Т е м а т ика к онтрольных рефератов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Философские основания ведической картины мира. 2.  Философские школы индуизма.

3. Философия буддизма.

4. Древнекитайская натурфилософия.

5. Социально – этическое учение Конфуция. 6.  Стихийный натурализм учения Лао – Цзы. 7.  Натурфилософия античности.

8. Милетская школа: основания материализма. 9.  Диалектика Гераклита.

10. Атомизм Демокрита.

11. Пифагор и учение о числах. 12. Софисты древней Греции.

13. Сократ: начала логики и этики. 14. Платон и учение об идеях.

15. Учение Платона о государстве. 16. Метафизика Аристотеля.

17. Логика Аристотеля.

18. Этика и политика Аристотеля.

19. Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм и эпикурейство. 20. Проблема веры и разума в средневековой философии.

21. Бл. Августин и его толкование Библии. 22. Фома Аквинский и философия томизма.

23. Проблема человека в философии Возрождения.

24. Античное наследие в творчестве итальянских гуманистов. 25. Натуралистический пантеизм итальянских гуманистов. 26. Философия Нового Времени: от пантеизма к механицизму.

27. Философские аспекты научной революции эпохи Нового Времени. 28. Эмпиризм Ф. Бэкона и разработка индуктивного метода.

29. Теория познания Дж. Локка.

30. Новоевропейский либерализм в сочинениях Дж. Локка. 31. Научный метод Р. Декарта.

32. Метафизика Р. Декарта. 33. Метафизика Б. Спинозы. 34. Этика Б. Спинозы.

35. Монадология Г. Лейбница.

36. Скептицизм Д. Беркли и Д. Юма.

37. Социально-политические концепции эпохи Просвещения. 38. Философия человека и общества Ж.Ж. Руссо.

39. Учение И. Канта об априорном знании. 40. Антиномии И. Канта.

41. Этика И. Канта.

42. Логика Гегеля и учение об абсолютной идее. 43. Диалектика Гегеля.

44. Философия истории Гегеля.

45. Гражданское общество в философии права Гегеля.

 

281


 


Словарь терминов и понятий

 

А б с о лютная и д ея – основная категория философии Гегеля, обо-значающая всю полноту мироздания, рассматриваемую как безуслов-ную и конкретную всеобщность всего существующего то есть высту-пающую одновременно как субстанция и субъект.

Абсолют (лат. absolutus – независимый, безусловный, совершен-ный) – понятие религиозной философии, обозначающее безусловное первоначало мира. В античной философии ему соответствует, напри-мер, учение Аристотеля об Уме – перводвигателе и неоплатоническое учение о Едином. Принципиально новым содержанием понятие Абсо-люта обогащается в процессе становления христианской философии. Абсолют приобретает личностные черты, выступает в качестве един-ственного Творца и Вседержителя мира. В современной литературе семантическое поле понятия Абсолют в основном совпадает с пред-ставлениями о божестве в монотеистических религиях и традиции объективного идеализма.

А б с о лютный д у х – в системе Гегеля заключительная стадия раз-вития абсолютной идеи, реализующий еѐ самосознание и проходящая этапы субъективного духа и объективного духа, восходящая в итоге к абсолютному знанию.

Атрибуты (от лат. attribuo - придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыс-лится. Декарт рассматривал атрибуты как основное свойство субстан-ции. Важнейшим атрибутом телесной субстанции в его учении была протяжѐнность, а духовной субстанции – мышление. Для мыслителей XVIII века неотъемлемыми атрибутами материи были протяжѐнность и движение.

Агностицизм (от греч. a – отрицание, gnosis – знание) – учение, согласно которому не может быть окончательно решѐн вопрос об ис-тинности познания окружающей человека действительности. Вырас-тает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Поло-жив в основание своей концепции разграничение «вещи в себе» и «вещи для нас», И. Кант использовал позицию агностицизма, для ана-лиза внутренней активности познающего субъекта. Он считал, что чи-сто логическим путѐм невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных спо-собностей человека. Наиболее последовательно агностицизм проведѐн в скептицизме Д. Юма, который считал, что всѐ познание имеет дело

282


 

лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а по-тому не может судить о том, каково отношение между опытом и ре-альностью.

