Понятие, п е риодизация и характерные черты философии Просвещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под «Просвещением» принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мыс-ли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отно-шений. Термин «просвещение» впервые был употреблѐн Д. Мильтоном в его сочинении «Потерянный рай» в 1667 году.

В современной гуманитарной литературе этот термин, как правило, рассматривается в узком и широком смысле сло-ва. В узком смысле под Просвещением понимают историко-культурное явление, характерное для Франции XVIII века. На протяжении    этого                      периода               в обстановке социально-политического кризиса абсолютизма и вплоть до начала свержения монархической формы правления и установления новых буржуазных отношений, в этой стране преобладает культурно-просветительское движение, которое немецкий философ Г.В.Ф. Гегель в своих лекциях по истории филосо-фии охарактеризовал следующим образом: «Французский атеизм, материализм и натурализм разбили все предрассудки, одержали победу над лишѐнными понятия предпосылками и признанными положениями, существующими в области ре-лигии, находящимися в связи с привычками, нравами, мнени-ями, правовыми и моральными определениями и граждан-ским устройством. Пользуясь оружием здравого человеческо-го смысла и остроумной серьѐзности, а не легковесными де-кламациями, он обратился против состояния мира в области правопорядка, против государственного устройства, судопро-изводства, способа правления, политического авторитета, а также и против искусства».

 

236


 

В более широком смысле термин «Просвещение» связан с обозначением закономерной ступени исторического разви-тия любой страны, вступающей на путь индустриального развития. Например, русский писатель Н.В. Гоголь в статье «О Просвещении» высказал суждение, в соответствии с кото-рым такое явление, как «Просвещение» необходимо пони-мать в качестве «силы познания, которая стремится «просве-тить» всѐ существующее».

Согласно идеям представителей философии Просвеще-ния, человеческое невежество, мракобесие и религиозный фанатизм являются главными причинами бедствий всего че-ловечества. Поэтому для идеологии Просвещения были ха-рактерны такие черты, как антиклерикализм и деизм. Термин «клерикализм» переводится с латинского языка как «церков-ный», он служит для обозначения социально-политического направления, которое использует религию и церковь для уси-ления воздействия на различные сферы общественной жизни. Примером клерикализма может служить введение в XVI веке протестантским теологом Ж. Кальвином жѐсткой регламен-тации личной и общественной жизни для всех граждан горо-да-государства Женевы.

Отвергая теократическую форму общественного устройства, мыслители Просвещения, во- первых, отталкива-лись от идеи «естественного порядка», основанной на «рели-гии человеческого разума» и, во-вторых, они, как правило, старались обосновать идею, в соответствии с которой, Бог со-здал мир и определил законы его существования, но он боль-ше не вмешивается в последующую историю созданного им мира. Творец мироздания не участвует непосредственно в каждом единичном событии, происходящем в мире, такое по-нимание позволило представителям философии «Просвеще-ния» осуществить процесс деперсонализации Бога и свести его к понятию философского Абсолюта. В радикальном вари-анте деперсонализация Бога привела ряд представителей эпо-

 

237


 

хи Просвещения к атеистическим взглядам, которые на осно-ве радикальной критики религиозных представлений пришли к идее постоянства и неизменности законов природы.

Философско-мировоззренческим  основанием эпохи Просвещения становится идея единства человеческого разума и природы. Европейское общество сначала во Франции, а по-том и в остальных европейских странах верило, что в союзе с природой разум способен пересоздать мир, который в своих основаниях устроен разумно. «Природа разумна, разум есте-ственен» – данный тезис станет основным для многих мыс-лителей Просвещения, которые утверждали, что человече-ский разум – то воплощение и продолжение природы. Общую оценку рационализму эпохи Просвещения в качестве веры в неограниченные возможности человеческого разума дал немецкий философ И. Кант в небольшой статье «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?». В ней он написал: «Про-свещение – это выход человека из состояния несовершенно-летия, в котором он находится по собственной вине. Несо-вершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рас-судком без руководства со стороны кого-либо другого. Несо-вершеннолетие по собственной вине –это такое, причина ко-торого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-либо другого. «Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком!» – таков, следовательно, де-виз Просвещения.

С точки зрения немецкого философа, Просвещение – это культура, которая формирует у человека такую разумную способность, как способность суждения. Эта способность ха-рактеризует каждого индивида в качестве автономной лично-сти, то есть такого субъекта, который самостоятельно спосо-бен судить обо всех предметах и явлениях действительности. Вследствие чего способность человека свободно рассуждать «тождественна свободе», поэтому ограничение человеческой

 

238


 

свободы приводит и к ограничению просвещения, а попытки такого ограничения И. Кант назвал преступлением против человечества. Таким образом, философия Просвещения у немецкого мыслителя связана с прогрессом человеческой свободы и разума, опирающегося на свои собственные воз-можности, то есть «совершеннолетнего разума».

