Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР с использованием изобразительной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР с использованием изобразительной деятельности.

Глава I Теоретические аспекты изучения особенностей графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1  Особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.2  Анализ литературных источников по проблеме изучения графомоторных навыков у детей с нормальным и нарушенным развитием.

Глава II Экспериментальное исследование особенностей графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

1.3  Характеристика участников эксперимента.

1.4  Организация и содержание констатирующего эксперимента.

1.5  Анализ результатов констатирующего эксперимента.

(Количественная и качественная оценка результатов)

Глава III Методические рекомендации к организации занятий по развитию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

3.1 Основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3.2 Задания к занятиям по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием изобразительной деятельности.

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение (картинки и задания диагностики)

Введение

Актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что достаточно большое число дошкольников имеют общее недоразвитие речи, которое становиться большим препятствием к школьному обучению и коммуникативным навыкам.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такое нарушение речевого развития, при котором наблюдается недостаточный уровень сформированности всех компонентов языковой системы. Речевой статус ребенка с ОНР проявляется в состоянии разной степени тяжести. От отсутствия общеупотребительной речи до речи с остаточными проявлениями недоразвития элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера.

В современной логопедии выделяют четыре уровня речевого развития. Первые три уровня по классификации Р.Е.Левиной (60-е годы) [70].и четвертый уровень по классификации Т.Б.Филичевой (2000 г.)

Доказано, что ОНР негативно отражается и на неречевых процессах, в том числе психических, эмоциональных, мыслительных и т.д. Исследователями были отмечены бедность воображения, слабость дифференцированности зрительных образов, низкий уровень развития запоминания, нарушение функционально-оперативной стороны мышления, снижение способности к символизации, сниженный уровень обобщения, замедленный темп усвоения причинно-следственных связей, неустойчивость внимания, трудности распределения внимания между речью и практическими действиями, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, заниженная самооценка, проявляющаяся в повышенной тревожности и неуверенности в себе, заниженный уровень притязаний, патологические черты невротического круга (замкнутость, негативизм, неуверенность в сете, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость), недоразвитие общей и мелкой моторики, которое затрудняет освоение различных видов деятельности (музыкальной, игровой, изобразительной и др.).

Среди специалистов проблемам психофизиологического развития детей с ОНР посвятили свои исследования И.А. Ахметзянова,, Г.А.Волкова [70], А.П.Воронцова, Ж.М.Глозман [29], Ю.Ф. Гаркуша [26], Е.М.Мастюкова [74], О.Н.Усанова [103], И.Т.Власенко [17], Г.С.Гуменная, Н.Н.Трауготт [99], Н.П.Чурсина [76] и др. Авторы отмечают, что у детей с ОНР часто недостаточно сформирована тонкая моторика.

Несовершенность тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение графомоторным навыком, а в школьной практике навыкам письма. В связи с этим развитие графомоторных навыков является одним из важнейших направлений в работе с детьми с ОНР.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Л.С. Выготский [20] отмечал, что овладеть письменной речью можно «…только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную приведших его к процессу письма, подготовивший и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи Доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Процесс формирования графомоторных навыков во многом зависит от такой функции, как зрительно-слухо-моторная координация. Такие ученые, как С. Е. Гаврина [24],                         Е. В. Гурьянов [32], М. М. Безруких [6], С. П. Ефимова, Е. В. Новикова [82], Н. В. Новоторцева [83] доказали, что процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами зависят от сформированности: – зрительного и двигательного контроля; – координации движений; – пространственного восприятия; – пространственных представлений; – чувства ритма; – «ручной умелости»; – необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок; – зрительного внимания. От таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти зависит становление графомоторных навыков. Поэтому очень важно на этапе формирования графомоторных навыков развивать мелкую моторику рук, память и зрительные представления.  

