Асимметричная информация и структура капитала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пока предполагалось, что все лица, участвующие в принятии решений о структуре капитала, обладают совершенной информацией обо всех факторах, влияющих на процесс принятия решений. Другими словами, и менеджеры, и инвесторы, располагают равной информацией о будущих денежных потоках, деловом риске и т.д. Но на самом деле это не так. Инсайдеры (менеджеры) владеют более точной и объективной информацией о будущем фирмы, чем аутсайдеры (инвесторы). Эта асимметрия информации приводит к тому, что фирмы выбирают структуру капитала, которая отличается от оптимальной.

Информационная асимметрия

Информационная асимметрия возникает тогда, когда два участника сделки (трансакции) обладают различной информацией. Например, представим рынок подержанных автомобилей, на котором присутствуют только два типа машин – хорошие и плохие. (Плохие автомобили в США называют «лимоны», поэтому в литературе по теории контрактов часто встречается название «рынок лимонов»). Предположим, что первоначально вероятность выбрать тот или иной тип авто одинакова. Справедливая цена хорошего автомобиля равна $1000, а плохого - $200. На этом рынке предполагается, что продавец знает истинную стоимость автомобиля, но покупателю качество автомобиля неизвестно. Покупатель предполагает, что вероятность найти хороший автомобиль составляет 50 на 50. В таком случае нейтральный к риску покупатель оценит подержанный автомобиль таким образом:

 

      Цена подержанного автомобиля = 0,5·1000+0,5·200 = $600

 

Информационная асимметрия дорого обходится продавцам хороших автомобилей, так как они получат только $600 за хорошую машину, которая стоит $1000. С другой стороны, продавцам «лимонов» везет, они получают больше, чем стоит машина. На таком рынке продавцы хороших машин будут воздерживаться от продаж, что, в свою очередь, увеличит вероятность встретить «лимон». Этот процесс ухода с рынка хороших машин будет продолжаться до тех пор, пока не останутся только «лимоны».

Одним из способов преодолеть асимметрию информации – использование сигналов (со стороны продавца), которые помогают определить качество продукта.

Например, в качестве сигнала со стороны продавцов хороших машин может выступить предоставление гарантии. Однако предоставление гарантий дорого обойдется продавцам «лимонов», поэтому они от этого воздержатся. Метод такой дифференциации качества называется «сигнализацией» (signaling).

В контексте структуры капитала информационная асимметрия приводит к тому, что фирмы отступают от оптимальной структуры капитала. Если мы расположим различные источники капитала по возрастанию их стоимости, то порядок будет таков: долговые обязательства (кредиты банков, эмиссия облигаций), привилегированные акции, нераспределенная прибыль и выпуск новых акций.

Если доступная инвесторам информация о будущем фирмы несовершенна, то они воспринимают решения об изменениях в структуре капитала (например, выпуск новых акций или долговых обязательств), как сигналы об истинной стоимости фирмы.

Приведем несколько примеров.

Ø Фирма объявляет об эмиссии новых акций. Инвесторы могут предположить, что рыночная стоимость фирмы переоценена по сравнению с ее справедливой стоимостью, и, соответственно, начнут продавать акции, что приведет к снижению текущей цены акций.

Ø Фирма объявляет об эмиссии новых долговых обязательств. Инвесторы могут предположить, что уровень существующей долговой нагрузки фирмы ниже оптимального, что может служить индикатором недооценки стоимости фирмы, в результате цены на акции возрастут. С дугой стороны, инвесторы могут предположить, что менеджеры знают, что на самом деле акции переоценены, но используют эмиссию долговых обязательств для того, чтобы уверить инвесторов, что акции недооценены. Если инвесторы подумают так, то цена акций может упасть.

Таким образом, эмиссия как акций, так и долговых обязательств может восприниматься инвесторами как сигналы, которые могут повлиять на изменение стоимости акций в различных направлениях. Именно поэтому менеджеры в первую очередь предпочитают использовать нераспределенную прибыль, с которой связана наименьшая информационная асимметрия.

 

Контрольные вопросы по теме «Структура капитала»

1. Почему решение о структуре капитала фирмы принимают очень редко?

2. Почему финансовый риск фирмы возрастает с увеличением финансового рычага?

3. Что такое затраты банкротства и как они влияют на структуру капитала фирмы?

4. Информационная асимметрия: причины, сущность, формы проявления. Почему необходимо учитывать информационную асимметрию при оценке ожидаемой доходности инвестиции?

5. Что больше влияет на изменение цен на акции – инфляция или информация? Обоснуйте ответ примерами изменения (роста и снижения) цен на акции. Покажите связь с рыночными рисками.

6. В каких отраслях производства информационная асимметрия проявляется наиболее сильно и почему?

 

Справочные материалы по теме1 :

Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.