ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
НА ТЕМУ: «Точка линия и штрих – три приятеля больших»
СПД: Коммуникация.
Тема: «Точка линия и штрих – три приятеля больших»
Возрастная группа: Подготовительная группа
Форма совместной деятельности: Продуктивная, поисковая и творческая деятельность.
Форма организации: Подгрупповая.
Цель: Развитие образных представлений и осознания изобразительно-выразительных возможностей таких изобразительных средств, точка, линия и штрих.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
· закрепление знания детей об понятиях точка, линия, штрих;
· закрепление умений ориентации на плоскости листа;
· стимулирование речевой активности;
· обогащение активного словаря качественными прилагательными по теме.
· закрепление согласования прилагательных в роде с существительными.
Коррекционно-развивающие задачи:
· развитие слуховой память и фонематического слуха;
· развитие чувства ритма;
· развитие зрительного восприятия и зрительной памяти,
· развитие правильного неречевого дыхания;
· развитие мелкой моторики рук;
· развитие общей моторики.
Словарь: четвероногих, длинный, короткий, высокий, низкий, точка, линия, щтрих.
Оборудование: картинка с изображением собак различных пород (гладкошерстых и лохматых, больших и маленьких, декоративных и охотничьих). Шаблоны треугольники; бумага; трехгранные карандаши с мягким грифелям.
Музыка пьесы Н. Арторолевской «Дрессированные собачки», «Собачий вальс».
Литература: книга Дж. Палмер «Ваша собака», стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших – точка, линия и штрих».
Подготовительная работа: беседа о собаках, рассказ о том, какие бывают породы собак, об их пользе для человека.
Ход занятия
Дети входят в группу и встают кругом.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте скажем, кто стоит справа от вас. Я начну! Меня зовут Ольга Александровна, справа от меня стоит … .
Дети: Продолжают.
Педагог: Хорошо, ребятки! Теперь, за парту сядет тот, кто назовет мне одно домашнее животное. (кошка, собака, свинья, корова, коза, овца, лошадь, хомяк, морская свинка, кролик ).
Педагог: Ребятки, есть ли у вас дома собаки? Каких размеров они бывают? Какая у них шерсть? Какой породы собаки живут у вас дома? Любите ли вы своих четвероногих питомцев?
Дети дают ответы, логопед подводит тему занятия.
Педагог: Как вы думаете, ребята, трудно ли нарисовать собаку?
Дети отвечают, а затем логопед предлагает им попробовать нарисовать собаку на своих рабочих листах. Несколько детей, по их желанию, педагог приглашает к доске для изображения собаки на доске.
Педагог: Ну как ребята сложно было?
После выполнения задания логопед хвалит детей.
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами нарисуем сразу трех собак и узнаем, кто же нам в этом поможет.
Педагог читает стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших – точка, линия и штрих»:
Дорогие мои дети,
Много есть чудес на свете.
Смело их рисуют люди:
Это яблоко на блюде,
Дом, забор, собака, миска,
Вертолет, корабль и киска,
Сковородка, стол, вагон,
Дерево, магнитофон.
Только кто же их создал,
а точней нарисовал?
Три приятеля больших -
Точка, линия и штрих!
Штрих – от линии кусочек,
Точка – маленький кружочек,
Ну, а линия большая,
И прямая, и кривая,
Может в шарик превращаться
И в зигзаги изгибаться,
Может сеточки плести,
Ведь она всегда в пути
По секрету всему свету
Я хочу совет вам дать.
Подружиться с ними можно
Научившись рисовать!
Точкой, линией, штрихом
Можно буквы написать
И зверей изображать –
Что хотите рисовать.
Только помните, друзья,
Рисовать старательно –
Это обязательно!
Вот!!!
Педагог предлагает детям взять шаблоны, лежащие на краю стола, и при их помощи разделить лист на три части.
Педагог: Ребята, положите листы бумаги перед собой. На краю ваших столов лежат треугольные шаблоны. С их помощью разделите свой лист ни три части. Вам нужно приложить треугольник к листу и обвести его.
Педагог обращает внимание на то, как правильно держать карандаш (контролируя правильность захвата), напоминает, сто второй рукой (необходимо придерживать шаблон и лист). Выполняя обведение шаблона, дети комментируют свои действия сопряженно с педагогом.
Педагог и дети: ставим точку вверху треугольника и ведем линию в нижний правый угол. Дальше ставим точку вверху треугольника и ведем её в нижний левый угол.
