания преступных организаций, поскольку их боевой опыт, навыки обращения с оружием оказались востребованными представителями организованной преступности. Таким образом, в преступный мир вошли обученные, подготовленные резервы, что существенно усилило ее позиции.

Количество преступных группировок увеличивалось и стало превышать число объектов и зон, которые могли контролироваться ими с целью извлечения преступного дохода. Все это привело к бурным процессам – ''войнам'', свидетельствуя о появлении целостной и самостоятельной системы организованной преступности как национального явления.

К концу 80-х годов выделились крупные преступные группировки со сложной структурой, возглавляемые людьми, которых безоговорочно признавали лидерами не только внутри, но и за пределами группировки, некоторые из них назывались по имени лидера.

Внутри группировки по отношению друг к другу соблюдалась жесткая иерархия, существовали правила поведения для разных уровней – рядовых и руководителей, а противоречия между ними разрешались с соблюдением определенного ритуала. Частью этой субкультуры является кодекс поведения, принятый в сфере организованной преступности, как жизнь ''по понятиям''.

Свод этих ''понятий'' не был кем-то авторитетно составлен или навязан представителями организованной преступности, а являлся результатом их привыкания к наиболее часто встречающимся и одобряемым в их среде вариантам поведения, т.е. плодом функционирования системы организованной преступности.

Такая субкультура не ограничивается кодексом поведения, и ложная романтика преступного мира стала выражаться в продукции кинематографа (''Бандитский Петербург'', ''Бригада''), литературы и музыки (''Красная плесень'', Евгений Кемеровский с альбомом ''Братва, не стреляйте друг в друга!'', сборники тюремного шансона). Представители организованной преступности, извлекая из своей деятельности высокие доходы, получили возможность вкладывать их в масс-медиа и шоу-бизнес и тиражировать продукцию своей субкультуры с помощью средств массовой информации.

Некоторое время организованная преступность восполняла потребность бизнесменов в защите, которую не смогло обеспечить общество на современной стадии развития российской экономики, поэтому складывалось впечатление, что бандиты – единственная гарантия стабильности в нестабильном обществе. Деятельность по защите бизнесменов соответствующим образом последними оплачивалась и позволила влиться преступным группировкам в экономику.

Следующий этап в развитии организованной преступности – период распада Советского Союза (1991-1993 гг.), который характеризуется утратой связей между МВД союзных республик, расформированием единой системы учета преступлений и лиц, их совершивших, а также прозрачностью границ, позволяющими преступникам без особого труда перемещаться из РФ на территорию других государств. В результате этого сложилась ситуация, когда преступники легко преодолевали межгосударственные границы, а для работников правоохранительных органов эти границы являлись неприступным барьером.

Подводя итог, следует сказать, что в литературе выделяют следующие исторически менявшиеся формы организованной преступности в России: в 18-м веке это «воровские артели»; в 20-30 –е гг. ХХ века – банды; с 30-х годов минувшего столетия - сообщество «воров в законе»; с конца 80-90 годов – сообщества бандитской и рэкетирской направленности; наконец, современная организованная преступность, слившаяся с бизнесом и властью.

 

    4. Современное состояние организованной преступности в России.  

         Предупреждение и основные направления борьбы с ней

    Как уже говорилось, принято считать, что современная организованная преступность в нашей стране зародилась в 60-70-е годы прошлого века на базе легальных государственных хозяйственных структур.

Одной из особенностей возникновения и развития организованной преступности последнего времени в России является тесная зависимость процессов развития организованной преступности и процессов социального реформирования.

    В РФ и странах СНГ есть очень специфичное объединение преступников, составляющее особый срез организованной преступности и не имеющее аналогов в мировой преступной практике. Это воры в законе.

О ворах в законе специалисты долго практически ничего не знали, чему содействовали необыкновенная конспиративность преступников и строгие преступные традиции, являющиеся в этом случае организационной основой.

Это общество, которое можно назвать преступной кооперацией, возникло в 20-х годах прошлого века, постоянно модифицировалось, развивалось и в текущее время можно говорить о новой волне этой организации.

    Они имеют специальный статус в криминальной среде и используют неформальную власть над преступниками с более низким статусом. По данным МВД России по состоянию на ноябрь 2016 года в мире насчитывалось 485 воров в законе, большинство из которых живут на свободе. Это условная цифра, поскольку не о всех в законе ворах известно, к тому же далеко не все криминальные авторитеты признаются представителями воровского мира. Костяк воровского мира (47%) - преступники в возрасте от 35 до 49 лет, 40% - более 60 лет. Авторитетов, которым не исполнилось 35 лет, всего 68 человек. Большинство воров в законе (276 человек или 57% от общего числа) - это лица грузинской национальности. Почти все они родственники или, как минимум, соседи. Некоторые из грузинских авторитетов приходятся друг другу родными братьями. На втором месте - россияне (61 человек, 13%), на третьем - армяне (35 человек, 8%).

