Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы получили следующие данные. Таблица определения ведущей руки представлена в приложении № ……
С заданием № 2 при складывании разрезных картинок успешно справились 9 детей, двоим нужна была помощь и один ребенок не смог справится с заданием даже после оказания помощи педагога. Результаты этого задания представлены в виде графика на рисунке № 6.
Рисунок № 6.
Результаты выполнения первого задания.
При узнавании зашумленных и наложенных картинок дети продемонстрировали хорошие результаты, однако троим из них потребовалось большее количество времени на рассматривание изображений, прежде чем дать ответ.
С заданием № 3 состояло из двух тестовых заданий: «Домик» (Н.И. Гуткин) и графический диктант (Д. Б. Эльконин). Графическую пробу «Домик» успешно выполнили двое детей (с высоким баллом выполнения); трое детей справились с выполнением задания несколько хуже, получив за выполнение средний оценочный балл; остальные девять детей экспериментальной группы задание выполнили с низким оценочным балом, что отражено на рисунке № 7
Рис. № 7
Результаты выполнения диагностического задания «Домик»
Выполнение задания «Графический диктант» вызвало затруднения у большинства детей. При его выполнении они продемонстрировали следующие результаты: низкий уровень выполнения показали десять детей, со средним и высоким результатом с заданием справились четверо детей (по двое детей соответственно). Данные отражены в виде графика (Рис. №8)
Рис.№ 8.
«Графический диктант» (по Д.Б. Элькоину)
Задание номер четыре «Вырезывание круга» дети экспериментальной подгруппы выполнили со следующими результатами: двое детей получили высокий балл, четверо детей получили средний бал и восемь детей получили низкий бал за его выполнение. Результаты представлены в виде графика (Рис. № 9)
Рис. № 9
«Вырезывание круга» (монометрический тест по методике Озерецкого Н.А.).
Выполнив задания второго диагностического блока, дети продемонстрировали следующие результаты. С первым заданием «Дорожки» успешно справились двое детей, получив максимальный балл. Пятеро детей получили средний балл. И семь детей показали низкий результат, что отражено в графике на рисунке № 10
Рис. № 10
Результаты выполнения диагностического задания «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)
При выполнении второго задания дети показали более высокие результаты. Так максимальный балл за выполнение получили шестеро детей, семеро детей получили средний балл и один ребенок получил низкую бальную оценку. Эти данные представлены в виде графика на рисунке № 11.
Рис.№ 11.
Результаты выполнения задания «Мячики».
В отличии от второго задания выполнение третьего задание вызвало значительные трудности практически у всей экспериментальной группы. При его выполнении низкий уровень показали девять детей, трое показали средние результаты и лишь двое детей получили за его выполнение высокий балл. По результатам был составлен график (Рис. № 12).
Рис. № 12
Результаты выполнения задания «Лес».
Задание на копирование группы точек (тест Керна-Ирасека) на чистом поле листа с опорой на образец вызвало некоторое затруднение у детей. Так, два ребенка выполнили его с низким оценочным баллом, остальные дети выполнили его со средним (6 детей) и высоким (6 детей) баллом. Данные представлены в графике на рисунке № 13.
Рис. № 13
Результаты выполнения теста Керна- Ирасека.
Задание «Повтори рисунок по точкам» (Гаврина С.Е., Безруких М.М.), предполагает копирование простого символа по заданным точкам с опорой на образец. Его выполнение вызвало у детей значительные трудности. Максимальные 6 баллов удалось набрать лишь одному ребенку; с результатом в 4 балла с заданием справились двое детей; трое детей выполнили задание на 3 балла; пятеро детей выполнили задание с результатом в 1 балл; троим детям не удалось справиться с заданием, они получили оценку в 0 баллов. Эти данные представлены в графике на рисунке № 14.
Рис. № 14
Результаты выполнения задания «Повтори рисунок по точкам» (Гаврина С.Е., Безруких М.М.).