В связи с этим перед логопедами, психологами, воспитателями, встает вопрос не только о преодолении речевого нарушения и связанных с ними различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на нарушенное развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) в этой связи приобретают большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста. Одной из наиболее актуальных проблем в специальном образовании является поиск эффективных методов, приемов и средств коррекции не только речевых нарушений, но и психических процессов, личности, поведения, эмоционально-волевой сферы у детей, имеющих общее недоразвитие речи

Целью  исследования является определение содержания коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР (III уровня) средствами изобразительной деятельности.

Предметом исследования является процесс формирования графомоторных навыков у дошкольников с ОНР (III уровня).

Объект  исследования: коррекционно-развивающая работа по развитию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР (III уровня) средствами изобразительной деятельности.

Задачи нашего исследования:

1) изучить научно-практическую литературу по проблеме исследования особенностей речи детей с ОНР;

2) изучить литературные источники по исследованию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР;

3) разработать диагностический инструментарий для оценки графомоторных навыков у дошкольников с ОНР;

4) изучить и проанализировать особенности графомоторных навыков у дошкольников с ОНР;

5) определить потребности дошкольника с ОНР в коррекционно-развивающей работе по формированию графомоторного навыки;

6) разработать дидактические задания по развитию графомоторных навыков с использованием изобразительной деятельности.

Структура работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, списка литературы (………источнников) и приложения. Общий объем работы составляет…………………………

 

 

Память у детей с ОНР.

Исследования показали, что объем зрительной памяти детей с ОНР мало отличается от нормы. Но есть некоторые исключения. У детей с дизартрией снижена возможность продуктивного запоминания серии геометрических фигур. Дети с моторной алалией после первого (на слух) предъявления могут повторить только длину словестного ряда, причем могут повторять одно и то же слово либо другие слова (парамнезия). В словестных парамнезиях видна специфическая (для данной категории детей) неустойчивость внутренней речемыслительной системы. У детей с дизартрией снижен объем слуховой памяти. Таким детям сложно запоминать трех-, четырехступенчатые инструкции. Это проявляется в пропусках частей и смене последовательности заданий. Такие нарушения обусловлены не только снижением слуховой памяти, но и особенностями их внимания. При этом относительно сохранны возможность смыслового и логического запоминания.

Выводы по первой главе.

Итак, Проведенный нами анализ литературных источников подтверждает необходимость создания эффективных методов развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР. В системе коррекционно-педагогической работы с ними. В связи с этим мы рассматриваем изобразительную деятельность, как одно из таких эффективных средств. Особенно важно то, что изобразительная деятельность является основным видом детской деятельности дошкольников, включающий в себе важнейшие психофизические аспекты развития ребенка дошкольного возраста, в том числе речь, которая оречевляет весь изобразительный процесс ребенка.

В процессе подготовки к школьному обучению формирование и развитие графомоторных навыков. Является одной из важных задач, требующая специальной организации занятий, направленных на активизацию двигательных функций кистей рук, оптико-пространственное ориентирование и расширение речевых средств в процессе изобразительной деятельности.

Проанализировав специальную литературу, по проблеме речевого и психофизического развития детей с ОНР мы пришли к выводу о необходимости организации специальных занятий направленных на развитие у них графомоторных навыков как одной из важнейших функций в развитии письменной речи.

Мы предполагаем, что развитие графомоторных навыков может быть наиболее успешным при обучении рисовательных движений и других навыков изобразительной деятельности.

Проведенный нами анализ показал, что на сегодняшний день в специальной литературе недостаточно представлены обучающие методики по развитию психических процессов, в том числе и творчества, у детей с нарушениями речи. В связи с этим рассматриваемая нами проблема не вызывает сомнений.

 

Задания к занятиям по формированию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III уровня с использованием изобразительной деятельности.

