1.1 Особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.2 Анализ литературных источников по проблеме изучения графомоторных навыков у детей с нормальным и нарушенным развитием.
Глава II Экспериментальное исследование особенностей графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
1.3 Характеристика участников эксперимента.
1.4 Организация и содержание констатирующего эксперимента.
1.5 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
(Количественная и качественная оценка результатов)
Глава III Методические рекомендации к организации занятий по развитию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3.1 Основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.2 Задания к занятиям по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием изобразительной деятельности.
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение (картинки и задания диагностики)
Введение
Актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что достаточно большое число дошкольников имеют общее недоразвитие речи, которое становиться большим препятствием к школьному обучению и коммуникативным навыкам.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такое нарушение речевого развития, при котором наблюдается недостаточный уровень сформированности всех компонентов языковой системы. Речевой статус ребенка с ОНР проявляется в состоянии разной степени тяжести. От отсутствия общеупотребительной речи до речи с остаточными проявлениями недоразвития элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера.
В современной логопедии выделяют четыре уровня речевого развития. Первые три уровня по классификации Р.Е.Левиной (60-е годы) [70].и четвертый уровень по классификации Т.Б.Филичевой (2000 г.)
Доказано, что ОНР негативно отражается и на неречевых процессах, в том числе психических, эмоциональных, мыслительных и т.д. Исследователями были отмечены бедность воображения, слабость дифференцированности зрительных образов, низкий уровень развития запоминания, нарушение функционально-оперативной стороны мышления, снижение способности к символизации, сниженный уровень обобщения, замедленный темп усвоения причинно-следственных связей, неустойчивость внимания, трудности распределения внимания между речью и практическими действиями, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, заниженная самооценка, проявляющаяся в повышенной тревожности и неуверенности в себе, заниженный уровень притязаний, патологические черты невротического круга (замкнутость, негативизм, неуверенность в сете, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость), недоразвитие общей и мелкой моторики, которое затрудняет освоение различных видов деятельности (музыкальной, игровой, изобразительной и др.).
Среди специалистов проблемам психофизиологического развития детей с ОНР посвятили свои исследования И.А. Ахметзянова,, Г.А.Волкова [70], А.П.Воронцова, Ж.М.Глозман [29], Ю.Ф. Гаркуша [26], Е.М.Мастюкова [74], О.Н.Усанова [103], И.Т.Власенко [17], Г.С.Гуменная, Н.Н.Трауготт [99], Н.П.Чурсина [76] и др. Авторы отмечают, что у детей с ОНР часто недостаточно сформирована тонкая моторика.
Несовершенность тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение графомоторным навыком, а в школьной практике навыкам письма. В связи с этим развитие графомоторных навыков является одним из важнейших направлений в работе с детьми с ОНР.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Л.С. Выготский [20] отмечал, что овладеть письменной речью можно «…только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную приведших его к процессу письма, подготовивший и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи Доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Процесс формирования графомоторных навыков во многом зависит от такой функции, как зрительно-слухо-моторная координация. Такие ученые, как С. Е. Гаврина [24], Е. В. Гурьянов [32], М. М. Безруких [6], С. П. Ефимова, Е. В. Новикова [82], Н. В. Новоторцева [83] доказали, что процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами зависят от сформированности: – зрительного и двигательного контроля; – координации движений; – пространственного восприятия; – пространственных представлений; – чувства ритма; – «ручной умелости»; – необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок; – зрительного внимания. От таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти зависит становление графомоторных навыков. Поэтому очень важно на этапе формирования графомоторных навыков развивать мелкую моторику рук, память и зрительные представления.
В связи с этим перед логопедами, психологами, воспитателями, встает вопрос не только о преодолении речевого нарушения и связанных с ними различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на нарушенное развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) в этой связи приобретают большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста. Одной из наиболее актуальных проблем в специальном образовании является поиск эффективных методов, приемов и средств коррекции не только речевых нарушений, но и психических процессов, личности, поведения, эмоционально-волевой сферы у детей, имеющих общее недоразвитие речи
Целью исследования является определение содержания коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР (III уровня) средствами изобразительной деятельности.
Предметом исследования является процесс формирования графомоторных навыков у дошкольников с ОНР (III уровня).
Объект исследования: коррекционно-развивающая работа по развитию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР (III уровня) средствами изобразительной деятельности.
Задачи нашего исследования:
1) изучить научно-практическую литературу по проблеме исследования особенностей речи детей с ОНР;
2) изучить литературные источники по исследованию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР;
3) разработать диагностический инструментарий для оценки графомоторных навыков у дошкольников с ОНР;
4) изучить и проанализировать особенности графомоторных навыков у дошкольников с ОНР;
5) определить потребности дошкольника с ОНР в коррекционно-развивающей работе по формированию графомоторного навыки;
6) разработать дидактические задания по развитию графомоторных навыков с использованием изобразительной деятельности.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, списка литературы (………источнников) и приложения. Общий объем работы составляет…………………………
Дата: 2019-02-02, просмотров: 416.