Педагог: Посмотрите, сколько треугольников у вас получилось? (Три). Поставьте указательный палец в верхний левый угол листа и проведите по контуру каждого треугольника. Как я. (Педагог проводит пальцем по контурам, комментируя свои действия: левая сторона левого треугольника, правая сторона левого треугольника, верх левого треугольника, левая сторона центрального треугольника, низ центрального треугольника, правая сторона центрального треугольника, правая сторона правого треугольника, верх правого треугольника, левая сторона правого треугольника. Дети повторяют действия и слова за ним).
Педагог: По левой стороне треугольника поставьте точки, считая их. (Одна точка. Две точки. Три точки. Четыре точки. Пять точек. Шесть точек. Семь точек. Восемь точек.). По правой стороне центрального треугольника проведем прерывистую линию. Я буду считать, а вы ставить черточки. На каждый счет по черточке. Слушайте внимательно! Начали! «Раз, два. Раз, два. Раз, два и т.д.».
Дальше педагог предлагает нарисовать солнышко в верхнем углу центрального треугольника.
Педагог: Ребята верху центрального треугольника нарисуйте солнышко. Солнышко какой формы? (Круглое!). Рисуем круг. От его краев проводим линии в стороны (влево, вправо, вниз, вверх) - лучики. Под солнышком нарисуем тучку. (На доске показывает несколько образцов рисования тучек).
Ребята, к нам в гости пришла собачка! Давайте с вами нарисуем её в центральном треугольнике! (На доске показывает поэтапно прием рисования собачки). Дети рисуют собачку.
Физкульт минутка:
Собака. У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
(Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью)
Педагог: Давайте придумаем имя нашей собачке.
Дети придумывают имя собачке. Например, Кузя.
Педагог: Кузя любит нюхать цветы. Здесь, в этом районе их растет очень много. Они такие разные: ромашки, колокольчики, одуванчики и розы. Давайте нарисуем для неё несколько цветочков! (Дети рисуют несколько цветов). А наша тучка будет поливать их дождиком. Смотрите, как! (Педагог рисует на доске штрихи от тучи вниз к земле и цветам.) Собачка Кузя очень любила гулять и убежала из своего района очень далеко. Там тоже было солнце и тучки и цветы. Но они были совсем не похожи на те, которые были в её районе.
Педагог рисует на доске штрихом солнце, тучи и цветы. Дети повторяют за ним на листе а правом треугольнике.
Педагог: Кузя там встретила пса. Он был похож на неё, но совсем лохматый и не причесанный. Давайте нарисуем такого пса! Проводим линии сверху вниз; близко друг к дружке. Начали! (Педагог рисует на доске собаку при помощи штрихов. Дети повторяют изображение за ним.)
Педагог: Этот пёс был очень дружелюбным и весёлым. Кузя спросила у него, как его зовут. На что тот ответил: «Меня зовут…» Ребята, давайте придумаем ему имя! (Дети придумывают имя собачке. Например, Бобик).
Педагог: Кузя сказала Бобику, что она пришла из «Линейного» района и спросила у Бобика в какой район она попала. Он ей сказал, что этот район называется «Штриховой». Посмотрите ребята, в этом районе и вправду всё сделано из штрихов!
Физ минутка:
(Под музыку)
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмире.
Наш собачки пошли гулять дальше и попали в какой-то совсем незнакомый район! Там им повстречалась очень забавная собачка, которая представилась Кнопочкой. А она и вправду была вся в точках и напоминала кучку кнопочек. И всё в этом районе было из таких же точек, и цветы, и солнце, и тучи!
Педагог: Ребята, нарисуйте Кнопочку в левом треугольнике! (Показывает на доске пример изображения точечного рисунка собачки. Дети рисуют на листах.).
Педагог: Дети, вы уже догадались, в какой район попала Кузя и Бобик? (Дети отвечают). Верно в Точечный район! Наши собачки очень подружились и ещё долго играли все вместе! Но потом Кузя запереживала что её хозяин будет искать её стала собираться домой. Бобик и Кнопка тоже собрались идти домой. Собачки пожали друг другу лапки, попрощались и пошли по своим домам.
Педагог: Ребята, как назывался район в котором живет Кузя? А почему он называется именно так? А как называется район, в котором живет Бобик? А он почему называется именно так? А кто скажет, как называется район в котором живет Кнопка? Почему его так назвали?