Для организации занятий по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР III уровня нами были проанализированы методические источники, которые легли в основу системы заданий по развитию мелкой моторики, оптико-пространственного восприятия, и работы над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв. Обучение детей графическим навыкам необходимо проводить в два этапа. Первый этап – подготовительный, на котором основное внимание уделяется развитию двигательных функций рук и главным образом развитию тонкой моторики; развитию пространственного восприятия, формированию эмоционально–положительного отношения детей к графомоторной деятельности.  Основным условием организации этих занятий является систематичность и учет образовательных потребностей каждого ребенка.

К графическим навыкам дошкольников относится: штриховка, обведение по контуру, проведение различных линий, раскрашиванию картинок, воспроизведение графических узоров по клеткам и без опоры на них; создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам, умение изображать симметричные фигуры и дорисовывать отсутствующие элементы; использования отдельных элементов букв. 

Одним из важнейших этапов подготовки 5 – 6 летних детей к систематическому обучению, является подготовка руки к письму. Эта работа связана с психофизическими особенностями этого возрастного периода. По данным физиологов и психологов у детей слабо развиты мышцы рук, окостенение запястий и фаланг пальцев, несовершенна координация движений. Двигательные и зрительные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов ещё находятся на разной стадии развития. Однако, именно этот возрастной период более благоприятен для развития ручной умелости и формования графомоторный навык, тем более, что мышечная память в этот период достаточно хорошо развита. В связи с этим важнейшим направлением в формировании графо моторных навыков является развитие двигательных функций рук и сенсорное воспитание.

Развитие двигательных функций рук предполагает способность к разным вида захвата, моторную ловкость, координацию движений обеих рук, выполнение серии движений, переключение с одного движения на другое. Для развития этих функций сначала даются упражнения для более крупных мышц, направленных на развитие статических движений (удержание позы); динамических движений (кулак – ребро - ладонь); движения с помощью пальцев. Формирование таких двигательных навыков следует начинать с ведущей руки, затем подключать вторую руку, затем обе руки одновременно. Обучение двигательным упражнениям следует сопровождать речью, что помогает ребёнку в его действиях. На ряду с основными задачами развития двигательных функций рук в комплекс коррекционно-развивающих упражнений включаются упражнения направленные на коррекцию нарушений и  активизацию кистей рук.  

Ряд специалистов, посвятивших свои исследования данной проблеме  (Н.А.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербина [23] С.Е.Гаврина [10], Кузнецова Г.В.)  рекомендуют для решения этой задачи следующие упражнения:

- запускание мелких волчков;

- разминание пластических материалов (глины и пластилина);

- ощупывание и прокатывание мелких предметов (камешков, шариков, бусин) поочередно каждым пальцем;

- сжатие пальцев в кулачок сильнее и слабее;

- различные пальчиковые игры (например «ходьба» по столу пальцами, вторым и третьим, медленная и быстрая);

- постукивание пальцами обеих рук по столу;

- различные движения пальцами обеих рук в воздухе;

- «аплодисменты» разной силы и темпа;

- собирать пальчики обеих рук в щепотку (пальчики собрались, разбежались);

- нанизывание бусин, пуговиц на нитку;

- завязывание узлов на толстой веревке;

- застегивание и расстегивание разнообразных застёжек;

- открывание и закрывание замков;

- завод механических игрушек, закручивание и откручивание крышек разного диаметра;

- игры с кубиками, конструктором, мозаикой;

- складывание матрешек;

 - рисование пальчиками в воздухе;

- различные движения рук в воде;

 - рисование мокрым пальцем по на доске;

- игры с песком;

- резание ножницами;

- поглаживание разнофактурных предметов и т.д.

Формированию двигательных функций рук способствуют различные пальчиковые игры. Такие авторы как, М.М. Кольцова и О.С. Бот рекомендуют использовать пальчиковые игры в сопровождении чтения потешек и народных стихов. Такие игры полезны для тренировки пальцев рук, умению слушать и понимать речевую инструкцию, улавливать ритм речи. Кроме того они повышают концентрацию внимания, улучшают работоспособность, создают эмоционально-положительный фон для речевой коммуникации.