Апейрон (от греч. а – отрицание peiron – предел, конец) – поня-тие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». У досократических философов апейрон, космогоническая праматерия, объемлющая извне космос и поглощающая его после его гибели. В платоновско-пифагорейской традиции используется как оппозиция понятию «предел». У Аристотеля – прообраз понятия «материя».

Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – признание самодоста-точности естественного мира – природы и естественного человеческо-го происхождения религии. С этим связано отрицание сверхъесте-ственного бытия. Атеизм вызван к жизни социальными, культурными, индивидуально-психологическими потребностями, считается наибо-лее последовательной из форм свободомыслия.

А том (от греч. atomos – неделимый) –понятие древнегреческой философии, обозначающее мельчайшие неделимые единицы бытия, из которых состоят все вещи. В учении Демокрита атомы, отличаясь друг от друга фигурой, величиной, и расположением в пространстве, нахо-дятся в непрерывном движении.

Антиномии (от греч. anti – против, nomos – закон) – противоре-чие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и, как правило, логически выводимым в рам-ках некоторой теории. Согласно И. Канту, антиномии возникают в че-ловеческом разуме при попытке мыслить мир как единое целое, подра-зумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. Неизбежные противоречия рождаются в силу того, что понятие абсо-лютного приложимо лишь к миру вещей, а применяется к миру опыта.

Антропоцентризм (от греч. antropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания.

А ске т изм (от греч. askesis – упражнение) – тип религиозного опыта, основанный на психофизической практике подавления плот-ских, чувственных сторон человеческого существования ради дости-жения высокой духовной цели.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования для мира в целом или любой разновидности существующего. В истории философии рассматривалась в качестве основной категории для по-строения возможной картины мироздания. Например, в античной и

 

283


 

средневековой философии проблема бытия связывалась с проблемой источника существования, поиском подлинного и неподлинного бы-тия, позднее отождествлялось с природой.

Бог (славянск. наделяющий богатством, древнеиранск. Бага – господин, участь, санскр. Бхага. – удача, счастье, лат. Deus, греч. теос) – одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объек-тивированную сверхъестественную сущность, выступающую объек-том поклонения. В той или иной религиозной системе выступает как личная персонифицированная сущность или как абсолютная и безлич-ная. Обоснование бытия Бога является одним из ключевых элементов христианского богословия. В истории философии строилось либо на рациональной основе, либо иррациональной.

В е р а – в основном значении одновременно установка сознания и психологическая расположенность человека, объектом которых явля-ются сверхъестественные силы или существа. В средневековой фило-софии проблема соотношения веры и разума приобретает, в силу еѐ религиозной специфики, фундаментальное значение.

Г армония (от греч. harmonia – связь, согласие, стройность) – в древнегреческой философии в качестве понятия выражало идею орга-низованного и упорядоченного космоса. Впервые была разработана в пифагорейской традиции, учившей о музыкальном строении мира. В учении Платона гармония приобретает социальное и нравственное значение и понимается в качестве совокупности достоинств человека-гражданина. Позднее понятие гармонии повлияет на идею всесторон-не развитого человека.

Г илозоизм (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь) – понятие, служащее для обозначения концепций древнегреческих фи-лософов, отрицающих границу между «живым» и «неживым» и пола-гающим «жизнь» внутренним свойством праматерии.

Вещь – отдельный предмет материальной действительности, об-ладающий относительной независимостью и устойчивостью суще-ствования. Определѐнность вещи задаѐтся еѐ качественными, количе-ственными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением характеристик вещи являются еѐ свойства. Пло-дотворные попытки вскрыть природу вещей и установить существу-ющие между ними связи содержатся в учении Г. Лейбница. Критикуя пространственное понимание вещей, мыслитель развивал субстанци-ональную трактовку вещей. С точки зрения Г. Лейбница, две вещи, у которых все свойства первой присуще второй, а все свойства второй

 

284


 

присуще первой, абсолютно тождественны. Все вещи у философа яв-ляются вторичными проявлениями мира монад.