Дети дают ответы.
Педагог: Три собачки с тех пор стали дружить и часто играть вместе. А иногда даже ходили друг к другу в гости.
Дети завершают рисунки. Педагог проводит выставку детских работ и проводит по ним беседу. Предлагает детям придумать свою маленькую историю про сегодняшних героев.
Изобразительная деятельность наряду с другими основными видами детской деятельности имеет особое значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Формирование разных видов изобразительной деятельности происходит на основе таких важнейших функций как, двигательные функции, всех форм восприятия, в том числе зрительного, пространственного, слухового и др.
Занятие рисованием, лепкой и аппликацией помогает детям ознакомится с различными материалами и художественными средствами, что тесно связано с сенсорным воспитанием. Изобразительная деятельность невозможна без целенаправленного восприятия и наблюдения. Для того, чтобы нарисовать или слепить какой-либо предмет необходимо проанализировать его внешние характеристики и узнать о его месте в предметном мире. В процессе изобразительно деятельности происходит развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение. На основе сходства предметов по форме, возникает способность обобщать способы изображения в рисунках и лепке; способность анализа развевается от более общего и простого различения, до более точного и тонкого. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет закрепить в сознании ребенка сам образ предмета и способы его изображения.
Особая роль в изобразительном процессе принадлежит речи (как взрослого, как и речи самого ребенка). Речь позволяет сформулировать цель, замысел, способы и средства, последовательность изготовления продукта. Речь может заменить само графическое воплощение; по средствам речи оцениваются результаты продуктивной деятельности; дети дополняют рассказом изобразительную деятельность, что особо характерно в период формирования сюжетного рисования. Дети играют с персонажами своей художественной деятельности, что доказывает взаимовлияние видов детской деятельности. Занятия изобразительной деятельностью способствуют расширению лексической стороны речи, её коммуникативной функции и культурно-эстетическому воспитанию.
Занятие изобразительной деятельностью оказывает влияние на формирование нравственно-волевых качеств у дошкольника, которые выражаются в потребности и умении доводить начатое до конца, сосредотачиваться на своей деятельности, преодолевать трудности в обучении, помогать товарищу. Кроме того изобразительную деятельность необходимо использовать для воспитания у детей доброты, чувства справедливости, отзывчивости и других благородных чувств, которые помогут ребенку включится в учебную практику в школе и созданию новых межличностных отношений в школьном детском коллективе.
На пути формирования графомоторных навыков большое значение имеет обучение дошкольников разными видами изобразительной деятельности. Развитие рисовальных умений, оптико-зрительного восприятия, пространственного ориентирования на листе бумаги и другие навыки приобретенные ребенком в процессе изобразительной деятельности помогают ему справится с трудностями овладения навыками письма в школе.
В образовательных программах дошкольных организаций изобразительная деятельность дошкольников отображена в соответствии с задачами обучения и воспитания дошкольников разных возрастных категорий и образовательных потребностей. В связи с этим основы формирования графомоторных навыков закладываются на разных этапах дошкольного детства. Однако формированию графомоторных навыков способствуют не только занятия изобразительной деятельностью, но и на ряду с ними физическое развитие, эстетическое воспитание, развитие речи и других важных аспектов необходимых для полноценного и гармоничного развития детей. Эти направления в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников осуществляются на занятиях специалистов образовательной организации. Так воспитатель в предметно-практическую деятельность детей может включать специальные дидактические игры, направленные на активизацию сенсорной сферы – восприятие формы предметов, цветов, пространственных характеристик и т.д. Развитию двигательных сферы детей, в том числе значительное внимание следует уделять развитию двигательных возможностей кистей рук. Подвижные игры, способствуют ориентированию в окружающем пространстве.
Занятия изобразительной деятельностью, как наиболее эффективно влияющие на формирование графомоторных навыков должны проводится систематически с учетом специфических особенностей детей. Особенно это относится к детям с ограничениями в развитии, в том числе к детям с нарушениями речи. Такая работа должна гармонично вплетаться в структуру каждого занятия, на протяжении всего периода обучения начиная с подготовительного этапа.
Выводы к третьей главе.