Различные пальчиковые игры представлены в работах Г.И. Топорковой, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, С.В. Щербиной, И.Е. Светловой, Т.А. Ткаченко. По наблюдению этих авторов в процессе пальчиковых игр дети повторяют и запоминают движения взрослого. Их моторика активизируется, у них вырабатываются двигательная ловкость, которая способствует выработке изолированных движений, умению управлять своими движениями, и концентрировать внимание на своих действиях.

Двигательные навыки, в том числе и графические усваиваются путём целенаправленного обучения в специально организованных условиях. Способ выполнения графических действий вырабатывается и автоматизируется в результате многократных повторений. Постепенно в результате совершенствования графических действий у ребенка появляются более рациональные способы.

На первом этапе формирования графомоторных навыков дошкольники должны овладеть навыками изображения линий (прямой, ломаной, волнистой, прерывистой, штрих-пунктирной и других) различной длинны и направлений. Такие навыки помогут формированию содружественного действия руки и глаз, что способствует прослеживанию направления движения руки при удержании строки в заданном направлении (что важно при письме). Рисование ломанной, волнистой, прерывистой, штрих-пунктирной линий является основой для обучения ритмичному написанию букв одинаковых по высоте. С этой целью можно в качестве вспомогательного оборудования использовать линейки и шаблоны (волнистая и ломаная линия); обводку по тонким линиям, маркировки начала линии, опорные точки и т.д. К обучению детей испытывающих затруднения в самостоятельном овладении навыками в начале обучения следует применить пассивно-активный метод.

Уже на первых этапах при выполнении графических упражнений ребёнок учится следовать речевой инструкции, работать самостоятельно, последовательно и связно высказывать свои суждения. Для мотивации деятельности и эмоционально-положительного отношения к данным занятиям следует использовать цветные карандаши с мягким грифелем или фломастеры, которые не вызывают напряжения руки ребенка, что позволяет закрепить навык регуляции силы нажима.

В этот период также следует ознакомить детей с приемами штриховки с использованием трафаретов и шаблонов. Применение этих приспособлений позволяет ощутить внешний (шаблон) и внутренний (трафарет) контур фигуры. Для наиболее наглядного и четкого восприятия полезно заштриховать фигуру внутри контура. В этом случае можно использовать книжки раскраски, в которых предлагается большой набор различных контурных рисунков более, или менее сложных. В качестве упражнений можно также использовать различные виды копирования (через копирку, по точкам и др.) Штриховка различных фигур способствует навыкам закрашивания фигур изображений разных по форме. Такие упражнения помогут дошкольникам в возрасте 5-6 лет лучше усвоить основные правила раскрашивания:

- не заходить за контур;

- не оставлять пробелов;

- выполнять движения в заданном направлении.

Кроме того эти упражнения способствуют уточнению и запоминанию различных форм. Эти задания дети выполняют на нелинованном листе, так как одной из задач является добиться свободного движения кисти руки.

 Одной из важных задач, при формировании графомоторных является нормализация оптико-пространственных ориентировок. Для чего детей начинают знакомить с особенностями структуры школьной тетради  для письма и математики (обложка, лист, страница, строка). На данном этапе их начинают учить копировать по точкам нарисованный педагогом образец. В тетрадях в узкую линейку учат писать палочки, кружочки, крючочки. А затем начинают использовать, тетради в крупную и мелкую клетку.

Для формирования пространственного восприятия начале следует научить детей ориентироваться в схеме собственного тела.