Как может показаться, это вроде бы бесформенная организация, которая объединена лишь рамками блатного закона. У нее нет постоянного места дислокации, в ней все равны. Но связь настолько крепкая, что воры представляют вроде бы единое целое. Орган управления - это сходка, на которой находят решение те или иные организационные вопросы. В отдельных вариантах могут приниматься письменные обращения (ксива), которые доводятся до адресата. В 1990 г. воры в законе выступили, к примеру, с обращением к уголовному миру о недопущении национализма в их рядах. В 1991 г. они пробовали поднять на бунт осужденных из-за суровости законов.

Современный вор в законе - это организатор криминальной деятельности. Эта кооперация имеет собственные функции: активизирует, сплачивает уголовные элементы при помощи воровских сходок и особых обращений, берет под контроль некие криминальные отрасли (рэкет, кражи, афера), разрешает инциденты, образующиеся между группами либо отдельными филиалами, промышляют сбором денег в общие кассы, завязывает отношения с зарубежным криминальным миром и нашими чиновниками. Воры в законе могут возглавлять и преступные группы либо находиться в них в виде консультантов. Небезынтересно отметить, что на базе «идейного» расхождения кооперация воров в законе раскололась на две группы: на так называемых нэпманских (старых) и новых. Последние только называют себя ворами, а фактически считаются организующей мощью уголовной среды, стремятся к коррумпированным связям, а некоторые идут еще дальше - попадают в структуры власти. Это не соответствует воровскому закону. Стали распространяться случаи принятия в сообщество и присвоения звания вора за взятку.

Как уже говорилось, важным признаком организованной преступности является экономический признак. Основная цель организованной преступной деятельности - обогащение, накопление денег. Материальный ущерб, причиненный государственным, общественным организациям, отдельным бизнесменам либо коммерческим структурам, исчисляется миллионами рублей. Приобретенная нелегальная прибыль отмывается через сложную систему банковских операций и оседает на счетах в зарубежных банках, а также вкладывается в недвижимость.

В условиях России одним из важных показателей организованной преступности является высокий уровень коррумпированности госслужбы. Коррупция означает продажность, разложение государственных госслужащих, в связи с чем ее следует различать от обычных взяток, потому что они только средство ее достижения.

Распространена, например, так называемая политическая коррупция, когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, амбиций, родственных связей, кумовства и т. д. Одним из условий такой коррупции является отбор чиновников по мотивам личной преданности. Это традиционный бич России. Не случайно еще в прошлом веке один из французских исследователей отмечал, что в России врать - это спасать престол, говорить правду - посягать на него.

    Коррумпированные чиновники, предавая интересы государства и общества, прикрывают преступников, снабжают их документами, информацией, оказывают прессинг на честных работников, ведущих борьбу с преступностью. По данным выборочного исследования, почти треть преступных кланов имела коррумпированные контакты в самых разных сферах. Что касается мафиозных организаций, то связь с представителями госаппарата имели все.

   В России авторитеты по-прежнему координируют преступную деятельность, извлекают из неё прибыль, гасят конфликты между группировками. Им не чужда светская слава, они работают над своим имиджем, охотно позируют перед телекамерами. Многие называют себя «авторитетными предпринимателями».

    В подавляющем большинстве случаев все резонансные преступления в нашей стране носят экономический, коррупционный характер. Общая причина, смысл этих злодеяний - стремление получить контроль над скопившимися огромными теневыми капиталами. В Москве, например, «отмывка» и «обналичка» денег достигает 15 процентов. В некоторых регионах - 30 процентов».

     Организованная преступность в современной России не является монолитным образованием, она разделяется на группы по национально-этническим, территориальным и семейным признакам. Так, солнцевская группировка владеет игорным бизнесом; казанская группировка занимается банковскими кредитами; чеченцы «держат» экспорт нефти, нефтепродуктов и цветных металлов, а также межбанковские операции и торговлю крадеными автомобилями; азербайджанцы занимаются торговлей наркотиками, азартными играми и мелкооптовой торговлей; армянские группировки заведуют угонами автомашин, мошенничеством и подкупом должностных лиц; грузины замешаны в хищениях, грабеже и захватах заложников с целью выкупа; сфера деятельности ингушской преступной группировки -- золотые прииски, торговля драгоценными металлами и оружием, а за дагестанцами остаётся первенство в воровстве и насилии над женщинами.