В связи с выше изложенным на пути формирования и развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР необходимо решить следующие задачи:
- развитие двигательных функций руки;
- индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его двигательных и других особенностей развития;
- развитие оптико-пространственного ориентирования на листе бумаги;
- обучение различным рисовательным движениям для более точного изображения форм предметов их пространственных отношений;
- активизация речевого сопровождения изобразительного процесса;
- развитие согласованного действие руки и глаза;
- включение элементов графем в изображения;
- создание эмоционально-положительного отношения к образовательному процессу.
Заключение
Целью выпускной квалификационной работы было разработать методические рекомендации по развитию и улучшения качества ГМН у старших дошкольников с ОНР средствами изобразительной деятельности. В первой главе данной работы были проанализированы литературные источники по этой проблеме. Анализ показал, что проблема формирования графомоторных навыков достаточно широко представлена и выступает как важнейший аспект в подготовке дошкольника с речевой патологией к обучению письму в школе. Тем не менее, значимость данной проблемы так велика, что требует ещё более глубокого изучения в связи с современными требованиями к школьному образованию. В связи с этим необходим поиск новых эффективных средств развития графомоторных навыков, что окажет влияние не только на письмо и грамотность учащихся, но и будет способствовать развитию ряда важнейших психофизических сторон ребенка. Графомоторные навыки находятся в прямой зависимости от навыков изобразительной деятельности, а именно тех, которые способствуют формированию рисовальных движений, оптико-пространственному восприятию, сенсорной сферы и др. Важным является и то, что изобразительная деятельность тесно связана с речью ребенка. Поэтому изобразительная деятельность может быть использована, как эффективное средство в формировании развития не только графомоторных навыков, но и различных речевых средств.
Вторая глава ВКР была посвящена экспериментальному исследованию особенностям графомоторных навыков у детей с ОНР III ур. Был проведен констатирующий эксперимент, анализ его результатов продемонстрировал уровень развития графомоторных навыков у участников экспериментальной группы и у группы сравнительного анализа. Сравнительный анализ показал, что графомоторные навыки у дошкольников с ОНР III отличаются от графомоторных навыков детей с нормативным речевым развитием, что показано на графике №….. Так дети из экспериментальной группы затруднялись в проведении прямых, ломаных и различных кривых линий, предложенных в тестовых заданиях. Они искажали форму предметов при копировании с образца, не дифференцировали эталоны геометрических форм, затруднялись в изображении симметричных фигур и их дорисовывании, плохо ориентировались на плоскости листа бумаги. Качество их рисунков снижалось за счет неравномерности нажима на карандаш и небрежности при закрашивании фигур. Коррекционно-развивающая работа по формированию графических навыков у дошкольников с ОНР предполагает целенаправленную работу, которая должна осуществляться всеми специалистами детского сада на основе профессионального взаимодействия. Участие родителей детей также может оказать положительное влияние на мотивацию детей к занятиям.
Нами в качестве эффективного метода обучения графомоторным навыкам детей с ОНР III ур. были предложены упражнения для навыков написания графем, которые затем включались в декоративные и сюжетные рисунки.
Таким образом дети могли реализовать свой умения в изобразительной деятельности, которая является одним из основных видов детской деятельности. Что повышает мотивацию детей к данным занятиям и формирует эмоционально-положительное отношение к ним.
Учитывая необходимость формирования и развития ГМН у старших дошкольников были составлены конспекты занятий по обучению ГМН с использование изобразительной деятельности, которые можно рекомендовать для практического применения в дошкольных образовательных организациях.
Таким образом, поставленные задачи ВКР были решены и достигнута цель данного исследования.
Список литературы
1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Развитие предметных действий на первом году жизни. Дис. …Канд. Пси-хол. Наук. Л., 1945.
2. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. – М. 1997. – 53 с.
3. Антонова Анфиса Викторовна Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. – Издательство и типография научно-методического центра Юго-Восточного окружного управления Московского комитета образования, 1997. – 54 с.: ил.
4. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М.: Советский художник, 1981.
5. Барменкова Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитиием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1996.
6. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с
7. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких, С. П. Ефимова — Тула: Арктоус, 2012.— 88 с.
8. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов/ М.М. Безруких – М.: Новая школа, 1996.– 48 с
9. Белякова ЛИ., Гаркуша Ю.Ф:, Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
10. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. – М.,1991.
11. Бернштейн Н.А.. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, Издательство «Медицина», Москва (1966)
12. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста.— Вопр. психол., 1961, № 3.
13. Бот О.С. Формирование движений пальцев руку детей с общим недоразвитием речи. //Дефектология 1983, №I.