«Вещь в се бе» – одно из центральных понятий теории познания И. Канта, обозначающее то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Согласно И. Канту, теоретиче-ское познание возможно лишь относительно явлений, но не «вещей в себе», непознаваемой основы чувственно созерцаемых и рассудочно мыслимых предметов.

Д иа л ек т ика (от греч. dialogos – искусство вести беседу, спор). – В античной философии впервые употреблено Сократом для обозначе-ния плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путѐм столкновения противоборствующих мнений. Образцы античной диалектики представлены в учениях Платона и Аристотеля. В средне-вековой философии диалектика становится одной из богословских дисциплин, включающих в себя логику и силлогистику. В немецкой классической философии создаѐтся и разрабатывается целостная кон-цепция диалектики как универсальной теории и метода познания. Например, у И.Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и аб-солютного знания. В учении Г.В.Ф. Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная с логических категорий и заканчи-вая категориальной диалектикой исторического процесса.

Догмат (от греч. dogma – кажусь верным) – термин античной философии, заимствованный христианскими богословами для обозна-чения божественных истин данных в Откровении, а также для церков-ных формулировок вероопределения, с помощью которых христиане причисляли себя к церкви.

Ду ш а ( славян. дъхъ – дыхание, дуновение, жизнь, лат. anima – жизненная сила, разумная душа) – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В ан-тичной философии доминировала идея одушевлѐнности космоса, возни-кает и обосновывается идея мировой души как всеобщего принципа бы-тия. В средневековой философии душа уникальная, бессмертная и нема-териальная часть человеческого существования. Отвергая античную идею предсуществования души, христианство будет понимать еѐ как начало, творимое Богом индивидуально для каждого человека.

Д у х – понятие, означающее нематериальное начало. Признание этого понятия первоначалом всего существующего лежит в основании

 

285


 

идеалистических направлений в философии. В эпоху Нового Времени понятие духа получает рационалистическое толкование в качестве ра-зума и мышления. У представителей немецкой классической филосо-фии данное понятие служит для объяснения специфики процесса раз-вития всего существующего, например, концепция мирового духа Г.В.Ф. Гегеля.

И д ея – понятие, широко используемое в различных философ-ских учениях для обозначения наиболее развитых форм знания. Поня-тие идеи является одним из основных у Платона, обозначая мир ис-тинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Такое понимание получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, трактующих идеи в качестве идеальных форм, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Бытийное понимание идеи охранялось от античности до Воз-рождения.

Инобытие – понятие философской системы Г.В.Ф. Гегеля, обо-значающее момент развития бытия. Бытие становится инобытием в природе а, инобытие природы снимается в духе.

Калокогатия (от греч. kalos kai hagatos – красивый, хороший) – этика –эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагаю-щий гармонию телесного и душевного совершенств. Получает обос-нование в философских учениях античных мыслителей в качестве идеального сочетания качеств человека.

К о с м о с ( от греч. kosmos – устройство, упорядоченность, укра-шение) – понятие древнегреческой философии, служащее для обозна-чения мира как структурно организованного и упорядоченного целого.

Логос (от греч. Logos) – понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» или (предложение, высказывание, речь) и «смысл» или (понятие, суждение, основание). Введено в фило-софский язык Гераклитом, обосновавшим идею мира – логоса. У бо-лее поздних мыслителей античности логос теряет свой бытийный смысл. В средневековой философии понятие логоса отождествляется с Абсолютом и представляет второе лицо христианской троицы.

М атерия (лат. material – вещество) – философская категория, ко-торая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обла-дающую статусом объективной реальности по отношению к сознанию (субъективной реальности). В истории философии выделяют три этапа эволюции представлений о материи. Первый – материя-вещь, второй – материя-свойства, третий – материя-отношения.