     Все эти многочисленные группировки ведут между собой борьбу, связанную с разделом сфер влияния и личными неприязненными отношениями. Российская организованная преступность не представляет собой единой силы, осуществляющей скоординированные усилия, однако ввиду общности средств и методов деятельности отдельных банд совокупный негативный эффект от их деятельности крайне велик.

Исследователи пишут, что в настоящее время можно с уверенностью говорить о выходе на международную арену этнических преступных формирований, а эффективность их преступной деятельности обусловлена тесной связью со страной диаспоры, где они используют поддержку и возможности, имеющиеся в распоряжении местных криминальных структур и организаций.

     По состоянию на 1 января 2015 года в органах внутренних дел под наблюдением находилось 181 организованное преступное формирование численностью 4,4 тысячи участников. Годом ранее таких формирований числилось более 200, а в их состав входили более пяти тысяч участников.

   В кругу интересов криминальных структур, по-прежнему находятся торговля наркотиками, оружием, нелегальный автобизнес, рейдерство. В последние годы усиленное внимание преступных формирований вызывают также закупки для государственных и муниципальных нужд, топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство. Например, в 2014 году МВД России зарегистрирован 161 факт бандитизма, 255 преступлений, подпадающих под статью 210 УК РФ "Организация преступного сообщества", всего в 2014 году раскрыто почти 13,8 тысячи преступлений, совершенных организованными преступными формированиями.

    В нашей стране больше всего выявлено лиц, совершивших преступление в составе организованной группы или преступного сообщества в 2010 году - 8770 человек; самый низкий показатель был в 2012 году - 7444 человек. Начиная с 2013 года отмечена негативная тенденция роста числа лиц, которые задействованы в составах организованных групп или преступных сообществ.

   Тенденции и прогнозы организованной преступности в России.

Во-первых, не завершился процесс полной консолидации преступных сообществ и раздел между ними сфер влияния, в связи с чем лидеры организованной преступности пытаются осуществлять контроль наиболее важных отраслей экономики (нефтяной, алюминиевой и др.) Отмечается тенденция дальнейшей интеграции преступных сообществ, в связи с чем можно предположить, что в ближайшие 10 лет в России будет действовать несколько весьма крупных криминальных объединений.

Во-вторых, по мере усиления государственной власти, укрепления порядка в экономической сфере организованная преступность будет выходить из теневой экономики и проникать в легальную. Собственно, процесс этот становится заметным в последние годы (некоторые известные главари преступных групп уже выступают на телевидении экспертами и называют их не иначе как «крупными предпринимателями»).

В-третьих, российская организованная преступность не сможет ограничиться созданием своих филиалов в зарубежных странах (это уже есть), а будет вынуждена завоевывать территории и рынки сбыта у осевших там международных синдикатов. Она попытается их вытеснить, что может привести к переносу «боевых» действий в Европу, страны Азии и даже США. Возможности для этого есть: интеллектуальный потенциал, способность выживания в любых социальных условиях, нетрадиционное криминальное мышление, большие людские резервы, а также запасы сырья для черных услуг и рынка.

В-четвертых, организованная преступность постарается усилить влияние на правоохранительные органы с целью реализации своих замыслов. Процесс этот уже идет, и роль подкупа увеличивается. Однако в связи с возможным усилением борьбы с организованной преступностью и явной нерентабельностью взяток российская мафия будет вынуждена целенаправленно готовить своих людей для работы в органах власти и управления. Подобная тенденция правоохранительными органами замечена.

В-пятых, усилится роль организованной преступности в таких криминальных сферах, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, торговля «живым товаром», что будет связано с вытеснением ее из привычных сфер криминального бизнеса.

В-седьмых, возникшие этнические проблемы в организованной преступности получат свое дальнейшее развитие в связи с сужением сфер деятельности и разделом территорий. Поэтому разрастание мафиозных войн имеет реальную перспективу.

В-восьмых, выдавливание лидеров организованной преступности, действующих в полулегальной экономике и пытающихся осуществлять политическое влияние в стране, может привести (собственно, уже приводит) к локальным вспышкам политической дестабилизации.

В-девятых, к уже известным видам организованной преступной деятельности добавятся попытки хищения и контрабанды ядерного оружия, продажа «мозгов» (вербовка и вывоз ученых), трансплантированных человеческих органов, услуги по «отмыванию» денег, добытых преступным путем, спекуляция с землей.