При решении этой задачи необходимо научить детей ориентироваться:

- в схеме собственного тела (знать правую руку, правую ногу, левая рука, левая нога);

- ориентироваться в пространстве помещения формируется относительно положения ребенка в данном пространстве – правая стена находится со стороны правой реки, левая стена – со стороны левой руки; над головой – потолок; внизу, под ногами – пол;

- сформировать такие понятия как «впереди» - «пере до мной»; «позади» - «за моей спиной» и т. д.;

- ориентироваться в схеме человека сидящего напротив;

При обучении дошкольника ориентировки на плоскости листа следует начать обучение на листе чистой белой нелинованной бумаги. Сначала у ребенка формируется понятие угла (угол правый верхний, угол правый нижний, угол левый верхний, угол левый нижний). Формируется понятие о сторонах листа, о центре листа. Размер листа бумаги может варьироваться от небольшого, например, формат А 6, А5. до более крупного.  Для начала нужно выбрать самый маленький размер или начертить клетку, которая является маленькой копией листа. Для ориентировки в пространстве клетки полезны упражнения по рисованию графических узоров. Полезно нарисовать орнамент в прямоугольнике. В качестве элементов орнамента использовать знакомые детям ломаные или волнистые линии и геометрические фигуры, которые следует симметрично расположить по сторонам листа и выделить центр орнамента. Работа должна вестись в аналогичной последовательности, от простого к сложному. Графические задания, направленные на формирование пространственных понятий способствует пониманию значений и употребления предлогов в предложениях.

Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв должна проводится в следующей последовательности:

- развитие зрительного гнозиса, т.е. узнавание;

- развитие зрительного анализа;

- дифференциация смешиваемых букв.

Для решения данных задач детям предлагается выполнить следующие упражнения, например находить и выделять контурные изображения предметов на «зашумленном» рисунке, дорисовывать контуры незавершённых объектов, уметь выделять контурные изображения наложенные друг на друга; сличать предметы по величине; находить аналогичные предметы на рисунках; уметь рисовать и дорисовывать симметричные фигуры и дорисовывать недостающие элементы изображения (рисунка).

На втором этапе обучению графомоторным навыкам дошкольников 5 – 6 лет следует научить детей:

- работать в тетради в крупную клетку;

- работать в тетради в крупную линейку;

На этом этапе следует использовать школьные тетради, однако детям 6-ти летние дети затрудняются выполнять мелкие изображения. При этом главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста является освоение их формы. В связи с этим размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе. Буквы в русской графике состоят из таких элементов как: короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочки с закруглением внизу, палочка с закруглением вверху и внизу, удлинённая вниз петля, удлинённая вверх петля, левые и правые полуовалы, овалы. Именно эти элементы должны быть освоены детьми в процессе подготовки к обучению письму в школе. Занятия по формированию графомоторный навык, это хорошая тренировка для внимания, памяти, различных мыслительных операций, пространственного ориентирования. В этот период полезно в общую систему занятий включить такие упражнения, как «Графический диктант», когда ребёнок изображает узор или фигуру по словестной инструкции – «влево, вправо, вверх, вниз». Или нарисуй дорожку, по которой едет машина, обведи по контуру какую либо фигуру, дорисуй фигуру, нарисуй такую же и т.д. Эти упражнения способствуют развитию внимания, зрительной памяти, зрительно-пространственному восприятию, способности концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, контролировать свою деятельность и получать навыки самостоятельной работы. Выполнение действий по инструкции взрослого приучает ребенка к методу школьного образования. Занятий по формированию графических навыков должны органично включатся в систему специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения дошкольника и не должны противоречить нормальному психофизическому состоянию 5 – 6 летнего ребенка. Тем более что дети даже с незначительными отклонениями в развитии нуждаются в охранительном режиме и специально организованных условиях обучения и воспитания.   

В качестве выбора рекомендуемых упражнений направленных на формирование графомоторных навыков мы рекомендуем использовать следующие методические пособия.

Пособия и книги, которые помогут в подготовке занятий по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста:

Бондаренко А.К. Словестные игры в детском саду. – М., 1977.

Бот О.С. Формирование движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология 1983, №1

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. — М., 1998.

Крунекчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: 2013.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: 2017.

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. – СПб. : 2015

Куцакова Л.В. Оригами. — М., 1994.

Мальцева И.В. Умелые пальчики: В 4 кн. — М., 1999.

Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997.

 Развивающие игры для дошкольников// Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.

