4.1 Философия эпохи Возрождения: п о нятие, п ериоди-зация и характерные черты.
4.2 Платонизм Возрождения. 4.3 Аристотелизм Возрождения.
4.1 Философия эпохи Возрождения: понятие, периодизация и характерные черты
Термин «Возрождение» (фр. Ренессанс) введен в науч-ный оборот Жюль Мишле в лекциях 1842 года, учѐный писал: « Во имя истории, которая не имеет ничего общего с этим нагромождением техники и цивилизации, во имя жизни мы должны снова восстать… европейский человек обречѐн на возрождение». Начиная с XIX века, понятие Возрождение стало обозначать особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специ-фической формой философствования, строящейся на принци-пиально иных, независимых от схоластики, традициях.
По словам немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля, в эту эпо-ху различие между теологией и философией представляет со-бой характерную черту перехода к новейшему времени. Своѐ название философия Возрождения, как и эпоха в целом, полу-чает от стремления возродить классическую древность. Но как бы ни была велика роль античного наследия в формировании идей этого периода, их не следует рассматривать в качестве простого усвоения; это была оригинальная переработка тради-ций Платона и Аристотеля и других мыслителей античности.
Основной предпосылкой формирования философии в ту эпоху стала глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры. Ф. Эн-гельс подчѐркивал, что «Ренессанс в своей европейской фор-ме основывается на всеобщем разложении феодализма и наступлении городов». Главным образом это разложение бы-ло связано с изменением теоцентрической картины мирозда-
161
ния. На смену средневековому теоцентризму приходит ан-тропоцентризм и гуманизм. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека и разума, стремлением к счастью. Реализация человечности предполагала освоение достижений культурного богатства прошлого, отсюда интерес к античному наследию и глубокая переинтерпретация средневекового представления об образе авторитета.
Ренессанс – это, в первую очередь, свободное чтение и осмысление произведений античных философов, которые те-перь не служат для решения богословских проблем, а предо-ставляют новые формы понимания и объяснения реальности. Вновь и по иному открываются Платон и Аристотель, а также другие античные мыслители, творчество которых позволяет представителям Возрождения начать критику схоластической традиции. Как реакция на схоластическую сложность возни-кает тенденция к более простому изложению и взгляду на мир, в котором человек занимает центральное место.
Антропоцентризм в эпоху Возрождения был связан с падением авторитета церкви и усиления престижа научного знания, а также с установлением нового экспериментального исследования человека и природы. Изменение представления о человеке его месте в мире, формирование стойкого убежде-ния в необходимости человека нового типа- активного, сво-бодного от каких-либо внешних авторитетов, ответственного и инициативного, всѐ это характеризовало так называемый гуманистический период (серединаXIV-середина XV веков). Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного те-чения общественной мысли, вызвавшего революционный пе-реворот в нравственно-мировоззренческой сфере.
Отечественный учѐный А.Х. Горфункель, выделяя ан-тропоцентризм эпохи Возрождения писал: «Человек не толь-ко является важнейшим объектом философского рассмотре-
162
ния, но и оказывается центральным звеном всей цепи косми-ческого бытия. Своего рода антропоцентризм был свойстве-нен и средневековому сознанию. Но там речь шла о проблеме грехопадения, искупления и спасения человека; мир был со-здан для человека, и человек являлся высшим творением бога на земле; но человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с богом, в своѐм отношении к греху и вечному спасению, недостижимому собственными силами. Для гума-нистической философии Возрождения характерно рассмот-рение человека в его, прежде всего, земном предназначении. Человек не только возвышается в рамках иерархической кар-тины бытия, он «взрывает» саму эту иерархию и возвращает-ся к природе, а его отношения с природой и богом рассматри-ваются в рамках нового, пантеистического понимания мира». Гуманизм с его мощным анропоцентрическим акцентом раз-рабатывает новую картину мироздания, для которой потребу-ется пантеистическое представление о Боге и мире.
Следующим этапом философии Возрождения считается неоплатонический (середина XV века – первая треть XVI ве-ка). Крупнейшие представители этого периода М. Фичино, Д.П.Д. Мирандола, Н. Кузанский и другие, как правило, отождествляли Бога и природу. Последний, например, рас-сматривал Бога как бесконечный максимум и, приближая его к природе, как ограниченному максимуму, сформулировал идею бесконечности Вселенной.
Последний период – натуралистический (вторая поло-вина XVI века - начало XVII века) он представлен натурали-стическим подходом к пониманию мира и использованием достижений тогдашнего естествознания. К наиболее ярким его представителям относятся Леонардо да Винчи, Н. Копер-ник, Д. Бруно, Г. Галилей.
К специфическим особенностям культуры Возрождения обращался и известный французский философ М.Фуко в сво-ей книге «Слова и Вещи: археология гуманитарных наук». В
163
своѐм исследовании мыслитель стремился вычленить в исто-рии человеческого общества структуры (по Фуко- эпистемы), которые в значительной степени обуславливали возможность определѐнных взглядов, тех или иных концепций или науч-ных теорий в тот или иной период истории. При таком подхо-де, считал мыслитель, важно разграничить «археологию», ко-торая в качестве нетрадиционной научной дисциплины должна реконструировать такие структуры-эпистемы и тра-диционную науку, которая не имеет доступа к этим структу-рам. С археологической точки зрения необходимо:
1. Выявить эти структуры-эпистемы вне критерия их рациональной ценности.
2. Исследовать упорядочивающий принцип в той или иной структуре-эпистеме.
3. В качестве упорядочивающего принципа той или иной структуры-эпистемы считать соотношение «слов» и «вещей». Под последними М. Фуко понимал соотношение речевых и неречевых практик (экономических, политических, дисциплинарно-социальных и так далее).
Согласно М.Фуко, в ренессансной структуре- эпистеме всѐ определено категорией сходства. У сходства свои про-странственные и зрительные аналогии, которые указывают на структуру знания эпохи Возрождения. С точки зрения архео-логии, исследующей структурные признаки в сходстве, мож-но выделить четыре типа, которые характеризуют специфику Возрождения. Она заключалась в том, что «в космологии, бо-танике, зоологии …все возможные типы сходства располага-лись в границах перехода от одного сходства к другому».
Структура знания эпохи Возрождения есть сходство, в котором отношение «слов» и «вещей» построено на их тож-дественности. Поэтому культурное наследие античности вос-принималось аналогично природным явлениям, а магия (предсказание событий) и герменевтическая эрудиция (де-шифровка античных текстов) образовывали системное един-ство.
164
Отечественный философ В.В. Бибихин в своѐм лекци-онном курсе, посвящѐнном эпохе Ренессанса, замечал, что «Ренессанс в своѐм существе не склеивание прошлого из остатков, а искание настоящего. Настоящим оказывается то будущее, в котором настает древнее».
Итак, к специфике мироощущения эпохи Возрождения, с его точки зрения, относится и то уважение людей к класси-ческому наследию, которое приходит от знания, что древ-ность не позади, в давних авторах, философии, поэзии, а в том настоящем, которое наступает, захватывая нас. Ренессанс есть возрождение той древности, которая всегда уже настоя-щее и он (Ренессанс) является сутью всей истории, возрож-дением настоящего. В Ренессансе содержится ключ ко всей истории. Он возможно даже и есть история в еѐ существе.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 334.