  

 Основные направления борьбы с организованной преступностью

Российская Федерация предпринимает определенные усилия по организации борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия вступила в Интерпол – международную организацию уголовной полиции. Совместно с другими странами СНГ Россия организовала Бюро по организованной преступности по странам СНГ. Интерпол выступил с инициативой быть в качестве единого банка данных по сбору информации о восточно-европейской организованной преступности.

Основные усилия правоохранительных органов Российской Федерации и стран СНГ, имеющих единое криминальное пространство, направлены на выполнение межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ.

    Противодействие организованной преступности является гораздо более сложной задачей, чем борьба с общеуголовной преступностью. Зачастую организованная преступность располагает ресурсами (человеческими, финансовыми, политическими), сравнимыми с доступными официальным полицейским органам. Ввиду этого не существуют и не может существовать методов, позволяющих в короткие сроки добиться значительных успехов в борьбе с организованной преступностью.

  Стратегическими задачами борьбы с организованной преступностью, помимо ликвидации основных организованных преступных формирований и возмещения ущерба от их деятельности, являются устранение причин и условий, способствующих формированию преступного общества, затруднение вовлечения в преступную деятельность новых лиц и распространения сферы влияния криминала.

   В борьбе с существующими организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся в первую очередь к их разобщению. Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).
      Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры.

          Первоочередные меры:

- подготовка государственной Концепции борьбы с организованной преступностью;

- разработка и принятие базового закона о противодействии организованной преступности;

- ужесточение ответственности за создание «фирм-однодневок», отмывание денег, вывоз капитала;

- освобождение от ответственности сотрудников правоохранительных органов в связи с совершением ими преступлений при выполнении специальных заданий;

- совершенствование механизма досудебного соглашения;

- обеспечение раздельного содержания в местах лишения свободы лидеров и рядовых участников организованных групп и преступных сообществ.

- расширение стран-участников договорённостей об экстрадиции участников ОПФ, скрывающихся от следствия и суда в иных государствах;

- создание устойчивой системы международного информационного обмена о численности, составе, уголовной квалификации, транснациональности ОПФ.

- расширение так называемого «отказного списка» на въезд в Российскую Федерацию. Кроме лиц, систематически нарушающих миграционное законодательство, необходимо дополнить этот список сегментом участников ОПГ на основе мотивированных персональных судебных решений.

         Предупреждение организованной преступности

1. Сегодня системного противодействия организованной преступности в России не ведётся. Вся работа в этом направлении носит отрывистый и эпизодический характер.

В системе предупреждения преступности традиционно выделяют три уровня: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный. Не является исключением и предупреждение наиболее опасной разновид­ности преступности — организованной.

Общесоциальный уровень предполагает ликвидацию кризисных яв­лений: в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, а также в правоохранительной деятельности. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 г., Российская Федерация (наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности) сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безо­пасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал.

Основной задачей общесоциального предупреждения выступает создание предпосылок для невыгодности противоправной деятельности, в первую очередь, с точки зрения экономической целесообразности. Рас­сматривая эту проблему, В.Н. Кудрявцев указывал на необходимость об­щепревентивных мер, которые «предполагают создание в государстве та­кого порядка, при котором совершать преступления было бы невозможно или невыгодно. Именно на это должны быть нацелены реформы в первую очередь финансового, банковского, гражданского, земельного и админист­ративного законодательства».

Специально-криминологический уровень включает в себя деятельность правоохранительных органов по:

- выявлению и анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятию мер по их устранению или нейтрализации; выявлению и постановке на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений;

- установлению лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятию мер по пресечению их противоправной деятельности;

- привлечению к работе по предупреждению преступлений обществен­ных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений под­разделяется на меры неперсонифицированного характера, направленные на устранение криминогенных факторов, и меры персонифицированные, адресованные конкретным лицам с отклоняющимся поведением. В связи с этим следует различать две разновидности специально-криминологи­ческого предупреждения преступлений: общее и индивидуальное.

2. Предупреждение преступности предполагает соответствующее воз­действие на ее причины и условия и состоит в том, чтобы, с одной стороны, воспрепятствовать их возникновению, а с другой стороны — пресечь или нейтрализовать (ослабить) криминогенное действие тех из них, которые существуют и пока не поддаются устранению.

3. В качестве главной цели предупреждения организованной преступности выступает минимизации ее влияния на все сферы социальной жизни до уровня, не угрожающего реализации приоритетных реформ, государ­ственных программ, направленных на обеспечение устойчивого роста уровня жизни граждан и поддержание национальной безопасности.

4. Важнейшим фактором, предопределяющим успех в противодей­ствии организованной преступности, выступает политическая воля руководства страны. Только в этом случае можно достичь реальных успехов в снижении уровня организованной преступности и ее фо­новых явлений (коррупции и др.).