 

286


 

М е тафизика (от греч. meta ta physika – после физики) – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Введено в оборот си-стематизатором произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н. э. Античная метафизика является примером такого способа философствования, но на протяжении истории философии существен-но менялась оценка метафизического знания. Например, в средневеко-вой философии метафизика признавалась в качестве высшей формы рационального познания бытия, подчинѐнного сверхразумному зна-нию, данному в Откровении. В эпоху Возрождения значение и цен-ность метафизического познания существенно меняется в связи с рас-пространением пантеистических и натурфилософских идей.

Мех аницизм – способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. В эпо-ху Нового Времени был связан с рассмотрением движения как внеш-него по отношению к неизменяющейся и самой тождественной суб-станции. Эта форма механицизма была преодолена, когда было рас-крыто, что многообразные природные силы и формы энергии есть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения и его различных видов.

М онада (от греч. monas – единица, единое) – понятие, использу-емое в философских учениях для обозначения фундаментальных эле-ментов бытия. Становится ключевым понятием философской системы Г. Лейбница, создавшего специальное учение о монадах.

М о д у с (от лат. modus – мера, образ, способ) – понятие, с помо-щью которого, начиная с эпохи Нового Времени, обозначали свойства предметов, присущие им не постоянно, а лишь в некоторых состояниях.

Натурфилософия (от лат. natura – природа) – философия приро-ды, основанная на еѐ умозрительном истолковании. Границы между естествознанием и натурфилософией исторически менялись. В эпоху Нового Времени натурфилософия, в силу быстрого прогресса механи-стического естествознания, отступает на второй план. В Немецкой классической философии натурфилософия снова выдвигается в каче-стве одной из основных философских дисциплин. Ф.В.Й. Шеллинг на основе объективного идеализма обобщил достижения современного ему естествознания и построил оригинальную натурфилософию.

Н а ук а – особый вид познавательной деятельности, направлен-ный на выработку системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействуя с другими видами познавательной деятельно-сти: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим –

 

287


 

научное познание ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми еѐ объекты познания могут преобразовываться в человече-ской деятельности. Как социальный институт наука оформляется к XVII-XVIII веку, когда в Европе возникают первые научные общества, академии и журналы.

Н о у м е н – понятие, которое использовал И. Кант для обозначения сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Взаимосвязь сущ-ности и явления заменяется у немецкого мыслителя противопоставле-нием сферы явлений обыденного и научного опыта, миру «вещей в себе». Понятие ноумена, с точки зрения И. Канта, было призвано ограничить возможности применения научного разума и, тем самым, сохранить пространство свободы для религии и морали.

О п ы т – понятие, выражающее целостность и всеобщность чело-веческой деятельности как единство знания, чувства и воли. В эпоху Но-вого Времени понятие опыта активно развивалось в противостоянии эм-пиризма и рационализма, по- разному оценивающих статус этого поня-тия в структуре познавательной деятельности. В немецкой классической философии понятие опыта выступало у И. Канта как основа синтеза чувственной и рассудочной познавательной деятельности, а также у Г.В.Ф. Гегеля как итог самодвижения и самопознания сознания.

Р ассудок и Р аз у м – понятия, выражающие два уровня мысли-тельной деятельности, получившие системное развѐртывание в транс-цендентально-критической философии И. Канта. Рассудок, с точки зрения немецкого мыслителя, привносит форму в знание, содержание которого является результатом чувственного созерцания. Он всегда носит конечный и ограниченный характер, поскольку конечно и огра-ниченно содержание, порождаемое чувственным познанием. Вместе с тем, мышлению свойственно выходить за пределы этой конечности, к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти беско-нечное, безусловное и абсолютное. Не достигая этой цели, человече-ский разум, считал И. Кант, впадает в неразрешимые противоречия.

Р ационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения лю-дей. Как целостная система теоретических воззрений рационализм начинает складываться в эпоху Нового Времени в результате развития математического и естественнонаучного знания. В противоположность представителям средневековой схоластики, мыслители эпохи Нового Времени исходили из идеи естественного порядка – бесконечной при-

 

288


 

чинной цепи, пронизывающей весь мир. В эпоху Просвещения культ разума утверждает его определяющее значение не только для сферы познания, но и для оценки всей деятельности людей. В немецкой клас-сической философии И. Кант считал, что разум не может служить все-общим критерием истины. Его рационализм распространяется только на мир явлений, но не на саму объективную реальность. В философии Г.В.Ф. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращѐн в самопознание разума. По-этому развитие объективного мира предстаѐт как чисто логический рациональный процесс.

