Т рансцендентальный идеализм Ф.В.Й. Шеллинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854) сыграл значительную роль в дальнейшем развитии трансцендентально-критической фи-лософии. Если И.Г. Фихте главным образом направлял свой познавательный интерес на то, как субъект определяет и формирует себя, то Ф.В.Й. Шеллинг сосредоточил своѐ вни-мание на процессе природного становления субъективности. Он считал, что начинать построение философии самосозна-ющего «Я» неисторично, так как при этом не учитывается полностью весь процесс развития сознания и самосознания. Анализу сознания, считал немецкий мыслитель, должен предшествовать анализ природы, которая представляет собой бессознательное творчество, поэтому соотношение сознания и бессознательного окажется в самом центре философских размышлений Ф.В.Й. Шеллинга.

Философия природы, таким образом, становится необ-ходимым основанием, без которого невозможно представить становление человека в качестве самосознающего субъекта. Подобно И. Канту и И.Г. Фихте, немецкий мыслитель ставит вопрос об условиях познания: Как человек в качестве явления природы еѐ может познать? И как природа приходит к тому, что еѐ познаѐт человек? Используя диалектический метод по-знания при анализе природных процессов, Ф.В.Й. Шеллинг считал, что необходимо исследовать знание как продукт, за-ложенный природой в человека.

В качестве главных принципов своей натурфилософии он выделил следующие:

· Полярность, то есть понимание всякого природного тела в качестве продукта взаимодействия противоположно направленных сил;

· Единство, так как он считал, что природа и человече-ское сознание в итоге образуют единый субстрат;

 

271


 

· Развитие, поскольку исходил из того, что природа – это не только продукт, но и деятельность. Всякое развитие в природе, утверждал философ, идѐт от объективного к субъек-тивному. Это его утверждение отталкивалось от естественно-научных открытий в области физики и химии.

В свою очередь Ф.В.Й. Шеллинг спекулятивным путѐм осуществил синтез корпускулярной и волновой теории света. Развивая своѐ учение, немецкий мыслитель обосновывал идею, что всѐ в мире на определѐнной ступени развития есть единство субъективного и объективного, а различие между ними обусловлены лишь количественным преобладанием од-ного или другого. В силу чего природа одновременно реальна и идеальна, то есть существует независимо от нашего позна-ния, которое ею и обусловлено, и в то же время заключает в себе самой условия этого познания и его принципы.

Свою философию природы Ф.В.Й. Шеллинг считал ча-стью трансцендентального идеализма, в котором, с его точки зрения, « всякое знание основано на совпадении объективно-го и субъективного». Исходя из чего, главной задачей транс-цендентальной философии становится исследование разви-тия самого интеллекта или, как писал сам мыслитель, «как можно одновременно мыслить представления сообразующи-мися с предметами, а предметы – сообразующимися с пред-ставлениями». Разделив интеллект на теоретический и нрав-ственно-практический, немецкий мыслитель выделил в своѐм учении, соответственно, две составляющих, которые и стали составными частями трансцендентального идеализма. Первая часть – теоретическая, отвечает на вопрос: «Как интеллект познаѐт мир?»; вторая – практическая, исследует то, как ин-теллект приводит мир в порядок.

Особое место в системе трансцендентального идеализма заняла философия искусства, в которой, по мысли Ф.В.Й. Шеллинга, снимается противоречие между теоретическим и нравственно-практическим и достигается завершение разви-

 

272


 

тия знания. Мыслитель писал: «В эстетическом созерцании интеллектуальное становится объективным и устанавливает-ся гармония исследуемого объекта с самим собой», в силу че-го художественная деятельность рассматривается им в каче-стве эталонной, так как в ней достигается идеал недостижи-мый ни теоретической, ни в нравственно-практической дея-тельности. В произведении искусства выражается бесконеч-ность, поэтому художник в трансцендентальной философии Ф.В.Й. Шеллинга – это «гений, который действует как приро-да в нѐм разрешается противоречие, неразрешимое больше нигде».

В последний период своего творчества немецкий мыс-литель занимается проблемами философии религии и выхо-дит за границы трансцендентально-критической философии. В центре его внимания оказываются проблемы иррациональ-ной тематики, связанные с мифологией и религией. Учение Ф.В.Й. Шеллинга оказало большое влияние на европейскую философию XIX-XX веков и получило дальнейшее развитие в трудах западных учѐных и философов.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.