Расскажи стихи руками// По мотивам английского фольклора. - М., 1992.

 Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. — СПб., 1997.

Синицын Е.И. Умелые пальчики. — М., 1998.

Щебеко В.Н., Ермак Н.Н. Поиграем в упражнения: творчество в двигательной деятельности дошкольника. — М., 1999.

Пособия, которые помогут в организации занятий по развитию оптико-пространственного ориентирования, ориентирования на плоскости листа, помогут в формировании буквенного гнозиса и зрительного образа букв:

Агеева С.И. Обучение с увлечением — М., 1991. — Ч. 1.

Александрова Е.С. Альбом для профилактики дисграфий. – СПб.: 2017.

Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. – М. 1997.

Арцищевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М.: 2017.

Бабаева Т.И. У школьного порога. — М., 1993.

Воробьёва Т.А. 85 уроков для обучения письму. – СПб.: 2018.

Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. 50 уроков для подготовки руки к письму – СПб.: 2018.

Дьяченко О.М., Веракса НЕ. Чего на свете не бывает? — М., 1994.

Екжанова Е.А. Узоры. Линии. Штрихи. – М. : 1017. 

Зак А. «Путешествие в сообразилию» или как помочь ребенку стать смышленым. — М., 1993.

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: 2003. – Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. 

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: 2003. – Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка.

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч 2. – М.: 2016.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 5 лет. – СПб.: 2017.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. СПб.: 2017.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеткам. СПб.: 2017.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: 2014.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. – СПб.: 2017.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М., 1990.

Никитин Б.П. Развивающие игры. — М., 1994.

Никитина А.В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб. 2010

Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: 1998 

Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: 2010.

Потапова Е.Н. Радость познания. — М., 1990.

Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения / М.: 2018. 

Преведникова И.И. Точка, точка, два крючочка. Для детей от 5-ти лет. – М.: 2016.

Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. - СПб.: 2017.

 Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1998.

Уварова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. – Москва: 2017

Уромова С.Е. Знакомимся с линией: Формирование графических навыков у дошкольников – СПб.: 2006.

Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1988.

Известно, что изобразительная деятельность является одним из основных видов детской деятельности, поэтому обучение технике изображения различных линий можно рассматривать и как обучение различным рисовательным движениям, т.к. графический навык реализуется и мотивирует детей на использование его в предметном и сюжетном рисовании. Так, например, волнистая линия используется в изображении моря, реки, озера, при рисовании морских, или каких либо других пейзажей с водой. Образец такой работы представлен на рисунке № 16

Рис.№ 16.

«Морской пейзаж».

Особенно часто в рисунках детей используется прямая линия. Она обозначает дорожки, контуры построек, элементы в изображении растений (стволы и ветви деревьев, стебли цветов, траву и т. д.). Кривые и замкнутые кривые используются при рисовании круглых и округлых изображений, например, людей или животных. Прерывистая линия изображает дождь или лучи солнца и т. д. Примеры сюжетных картинок с использование таких линий представлены на рисунках № 17 «Городской пейзаж»

  и № 18 «Горный пейзаж»

Рис.№ 17.

«Городской пейзаж»

Рис.№ 18.

«Горный пейзаж»

Безусловно, рисование, это наиболее понятный и близкий ребенку 5 – 6-ти лет вид деятельности, в котором реализуется его отношение к реальной действительности, эстетические чувства, игра, кроме того, в изобразительной деятельности большое место занимает речь. С точки зрения развития графических навыков в процессе изобразительной деятельности, изобразительная деятельность является основой для их формирования. В связи с выше изложенным значение изобразительной деятельности в дошкольном детстве необходимый и очень важный для дальнейшего развития ребенка вид деятельности.  

Наши задания являются вариативными в связи с особенностями образовательных потребностей детей.