Р е альность (от лат. realis – вещественный, действительный) – понятие, обозначающее всѐ существующее в действительности. В ан-тичной философии понятие реальности отождествлялось с различны-ми вещественными и невещественными формами бытия. В средневе-ковой философии понятие «реальность» применялось для обозначения вещей, обладающих «значительной степенью бытия». При этом Бог обладал статусом наивысшей полноты бытия и, соответственно, ре-альности. Понятие реальности становится в эту эпоху предметом ин-тенсивных споров представителей тех или иных направлений средне-вековой мысли. В эпоху Нового Времени высшей степенью реально-сти обладают субстанции, у Г. Лейбница наибольшая реальность при-суща монадам. Дж. Локк считал, что первичные качества вещей – протяжѐнность, величина, непроницаемость – обладают большей ре-альностью, чем вторичные качества, такие как цвет, вкус, запах и так далее. В Немецкой классической философии реальность утверждается как онтологическая и логическая категория.

Р е ф л екс ия – тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование условий познания и самопознания. В каче-стве самостоятельной проблемы выделяется в античной философии у Сократа, критически рассматривающего познавательные способности человеческого разума, а также в учениях Платона и Аристотеля, рас-сматривающих еѐ в качестве свойств божественного разума. Подобное понимание перешло и в средневековую философию, в которой рефлек-сия толковалась в качестве отражѐнной в логосе активности божества.

Субстанция (от лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в ос-нове) – понятие, служащее для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм еѐ саморазвития. В античной философии понималась в качестве первоосновы всех вещей, у Ари-стотеля она есть первопричина, обуславливающая определѐнность

 

289


 

предмета, это послужило основанием для различия духовной и телес-ной субстанций, а также вызвало многочисленные споры в средневе-ковой философии по поводу субстанциональных форм. В эпоху Ново-го Времени в учениях Ф. Бэкона, Б Спинозы, Г. Лейбница понималась как предельное основание бытия. В учении Дж. Локка и Д. Юма слу-жило для осмысления возможности и необходимости научного знания. В немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель определял суб-станцию как « существенную ступень в процессе развития идей».

Со ф и я (от греч. Sophia – мастерство, знание, мудрость) – образ античной, а позднее христианской культуры. Исходно в древнегрече-ской культуре термин «София» был соотносим с творчеством ремес-ленника-демиурга, созидающего вещи в соответствии с принципом ра-зумности. А в античной философии образ «Софии» связывается с процессом обустройства космоса – мироздания. По определению Пла-тона, «София» есть нечто великое и приличествующее лишь божеству, мир появляется в соответствии с софийным эйдетическим образом. У Аристотеля «София» определяется в качестве «знания о первопричи-нах и умопостигаемой сущности». В средневековой философии «Со-фия» – священный образ Библии и христианского богословия, вызы-вавший многочисленные экзегетические споры.

Т о ждество ( от лат. identitas ) – понятие, выражающее предель-ный случай равенства объектов, когда не только все рода-видовые, но и все индивидуальные свойства совпадают.

Т ра н с ц е н д е н т а л ь н ы й (от лат. transcendens – перешагивающий, вы-ходящий за пределы.) – понятие схоластической философии, которому И. Кант придал гносеологическое значение. Оно характеризует всѐ то, что относится к априорным условиям возможного опыта познания, к формальным предпосылкам, которые организуют научный опыт, сюда немецкий мыслитель отнѐс время, пространство как априорные формы чувственности, субстанцию и причинность как категории рассудка.

