II Блок. Исследование графомоторных навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Методика «Дорожки»  (Л.А. Венгер) [14]

- «Мячики» (М.М. Безруких) [8]

- «Лес»

- Срисовывание группы точек (Тест Керна – Ирасека)

-  «Повтори рисунок по точкам» (Гаврина С.Е., Безруких М.М.)

Для определения ведущей руки   была выбрана методика Князевой Г,М. и Вильдавского В.Ю.(Приложение № 1) Она состоит из десяти заданий, при выполнении которых нужно обращать внимание на то, какой рукой (левой, правой, или обеими) ребенок пользуется более активно. Результаты исследования заносятся в таблицу № 3

Таблица № 3.

Название задания

Ребенок

Левая рука Правая рука Обе руки
1 Рисование      
2 Открывание небольших коробочек      
3 «Построй колодец из палочек»      
4 «Игра в мяч»      
5 Вырезание ножницами рисунка по контуру      
6 Нанизывание бусин на шнурок      
7 Закручивание/откручивание флакончиков/баночек      
8 Развязывание узелков      
9 «Построй из кубиков дом»      
10 Уточнение наследственных предпосылок леворукости      

Такие таблицы заполнены на каждого ребенка и сведены в общую таблицу № 4, которая представлена в приложении № 11

При выполнении того или иного задания когда фиксируется  более активное участие левой руки, в соответствующей колонке ставится знак «+», если же отмечается большую активность правой или обеих рук сразу, то ставится знак «+» в соответствующей колонке. Анализируя данные таблицы необходимо обратить внимание, что даже при условии, когда плюсы поставлены за выполнение заданий 2 – 9 в графе «Левая рука»,  а за задание 1 плюс стоит в колонке «Правая рука», то это значит, что ребенок основную часть бытовых операций выполняет активнее, используя левую руку, но графические задания ему легче выполнять правой рукой. Это значит, что при обучении такого ребенка каким либо графическим действиям, рекомендовано пишущий предмет (ручку, карандаш, мелок, кисть для рисования и т.п.) вкладывать в правую руку.

Исследуя зрительное восприятие, были использованы методики узнавания зашумленных и наложенных изображений (Иншакова О.Б.), складывание разрезных картинок (Е.А. Стребелева) [43]. Примеры таких картинок представлены в приложении № 12

Для исследования пространственных представлений мы использовали методику Гуткина Н.И. «Домик»  (Рисунок № 13) и графический диктант Д.Б. Элькоина.

Рис. № 1

 

 


Тестовое задание «Домик» (по методике Н.И. Гуткина)

 Методика «Домик» (Приложение № 3) представляет собой простой рисунок домика с забором возле него. В изображении данного рисунка использованы прямые и изогнутые линии, а так же петли, которые встречаются при написании прописных и печатных букв. Ребенку предлагается перерисовать в пустой прямоугольник точно такой же домик с забором. При этом внимание ребенка обращается на все детали рисунка и на необходимость нарисовать домик максимально похожим на образец. Следующая методика – «Графический диктант» (Приложение № 4) состояла из четырёх заданий, где первое было пробным (тренировочным) и три остальных были контрольными. Каждое из заданий ребенок начинал выполнять под диктовку, а затем необходимо было продолжить узор самостоятельно, при этом сохраняя его структуру. Примеры детских работ представлены в приложении №….

Тест «Вырезывание круга» (Приложение № 5) который позволяет оценить уровень координации руки и глаз заключается в следующем: ребенку предлагалось вырезать нарисованный на плотном листе бумаги круг и квадрат. Толщина линий изображений составила 1 мм. В ходе выполнения задания оценивалось, то на сколько точно по контуру ребенок режет ножницами, есть ли острые углы при вырезании круга. Примеры выполненных работ в приложении №…..

Второй блок диагностических заданий ориентирован на исследование графомоторных навыков. Первым задание блока была методика «Дорожки» (Приложение № 6) детям предлагалось провести линию по дорожкам, различной формы (в виде ломаной кривой с острыми и прямыми углами, в виде зигзагообразной кривой и в виде кривой с петлями) линию по направлению с лева на право Рис. № 2.

Рис. №2.

     
 

 

 


Примеры выполненных заданий представлены в приложении № ….

 Вторым заданием данного блока была методика «Мячики» рисунок № 3.  Суть задания состояла в том, что ребенку нужно было попасть мячиком в кеглю, т.е. провести прямую линию от каждого мячика к кегле (по направлению с лева на право) (Приложение № 7).. В данном задании оценивалось, то довёл ли ребенок линию до цели, а также качество линий (ровные или нет, сплошные или прерывистые). Примеры выполнения заданий представлены в приложении № ….

Рис. № 3.

Тестовое задание «Мячики»

Следующая отобранная нами методика «Лес» (рисунок № 4).Задание включало в себя простые пунктирные изображения, по пунктирам которых ребенку предлагалось провести линию, не отрывая карандаш от листа бумаги(Приложение № 8).

Рисунок № 4.

Тестовое задание «Лес».

Примеры выполненения заданий расположены в приложении № ….

Ещё одно задание, вошедшее в наш диагностический комплекс, это тест Керна – Ирасека (Срисовывание группы точек). Задание состояло в том, чтобы максимально точно изобразить точечный рисунок на чистом поле, расположенном слева от образца, на который ребенок ориентируется при выполнении работы. (Приложение № 9). Примеры выполненных работ представлены в приложении №…

 Последнее задание, предлагаемое детям, было «Повтори рисунок по точкам» (Рис. № 5)В этом задании детям предлагалось повторить простой символ, изображенный путем соединения между собой нескольких точек, на поле с точками расположенное рядом с образцом. (Приложение № 10).

Рис. № 5.

 

 


«Повтори рисунок по точкам» (Гаврина С.Е., Безруких М.М.)

Примеры выполненных работ представлены в приложении № …

Эти же задания были предложены и детям группы сравнительного анализа. Примеры их работ представлены в приложении №….




Дата: 2019-02-02, просмотров: 294.