Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) является последним предста-вителем немецкой классической философии, в работах кото-рого она достигает вершины своего развития. Немецкого мыслителя принято считать создателем систематической тео-рии диалектики на основе объективного идеализма. Сам мыслитель исходил из того, что абсолютное начало реально-сти должно быть родственным характеру нашего мышления.
В предисловии к своему сочинению «Философия права» он отметит, что «философия…есть проникновение в разум-ное, есть постижение наличного и действительного», при этом для мыслителя действительное есть единство сущности и существования. Задача философии, по Г.В.Ф. Гегелю, – «постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум», то есть
273
мир в своих основаниях и по своей природе разумен, он су-ществует и азвивается по законам, которые внутренне при-сущи разуму и мышлению. Но мышление и разум немецкий философ абсолютизировал, поэтому важнейшим понятием его учения станет абсолютная идея. Как абсолютное начало самой реальности оно выражает всю полноту существующего.
Абсолютная идея, в представлении Г.В.Ф. Гегеля, есть безусловная и конкретная всеобщность – это означает, что она одновременно и субстанция, и субъект. Еѐ смысловое раскрытие осуществляется в процессе внутреннего развития, то есть по нормативным законам мышления. В силу такого понимания мира и реальности философ постулировал и важ-нейший тезис своего учения. Он написал в «Философии пра-ва»: что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно. Разумное понимание, считал немецкий мыслитель, есть примирение с действительностью для человека, который сумел услышать еѐ внутренний голос.
Философия – это «время, постигнутое в мысли», – утверждал Г.В.Ф. Гегель, еѐ особенностью является то, что она «в качестве мысли о мире появляется лишь после того, как действительность закончила процесс своего формирова-ния и достигла своего завершения». Стали широко известны слова мыслителя, что философия появляется лишь там, где начинается полѐт богини мудрости, «лишь в пору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальным и строит для себя в образе интеллектуального царства тот же мир, постигнутый в своей субстанции. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому еѐ омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой полѐт лишь с наступлением сумерек».
Как последователь трансцендентально-критической фи-лософии Г.В.Ф. Гегель, с позиции абсолютного или объектив-ного идеализма, обращается к проблемам духовной культуры
274
человечества. Он считал, что она представлена в закономер-ном развитии и выявлении творческой силы «мирового разу-ма». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный, мировой и объективный дух, проходит весь процесс своего становления во времени и в итоге возвращается к себе. Абсолютное у философа, таким образом, оказывается не только предпосылкой развития, но и его результатом – полнотой существующего. Духовное разви-тие человека, с точки зрения немецкого мыслителя, воспроиз-водит все стадии и ступени развития «мирового духа», начи-ная с познания «чувственно-данных вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» тех законов, что управляют всем процессом развития.
Поскольку абсолютная идея является предметом всей системы Г.В.Ф. Гегеля, то еѐ структурная организация начи-нается с логики, так как она есть «мышление, постигающее в понятиях», а абсолютная идея – это основополагающее поня-тие. Логика – это «царство чистой мысли», в которой «абсо-лютная идея» раскрывается в виде системы категорий, начи-ная от самых общих, таких как бытие, небытие, наличное бы-тие, качество, количество, мера и так далее и заканчивая кон-кретными, многообразно определѐнными понятиями: меха-низм, химизм, организм и так далее.
Логика, утверждал Г.В.Ф. Гегель, есть система чистого разума, и в ней происходит саморазвитие понятий. Всякое развитие протекает, согласно философу, по определѐнной форме, которая включает в себя утверждение (тезис), отрица-ние этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания (синтез), или снятие противоположностей: Тезис-антитезис-синтез – именно такая триада характеризует, по мнению Г.В.Ф. Гегеля, каждое явление, проходящее цикл своего раз-вития. При этом циклы могут повторяться вновь и вновь, на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез.
В качестве иллюстрации диалектического цикла немец-
275
кий мыслитель приводил такой пример: «Почка исчезает, ко-гда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти фор-мы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в кото-ром они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходи-мость и составляет жизнь целого».
Характеризуя процесс диалектического становления, Г.В.Ф. Гегель указывал, что движение к высшим количе-ственным определениям происходит на основе ряда количе-ственных изменений, причѐм при достижении определѐнной пограничной точки происходит скачок, ведущий к переходу в высшее качество. Этот диалектический процесс также иллю-стрировался примерами из развития в природе. «Когда тепло-та жидкой воды увеличивается либо уменьшается, достигает-ся точка, в которой данное физическое состояние качественно изменяется, и вода, с одной стороны, становится паром, с другой стороны, льдом».
Содержанием всей последующей философии Г.В.Ф. Ге-геля, опирающейся на систему его логики, становится пре-вращение абсолютной идеи в абсолютный дух, последний в его учении является заключительной стадией развития абсо-лютной идеи, которая в своѐм самосознании проходит этап своего «инобытия». Мировой процесс развития «инобытия» абсолютной идеи представлен природой. Различие между аб-солютной идеей и природой, считал немецкий мыслитель, за-ключено не в содержании, а в форме существования. Природа для Г.В.Ф. Гегеля – та же абсолютная идея, но в своѐм «ино-бытии», то есть логическая идея находится теперь уже не в себе, а вне себя.
276
Достигнув абсолютной истины в процессе своего разви-тия в логике, абсолютная идея объективируется в природу, и существует в чуждой ей внешней форме, потому что она не стала «субъективностью» или духом. Об этом Г.В.Ф. Гегель писал: «Божественная идея именно и состоит в том, что она решается извести из себя это иное и снова втянуть его в себя, чтобы стать субъективностью и духом».