У ниверсум (лат. Universum, summa rerum) – термин, восходящий к античной философии, им обозначали всю объективную реальность во времени и пространстве. Если античные атомисты постулировали универсум как неисчислимое множество эволюционирующих миров, возникающих из движения материи, то Платон множественность ми-ров отрицал и отождествлял универсум с видимой частью Вселенной. В средневековой философии универсум приобретает черты идеальной сущности или раздваивается на недоступный взору «большой» уни-версум – абстрактный образ вечности и на «малый» – как преходящие зримые материальные воплощения большого.

 

290


 










Литература

 

 

1. Альберт Штѐкль. История средневековой философии. СПб.: Изд-во «Алетейя»,1996. 350 с.

2. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Спб.: Але-тейя, 2002. 832 с.

3. Асмус, В.Ф. Античная философия.М.: Высшая Школа, 2001. 400 с.

4. Бибихин, В.В. Новый ренессанс. М.: МАИК «Наука», « Про?гресс-Традиция», 1998. 496 с.

5. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн1-3. СПб.: Наука, 1994. 560 с.

6. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. М.: Изд-во «Мысль», 1999.1072 с. 7. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. М.: Мысль, 1990.

554 с.

8. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

9. Декарт, Р. Размышления о первой философии, в коих доказыва-ется существование Бога и различие между человеческой душой и те-лом : сочинения. М.: Мысль, 1994. Т2. С. 3-72.

10. Древнекитайская философия / Сост. Ян Хин-Шун. М.: Изд-во «Принт», 1994. Т 1. С. 362 с.

11. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца 14века / под общ.ред. С.С. Неретиной; Пер.с фр., 2-е изд. М.: Культурная революция, Республика, 2010. 678с.

12. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под общ ред М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянского. М.: Республика, 1996. 576 с.

13. История китайской философии / Под общ. ред. и послесл. М. Л. Титаренко; Пер. с кит. М.: Прогресс, 1989. 552 с.

14. История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. 1376 с. – ( Мир энциклопедий).

15. Кант, И. Критика чистого разума. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1994. 591 с.

16. Кант, И. Ответ на вопрос: что такое просвещение?:сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. « Трактаты и статьи» (1784-1796). М.: Издательская Фирма АО «Ками», 1993. Т. 1. С. 125-147.

17. Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. Ин-т Дальнего Востока; гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Мысль, 1994. 573 с.

18. Кравцова, М. Е. История культуры Китая. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 416 с.

19. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Под общ. ред. В.А. Бабинцева. Пер. с фр.; Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 560 с. ( « Великие цивилизации» ).

 

291


 

20. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.

21. Неру, Д. Открытие Индии / Пер. с анг. М.: Политиздат, 1989.. Кн.1. 460 с.

22. Ницше, Ф. Рождение Трагедии, или Эллинство и Пессимизм: сочинения в 2т. / Пер. с нем. Сост, ред. вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1996. Т.1. 829 с.

23. Платон. Государство: собр. соч. в 4 т. М.: Мысль ,1990. Т 1. С. 613-681.

24. Рассел, Б. История западной философии / Подгот. текста В.В Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. Т. 1. 464 с.

25. Радхакришнан, С. Индийская философия. М.:«Миф» 1993.Т. 1. 623 с.

26. Философский энциклопедический словарь. / Редкол. С.С. Аве-ринцев [ и др. ]. 2-е изд., М. : Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

27. Фихте, И.Г. Основа общего наукоучения: сочинения в двух то-мах. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. С 65-337.

28. Фуко, М. Слова и Вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.:А-сад,1994. 406 с.

29. Чатерджи, С. Датта, Д. Индийская философия / Пер. с анг. М.: Селена 1994. 416 с.

30. Шеллинг, Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма: со-чинения в 2 т. / Пер. с нем. М.: Мысль. 1987. Т. 1. С 227-489.

31. Шоню, П. Цивилизация классической Европы. / Пер. с фр. Ека-теринбург: У-Фактория, 2005. 608 с.

32. Элиаде, М. История Веры и религиозных идей. / в 3 Т. Пер. с фр. М.: Критерион, 2002. Т 1. 464 с.

33. Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Крас-никова, Е.С.Элбакян. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. 1520 с.:

 

292


Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.