14. Венгер А.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: 1994.
15. Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969.
16. Венгер Л.А. Пилюгана Э.Г., Венгер Н.Б Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1969.
17. Власенко И. Т. Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. С. 122–167.
18. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 508 с.
19. Воронова А.П. Нарушение письма у детей. / А.П. Воронова / - СПб., 1994.
20. Выговский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 72с.
21. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2010. С. 306–359.
22. Гаврилушкина О.П. особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей школьного возраста: автореф. дис. …канд. педагог. наук. – М., 1979. – 18 с.
23. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Величина. Для детей 3 - 4 года. – М.: РОСМЭН, 2003. — 22 с. — (Развитие ребенка).
24. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С.Е, Гаврина, Н.Л. Кутявина.- М.: Просвещение, 2006. - 93с.
25. Газелл А. Педология раннего возраста. М. – Л., 1932. – 370 с.
26. Гальперин П.Я. Опыт формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии (3-8 июля 1953 г.). – М., 1954.
27. Гаркуша, Ю.Ф., Коржевина, В.В. Особенности общения детей с недоразвитием речи // Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под общ.ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 – 256 с.
28. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144 с: ил.
29. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста.: Москва: Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия, 2014. — 180 с.
30. Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М.: Высшая школа, 2005. - 351 с.
31. Грошенкова И.А. Изобразительная деятельность как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы: дисс. …канд. педагог. наук. – М., 1985. – 468 с.
32. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. / Е. В. Гурьянов.- М.: Просвещение, 2011.-87c..
33. Гуткинa, Н.Н. Mетодика «Домик». / Н.Н. Гуткиной. – M.,2007. 15. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2006.
34. Дилеро Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКМО-Пресс, 2001. – 272 с. Илл. (Психологический практикум: тесты).
35. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологческие основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.: ил.
36. Екжанова Е. А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: научно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
37. Екжанова Е.А. Форммирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети: проблемы и исследование. – Н.Новгород: НГПУ, 1993. – с 60-73.
38. Екжанова Е.А. Узоры. Линии. Штрихи : для детей 6-7 лет / Е.А. Екжанова. – М. : Просвещение, 1017. – 47 с. : ил. – (школа развития).
39. Ефимова С.П. Родителям будущего первоклассника / С.П. Ефимова, Е.П. Руссова. – М.: Классик Стиль, 2004. - …..
40. Жаренкова Г.И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Авторефферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / АПН СССР. Науч.-исслед.ин-т дефектологии. – Москва: [б. и.], 1967. – 20 с.
41. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М; 2013.
42. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для логопедов: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка. – 112 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
43. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гноциса и зрительно-предметной координации. – 184 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
44. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 160с.
45. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс]: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов/ Калягин В.А., Овчинникова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791.
46. Каменский Я.А. Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—1911.
47. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи: Пособие для логопеда. М., Просвещение, 1985. – 207 с.
48. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.: ил. – (Здоровье сберегающая педагогика).
49. Кершенштейн Г. Развитие художественного творчества ребёнка /пер.с нем. – М., 1914. – 196с.
50. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии : метод. пособие для педагога / [Кинаш Е.А.]. – М. : ПАРАДИГМА, 2010. – 80 с. : ил. – (Специальная коррекционная педагогика).
51. Князевa, М.Г. Тесты на определение ведущей руки. / М.Г. Князевa и В.Л. Вильдавский. – M., 2013.
52. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.
53. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М., 1973.
54. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. / М.М. Кольцова. М.: Просвещение, 2007. – 64с.
55. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования» Изд. 2-е. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
56. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: просвещение, 1070. – 152 с.
57. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. /А.Н. Корнев – М.: Просвещение, 2006. – 181 с.
58. Корнев Н.А. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
59. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
60. Крунекчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»);
61. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»);
62. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»);
63. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста с церебральным паралисем: Монография. – м.: Типография «11-й формат». – 2010. – 123.
64. Купина Н. В., Конорева Л. В., Золотухина Л. И. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 46-48. — URL
65. Кутявина, Н. Л. Письмо. Проверяем готовность к школе. 6-7 лет. / С. Е. Гаврина, И.Г. Топоркова. – M., 2016.
66. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. – М.. 1961
67. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 2011. - Т.1. - С.27-28.
68. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами / Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина. - М., 1949. - 73 с.
69. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009, 318с.
70. Логопедия учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой – М.: Владос, 2007. – 703 с.
71. Лопатина М. В. Особенности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — Т. 15. — № 1(16). — Ч. 2. — С. 198–200.
72. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.
73. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.
74. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. — 1976. — № 1.
75. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей // вопр. психологии. – 1975. – 117 с.
76. Микадзе Ю.В. Чурсина Н.П. Готовность к школе 6-летних детей с общим недоразвитием речи: Сравнительный анализ различных видов диагностики // Вестник МГПУ Серия 14. Психология. 2002. № 4. с.67-76.
77. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков/ Г.Г.Мисаренко// Логопед. – 2004. – №2.– с.4-15.
78. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.
79. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед.ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. – 272с.
80. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240с.
81. Никитина А.В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб. – КАРО, 2010 – 96 с.: ил.
82. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. / Е.В. Новикова. - М.: Просвещение, 2007. – 34с.
83. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «академия развития», 1998. – 240 с., ил. (серия «Игра, обучение, развитие, развлечение»);
84. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. – Орехово-Зуево, 1923.
85. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва : Эксмо, 2015 – 320 с. : ил.
86. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др./Под ред. Л. В. Кузнецовой — . М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
87. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 152 с.
88. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.: Просвещение, 1996.
89. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1980. — 223 с.
90. Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 96 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе») (5.1; II-1)
91. Ремезова Л.А. Методическое пособие - Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. – Т., 2001
92. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- с. 57-99.
93. Сакулина Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности// Дошк. Воспитание. – 1969. – 5. – с. 57-99.
94. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и дпо. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л вкл.
95. Смирнов А. А. Детские рисунки. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. Ильясова, В. Луядис. – М.: Педагогика, 1980.
96. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./НИИД АПН СССР.- М., 1978.
97. Ткачева М.В. От линии к линии (Рабочая тетрадь). – М.: Дрофа, 2010 г
98. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 32 с.
99. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. —СПб., 1994.
100. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: пособие для учителя /Р.Д. Тригер – Смоленск: ООО Изд-во: «Ассоциация XXI век», 2000. – с. 80
101. Ульянова Р.К. Коррекция общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. // Дефектология — 1988 №4 С. 66-70.
102. Уромова С.Е. Знакомимся с линией: Формирование графических навыков у дошкольников. – СПб.: КАРО, 2006. – 64 с.: ил.
103. Усанова О.Н., Гаркуша Ф.Ю. Синякова Т.Н.. Шаховская С.Н., Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва, 2011.
104. Усанова. О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности внимания детей с моторной алалией. – М., 1985
105. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : МГЗПИ, 1991. – 188 с.
106. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1959. – 160с.
107. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «академия», 2003. – 240 с.
108. Шванцара Л. Шванцара Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. – Прага: Мед. изд-во «АВИЦЕНУМ» , 1978. – с. 202-218.
109. Элтон, Д., Методика исследования состояния графических навыков / Д. Элтон, Д. Тейлор. – 2006.
110. Элькоин Б.Д. Избранные психологические труды / Д.Б. Элькоин. – М. : Педагогика, 1989.
111. Элькоин Д.Б., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. – 1963. - № 5
112. Eng H. The psychology of children IS drawings. – London: Routledge & Kegan, 1954. – 223p.
113. Freeman J. Gifted Children.– Lancaster, 1980. 292 p.
114. Hayden A.N. Smith R. K. Mainstreaming Pre-schoolers: children with Learning Disabilities. – Washington: U.S. Government Printing Office, 1978. – 134p.
115. Lowenfeld, Victor. The Nature of Creative Activity. New York: Harcourt Brace, 1939.
116. Luquet G, H. Le dessin enfantin. – Paris: Alcan, 1927.
117. Piaget, J. and Inhelder, B. (1969) The Psychology of the Child. Basic Books, New York.
118. Selfe L. Normal and anomalous representational drawing ability in children. – London e.a.: Acad. Press, 1983. – 251p.
119. The Psycology of Gifted Children: Perspective on Development and Education /Ed. By J. Freeman. — Chichester: Wiley, 1985, 414 p.
120. Willatt D.J. The prognosis and management of idiopathic vocal cord paralysis / D.J. Willatt, P.M. Stell // Clin. Otolaryngol.-1989.-Vol. 14.-P. 247-250.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1039.