5. Предупреждение организованной преступности и коррупции ставит в числе первоочередных задач преодоление правового нигилизма. В этом отношении важно последовательно работать над улучшением законодательства, приводить новые законы в соответствие с сов­ременным бытием российского общества и его перспективными планами. В то же время нужно учитывать тот факт, что никакое, даже самое совершенное законодательство не способно моментально изменить сознание людей. Правовой нигилизм — это своеобразная особенность нашего менталитета, поэтому преодоление его должно начинаться с пересмотра представлений о роли права как регулятора общественных отношений каждым гражданином нашей страны. Главным индикатором жизнеспособности системы противодействия преступности выступает оптимизация правоохранительной деятель­ности, повышение ее эффективности. В связи с этим важно системно и методично наращивать усилия правоохранительных органов и жестко контролировать те сферы, в которые организованная преступность мо­жет или пытается проникнуть. Необходимо системно воздействовать на процессы, связанные с распространением организованной преступности и вовлечением в нее населения, стремиться к тому, чтобы эти вопросы стали предметом специального государственного регулирования. Не менее значима работа «снизу», позволяющая набирать и обобщать опыт, отрабатывать механизмы решения тактических задач предупреждения организованной преступности, важнейшая из которых — оперативно-розыскная профилактика.

Помимо этого, к наиболее важным, требую­щим первоочередного внимания, аспектам следует отнести:

- совершенствование структуры правоохранительных органов;

- создание единого межведомственного Федерального банка дан­ных, содержащего сведения об организованных преступных форми­рованиях, их структуре, составе, времени, месте функционирования, характеристиках преступной деятельности и т.д.;

. обеспечение надлежащей защиты потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства;

международное сотрудничество на основе реализации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной ор­ганизованной преступности и дополняющих ее протоколов;

• противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

• информационно-пропагандистское обеспечение предупреждения организованной преступности.

В российских условиях необходимо системно воздействовать на про­цессы, связанные с распространением организованной преступности и вовлечению в нее населения, стремиться к тому, чтобы эти вопросы стали предметом специального государственного регулирования. Вместе с тем, в интересах решения стратегических вопросов, корректировки общих взглядов на проблему не менее значима работа «снизу», позволяющая набирать и обобщать опыт, отрабатывать механизмы решения тактичес­ких задач предупреждения организованной преступности, важнейшая из которых — оперативно-розыскная профилактика.

Отдельно следует остановиться на информационно-пропагандистском обеспечении предупреждения организованной преступности. Для решения этой задачи необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организован­ной преступной деятельности. Как известно, с развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации оказывают все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в част­ности, на сознание и поведение граждан. В своем большинстве средства массовой информации выполняют важную общественно-политическую функцию, связанную с формированием у населения антикриминальных социальных установок. Однако они могут и отрицательно воздействовать на сознание людей, распространяя взгляды о допустимости и даже при­влекательности организованной преступной деятельности. Так, в пос­ледние годы на экраны вышло большое число художественных фильмов (не только западных, но и отечественных), демонстрирующих насилие и жестокость, отличающихся излишней романтизацией преступного образа жизни. Например, в принципе, вполне безобидный телевизионный сериал «Бригада» произвел на умы подрастающего поколения настолько сильное влияние, что в ряде регионов России появились группы молодых людей, копирующих преступный путь его главных героев.

Безусловно, все средства массовой информации и, в первую очередь, те­левидение должны оказывать благотворное влияние на сознание граждан, избегая демонстрации худших образцов «массовой культуры», «блатной» романтики и т.д.

 

 

     Литература к теме:

Основная:

1.Бычков В.В. Противодействие организованной преступности: курс лекций. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 552с.

Дополнительная:

Агапов П.В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности. – М., 2010.

Агапов П.В. Основы теории регламентации ответственности и противодействия организованной преступной деятельности. – СПб., 2011.

Альханов Н. М. Проблемы преступности террористического характера в России / Н. М. Альханов // Молодой ученый. -- 2014. -- №20. -- С. 451-452.

Антикоррупционная политика России и ее субъектов: состояние и перспективы развития. – Владивосток, 2010.

Астанин В.В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты. – М. : Закон и право, 2009.

Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. – М., 2011.

Байков Д. М. Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России [Текст] / Д. М. Байков // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 651-655.

Белоцерковский С.Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы ее оптимизации. – М., 2011.

Кулик В.Б. Организованная преступность как социальное и правовое явление: Учебное пособие. – М.: Изд-во «МОДЭК», 2005.

Наумов С.Н. Основы противодействия коррупции в системе государственной службы РФ. – М., 2011.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.