Примеры выполненых заданий размещены в приложении №…
По данным результатов диагностики была составлена сводная таблица № 5 (приложение № …)
Детям группы сравнительного анализа были предложены такие же задания. Проанализировав результаты выполнения диагностических заданий детьми группы сравнительного анализа мы получили следующие данные Табл.№ 6. (Сводная таблица) (Таблица представлена в приложении №…)
Сравнив результаты диагностического исследования графомоторных навыков детей экспериментальной группы и детей из группы сравнительного анализа представили их на рисунке. № 15
(СВОДНЫЙ ГРАФИК)
Надо заметить, что уровень развития графомоторные навыки у некоторых детей имел незначительные отклонения от возрастной нормы. Это можно объясниться наличием леворукости, нарушением остроты зрения, косоглазием, отсутствием интереса к изобразительной деятельности, особенностями поведения и др. Тем ни менее уровень графомоторных навыков у детей с нормальным речевым развитием выше, чем у детей с ОНР III ур., о чем свидетельствуют результаты тестирования.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы разделили экспериментальную группу на подгруппы по уровню графических навыков и характеру нарушений.
Это позволит проводить индивидуальный подход к каждому ребенку и осуществлять дифференцированное обучение графомоторным навыкам с учётом возможных двигательных, сенсорных, эмоциональных и личностных качеств ребенка. Такой подход обеспечивает целенаправленное воздействие на недостатки графомоторного развития каждого дошкольника в период подготовки к школьному обучению. Фронтальные занятия помогают детям приобретать графомоторных навыков в совместной деятельности, что способствует развитию их коммуникативных, эмоционально-волевых и улучшению личностных качествах.
Итак, проанализировав различные методы исследования особенностей развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III ур. был составлен комплекс диагностических заданий. Констатирующий эксперимент показал особенности развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III уровня:
- при написании прямых линий дети не удерживают направления,;
- плохо ориентируются на плоскости бумаги;
- искажают форму геометрических фигур при копировании;
- затрудняются обвести фигуру по тонкой и по пунктирным линиям;
- нарушена согласованность действий руки и глаз;
- плохо дифференцируют сходные геометрические фигуры
- затрудняются в изображении симметричных фигур и в дорисовывании симметричных фигур и др.
Выявленные нарушения графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III ур. обусловливает необходимость организации специальных коррекционно-развивающих занятий. На которых будут решаться следующие задачи:
- сформировать эмоционально-положительное отношение детей к обучению;
- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию по средствам выполнения графических заданий;
- способствовать формированию пространственного восприятия и пространственных представлений;
- развивать когнитивные процессы (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.) у дошкольников с ОНР;
- развивать устойчивость внимания и объем зрительной памяти;
- развивать речевые средства в процессе выполнения графических заданий.
В качестве коррекционно-развивающих заданий направленных на развитие графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития мы предлагаем задания, разработанные такими авторами, как Антонова А.В., Екжанова Е.А., Иншакова О.Б., Крупенчук О.И., Накитина А.В,, Новотворцева Н.В., Рахманова Е.М., Уромова С.Е., а также задания направленные на обучение использования графических навыков в сюжетном рисовании.
Очень важно приобретенные графомоторные навыки использовать как рисовальные в сюжетных и декоративных рисунках. Большое значение привыполнении графических заданий имеет речь, как взрослого, так и ребенка. В процессе изобразительной деятельности развивается регуляторная роль речи, лексико-грамматический строй на основе обогащения специальной терминологии данного вида деятельности, названий изображаемых предметов, описания явлений природы, колоративной лексики, составление композиционных картинок способствует развитию связной речи детей. Кроме того активизация речевой функции стимулирует эмоционально-положительное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, сто стимулирует такие занятия и повышает качество изобразительной продукции.
Использование изобразительной деятельности, как эффективного средства развития и коррекции нарушений графомоторных навыков у детей с ОНР обусловлено тем, что изобразительная деятельность является одним из основных видов детской деятельности, в процессе которой происходит развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и эстетического воспитание дошкольников. Что безусловно поможет им войти в новые условия учебной деятельности в школе, войти в новые условия школьного обучения.
3 Методические рекомендации к организации занятий по развитию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III степени.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 412.