Становление и развитие абсолютной идеи в природе необходимо рассматривать, с точки зрения еѐ эволюции, счи-тал немецкий мыслитель, так как именно она предполагает происхождение высшего из низшего. При этом природа вы-ступает как «система ступеней, из которых одна необходимо вытекает из другой и составляет ближайшую истину той, из которой следует: это происходит во внутренней идее, состав-ляющей основу природы».
Таким образом, в основе развития природы, по Г.В.Ф. Гегелю, лежит движение понятия, обуславливающее переход от одной ступени к другой. Тремя такими ступенями понятия абсолютной идеи являются: всеобщее, частное, единичное, которые применительно к природе обнаруживают себя как всеобщая, частная и единичная телесность. Первой ступени развития абсолютной идеи, представленной механикой, соот-ветствует бесформенная масса, имеющая единство и форму вне себя. Вторая ступень развития абсолютной идеи – физи-ческая, она имеет дело с материей в еѐ частной форме физи-ческой индивидуальности. Третья ступень развития абсолют-ной идеи – органическая, в ней завершается процесс развития и осуществляется переход от неживого к живому.
Абсолютное у Г.В.Ф. Гегеля может познать себя только с помощью человеческого сознания, которым оно не обладало в логике как «чистом сознании» и которое в природе на каждой ступени еѐ развития стремится к тому, чтобы сознательная мысль себя там узнала.
277
Третья часть философской системы Г.В.Ф. Гегеля пред-ставляет описание высшей и завершающей стадии развития абсолютной идеи. Немецкий мыслитель назвал еѐ «Филосо-фией духа», в ней абсолютная идея «снимает» предшествую-щую ступень своего природного инобытия и возвращается к себе. Поясняя этот момент, философ написал: «В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достиг-шая своего для-себя-бытия». Фактически под понятием духа у Г.В.Ф. обозначается человеческое бытие, то есть совокуп-ность определений самого человека в его социально-историческом развитии.
Тремя формами развития духа являлись субъективная, в которой рассматривались проблемы психической жизни ин-дивидуума, вплоть до осознания им тождества, с всеобщим духом; объективная, в которой анализировались отношения, существующие в сфере общественного бытия, моральные, нравственные, правовые, гражданские и так далее; абсолют-ная, в которой самосознание человечества достигает посред-ством искусства, религии и философии своей исторической самореализации.
Философия истории у Г.В.Ф. Гегеля, характеризуя раз-витие духа во времени, имела и свою внутреннюю целесооб-разность, которая была связана с развитием свободы. Свобо-да, утверждал немецкий мыслитель, является сама в себе це-лью, и именно к ней направленно историческое развитие че-ловечества. С этой точки зрения, философ выделил три этапа всемирной истории, первый он обозначил в качестве восточ-ной эпохи развития «мирового духа», для него было харак-терным то, что восточные народы знали, что свободным мо-жет быть только один единственный человек. Второй этап – античный, он отличался определѐнным прогрессом в осозна-нии свободы, поскольку для древних греков и римлян сво-бодной могла являться уже целая социальная группа. Третий этап – германский, именно в нѐм, с точки зрения Г.В.Ф. Геге-
278
ля, наступает историческое завершение развития абсолютной идеи, которая вернулась к себе самой в виде абсолютного ду-ха и исторически воплотила себя в немецкой культуре. На третьем этапе «германские» народы осознали, что свободным может быть всѐ человечество.
Философия духа Г.В.Ф. Гегеля завершает развитие немецкой классической философии, она, как и вся трансцен-дентально-критическая мысль, существенно повлияла на раз-витие последующей европейской философии XIX-XX веков и осталась в истории недосягаемым эталоном того к чему мо-жет прийти человеческий разум.
Вопросы для самопроверки по теме: «Немецкая классическая философия»
1. Согласны ли вы с суждением И. Канта, что проблемы чело-веческого разума для человека неразрешимы?
2. Что такое априорное знание по И. Канту? Приведите приме-ры такого знания.
3. Как вы понимание слова И. Канта «Эти неизбежные пробле-мы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие».
4. Почему учение И. Канта называется трансцендентально-критической философией?
5. Что такое антиномии, каков их смысл и какое значение они имеют в учении И. Канта?
6. Что такое категорический императив, какое место он занима-ет в этике И. Канта?
7. В области философии, утверждал И. Кант, я сделал то же самое, что сделал Н. Коперник в сфере астрономии. Является ли по-добное сравнение немецкого мыслителя, на ваш взгляд, объективным?
8. Может ли нравственное требование с точки зрения И. Канта быть априорным?
9. Как бы вы ответили на три знаменитых вопроса И. Канта Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
10. Почему учение И.Г. Фихте называют субъективным идеа-лизмом?
11. Что определял И.Г. Фихте в качестве «наукоучения»?
279
12. Как вы понимаете положение И.Г. Фихте говорящее, что «Я противостоит не-Я»
13. Почему своѐ учение Ф.В.Й. Шеллинг называл системой трансцендентального идеализма?
14. Согласны ли вы с суждением Ф.В.Й. Шеллинга утверждав-шего, что «художник -это гений, действующий как природа».
15. Почему учение Г.В.Ф. Гегеля называют панлогизмом?
16. Что такое абсолютная идея, какое место она занимает в учении Г.В.Ф. Гегеля?
17. Какое место в учении Г.В.Ф. Гегеля занимает диалектиче-ский метод? Можете ли вы привести примеры диалектических поло-жений немецкого мыслителя.
18. Что такое абсолютный дух, какое место он занимает в уче-нии Г.В.Ф. Гегеля?
19. Согласны ли вы с идеей Г.В.Ф. Гегеля утверждавшей, что процесс развития всемирной истории, связан с самореализацией чело-веческой свободы?
20. Почему искусство, религию и философию Г.В.Ф. Гегель называет формами самосознания человечества?
280
Дата: 2019-02-02, просмотров: 339.