Так, например, для изображения линий предлагаются следующие задания:

- для изображения прямой вертикальной линии детям предлагается рисовать, сначала, длинные вертикальные линии (дождик, лучи солнца, ниточки для воздушных шаров и т.д.), затем горизонтальные линии различной длинны (провести зайчика в гости к ежу, проведя прямую линию между двумя заданными точками.);

- для изображения горизонтальной изогнутой и ломаной линий детям предлагается рисовать узоры на разных предметах, например на чашке, платье, шляпе, диване и т.д. (в зависимости от лексической темы занятий логопеда и воспитателя); различного рода пейзажи (морские - для изогнутой, и горные для ломаной линии);

- для изображений пунктирных и штрих-пунктирных линий предлагаются задания, в которых нужно провести такие линни между двумя заданными точками, например, провести белочку к дереву (скачками); 

- работа по обучению штрихованию проводится с использованием различных трафаретов (где ребенку нужно заштриховать предмет внутри трафарета), различных раскрасок (с фактурным краем изображенных фигур и простых раскрасок). Учитывается и направление штриховок. Сначала это штрихование вертикальное (сверху вниз), потом горизонтальное (с лева на право) и затем косое штрихование (т.е. уклон линий штрихов должен быть примерно 50 – 60 градусов; направление линий с верху вниз наискосок).

 Для формирования у детей способности ориентироваться на плоскости листа и в клетке, как уменьшенной его копии используются следующие задания: «Укрась платок» или «Укрась коврик», где коврик – это лист формата А4 (постепенно формат листа уменьшается до формата А5 и А6). В процессе работы внимание детей обращается на углы и их названия (левый верхний, правый верхний, левый нижний, правый нижний), на центр листа (клетки) и способы его определения (путем проведения прямых линий от верхнего левого угла в нижний правый и от верхнего правого угла в нижний левый. Так, место пересечения линий будет центром клетки). Один из примеров подобных работ представлен на рисунке № 19. Детям предлагается украсить коврик различными видами линий и их сочетаний. 

Рис. №18.

Задание «Укрась коврик»

Приведем пример конспекта одного из таких занятий.

Ход занятия

Дети входят в группу и встают кругом.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте скажем, кто стоит справа от вас. Я начну! Меня зовут Ольга Александровна, справа от меня стоит … .

Дети: Продолжают.

Педагог: Хорошо, ребятки! Теперь, за парту сядет тот, кто назовет мне одно домашнее животное. (кошка, собака, свинья, корова, коза, овца, лошадь, хомяк, морская свинка, кролик ).

Педагог: Ребятки, есть ли у вас дома собаки? Каких размеров они бывают? Какая у них шерсть? Какой породы собаки живут у вас дома? Любите ли вы своих четвероногих питомцев?

Дети дают ответы, логопед подводит тему занятия.

Педагог: Как вы думаете, ребята, трудно ли нарисовать собаку?

Дети отвечают, а затем логопед предлагает им попробовать нарисовать собаку на своих рабочих листах. Несколько детей, по их желанию, педагог приглашает к доске для изображения собаки на доске. 

Педагог: Ну как ребята сложно было?

После выполнения задания логопед хвалит детей.

Педагог: Ребята, сейчас мы с вами нарисуем сразу трех собак и узнаем, кто же нам в этом поможет.

Педагог читает стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших – точка, линия и штрих»:


Дорогие мои дети,

Много есть чудес на свете.

Смело их рисуют люди:

Это яблоко на блюде,

                            

Дом, забор, собака, миска,

Вертолет, корабль и киска,

Сковородка, стол, вагон,

Дерево, магнитофон.

Только кто же их создал,

а точней нарисовал?

Три приятеля больших -

Точка, линия и штрих!

Штрих – от линии кусочек,

Точка – маленький кружочек,

Ну, а линия большая,

И прямая, и кривая,

Может в шарик превращаться

И в зигзаги изгибаться,

Может сеточки плести,

Ведь она всегда в пути

По секрету всему свету

Я хочу совет вам дать.

Подружиться с ними можно

Научившись рисовать!

Точкой, линией, штрихом

Можно буквы написать

И зверей изображать –

Что хотите рисовать.