К специфическим чертам эпохи Просвещения обращал-ся и французский философ М. Фуко в своей самой известной книге «Слова и Вещи: Археология гуманитарных наук». Для раскрытия особенностей эпохи он использовал понятие «эпи-стема». Эпистема – это общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами и вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, порождаются отдельные идеи и концепции.

Эпоха Просвещения в историко-культурном анализе французского философа соответствует так называемой «клас-сической эпистеме», для которой характерно особое мысли-тельное своеобразие. В центре классической эпистемы ока-зывается универсальная наука о порядке, в сфере слов это – Всеобщая грамматика, в сфере бытия – естественная исто-рия, в сфере потребностей – анализ богатств. Характеризуя эпоху Просвещения, М. Фуко отметил, что в ней «язык мира» стал «языком мысли» – это означает, что в этот период начи-нают преобладать особые познавательные процедуры: табли-цы, комбинаторика, вероятностные подходы и так далее. Например, всеобщая грамматика будет связана с исследова-нием линейных последовательностей словесных знаков, тес-но связанных с познавательными представлениями, еѐ ярким выражением служит, так называемый, энциклопедический проект, над которым работали представители философии Просвещения.

 

 

239


 

Табличное пространство, замечает французский мысли-тель, – это основной и центральный элемент в системе по-знания классической эпистемы. Поэтому в эпоху Просвеще-ния пространство природы становится «таксономическим пространством видимого», все наблюдаемые объекты в ту эпоху, в соответствии со своими признаками размещались в классификационных таблицах, примером могут служить зна-менитые таблицы натуралиста К. Линнея. Пространство при-роды в эпоху Просвещения было непрерывным, по утвержде-нию М. Фуко, оно не знало скачков и резких переходов. В ту эпоху пространство преобладало над временем, для мышле-ния этого периода, пишет мыслитель, «последовательность времени никогда не может обозначать ничего, кроме линии, вдоль которой следуют все возможные значения заранее предустановленных переменных».

Классифицировать и говорить – есть, – по М. Фуко, – основная познавательная процедура эпохи, в которой расти-тельная жизнь является эталонной для всего познания мира. Сфера экономических отношений, как и все остальные сфе-ры, подчинена доминирующему в ту эпоху механизму соот-ношения «слов и вещей». Например, теории меркантилизма делающие из денег инструмент представления и анализа бо-гатств, по словам французского философа, «подчиняются той же самой конфигурации, что и естественная история, и все-общая грамматика».

Таким образом, эпоха Просвещения, с точки зрения М. Фуко, как особая конфигурация знания есть «историческое априори» особого «табличного пространства» – это особый способ рационального познания, неразрывно связанный с всеобщей наукой о порядке мира.

Завершение исторического существования классической эпистемы или философии эпохи Просвещения связано, по мысли М. Фуко, с творческой деятельностью немецкого фи-лософа И. Канта, который в своих книгах ограничил возмож-ности познания рационализма того времени.

 

240


 

В своей статье «Что такое Просвещение» французский философ определит эпоху Просвещения в качестве эпохи критики человеческого разума, и одновременно оценивая вклад И. Канта в области познания европейской рациональ-ности, отметит, что «мы сами исторически определены Про-свещением», а это означает, во-первых, что «Просвещение – это событие или совокупность исторических событий и сложных процессов, относящихся к определѐнной фазе раз-вития европейских обществ. Эта совокупность заключает в себе начала общественных преобразований, типы политиче-ских учреждений, формы знания, проекты рационализации познания и практики, технологические изменения, что очень трудно определить каким-то одним словом, даже если многие из этих явлений и в настоящее время остаются ещѐ значимы-ми». Во-вторых, проблема Просвещения как проблема со-вершеннолетия человеческого разума указывает на следую-щий исторический факт: «В нашем опыте многие вещи убеж-дают нас, что историческое событие Просвещения совершен-нолетними нас не сделало, и что мы ими до сих пор не явля-емся. Тем не менее, можно придать какой-то смысл тому кри-тическому вопрошанию о настоящем и о нас самих, которое было сформулировано Кантом в его размышлениях относи-тельно Просвещения. Мне кажется, что как раз здесь кроется некий способ философствовать, который в течение двух по-следних столетий был достаточно важным и действенным».

 






Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.