Только помните, друзья,

Рисовать старательно –

Это обязательно!

Вот!!!


Педагог предлагает детям взять шаблоны, лежащие на краю стола, и при их помощи разделить лист на три части.

Педагог: Ребята, положите листы бумаги перед собой. На краю ваших столов лежат треугольные шаблоны. С их помощью разделите свой лист ни три части. Вам нужно приложить треугольник к листу и обвести его.

Педагог обращает внимание на то, как правильно держать карандаш (контролируя правильность захвата), напоминает, сто второй рукой (необходимо придерживать шаблон и лист). Выполняя обведение шаблона, дети комментируют свои действия сопряженно с педагогом.

Педагог и дети: ставим точку вверху треугольника и ведем линию в нижний правый угол. Дальше ставим точку вверху треугольника и ведем её в нижний левый угол.

Педагог: Посмотрите, сколько треугольников у вас получилось? (Три). Поставьте указательный палец в верхний левый угол листа и проведите по контуру каждого треугольника. Как я. (Педагог проводит пальцем по контурам, комментируя свои действия: левая сторона левого треугольника, правая сторона левого треугольника, верх левого треугольника, левая сторона центрального треугольника, низ центрального треугольника, правая сторона центрального треугольника, правая сторона правого треугольника, верх правого треугольника, левая сторона правого треугольника. Дети повторяют действия и слова за ним).

Педагог: По левой стороне треугольника поставьте точки, считая их. (Одна точка. Две точки. Три точки. Четыре точки. Пять точек. Шесть точек. Семь точек. Восемь точек.). По правой стороне центрального треугольника проведем прерывистую линию. Я буду считать, а вы ставить черточки. На каждый счет по черточке. Слушайте внимательно! Начали! «Раз, два. Раз, два. Раз, два и т.д.».

Дальше педагог предлагает нарисовать солнышко в верхнем углу центрального треугольника.

Педагог: Ребята верху центрального треугольника нарисуйте солнышко. Солнышко какой формы? (Круглое!). Рисуем круг. От его краев проводим линии в стороны (влево, вправо, вниз, вверх) - лучики. Под солнышком нарисуем тучку. (На доске показывает несколько образцов рисования тучек).

Ребята, к нам в гости пришла собачка! Давайте с вами нарисуем её в центральном треугольнике! (На доске показывает поэтапно прием рисования собачки). Дети рисуют собачку.

Физкульт минутка:

Собака. У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью)

Педагог: Давайте придумаем имя нашей собачке.

Дети придумывают имя собачке. Например, Кузя.

Педагог: Кузя любит нюхать цветы. Здесь, в этом районе их растет очень много. Они такие разные: ромашки, колокольчики, одуванчики и розы. Давайте нарисуем для неё несколько цветочков! (Дети рисуют несколько цветов). А наша тучка будет поливать их дождиком. Смотрите, как! (Педагог рисует на доске штрихи от тучи вниз к земле и цветам.) Собачка Кузя очень любила гулять и убежала из своего района очень далеко. Там тоже было солнце и тучки и цветы. Но они были совсем не похожи на те, которые были в её районе. 

Педагог рисует на доске штрихом солнце, тучи и цветы. Дети повторяют за ним на листе а правом треугольнике.

 Педагог: Кузя там встретила пса. Он был похож на неё, но совсем лохматый и не причесанный. Давайте нарисуем такого пса! Проводим линии сверху вниз; близко друг к дружке. Начали! (Педагог рисует на доске собаку при помощи штрихов. Дети повторяют изображение за ним.)

Педагог: Этот пёс был очень дружелюбным и весёлым. Кузя спросила у него, как его зовут. На что тот ответил: «Меня зовут…» Ребята, давайте придумаем ему имя! (Дети придумывают имя собачке. Например, Бобик).

Педагог: Кузя сказала Бобику, что она пришла из «Линейного» района и спросила у Бобика в какой район она попала. Он ей сказал, что этот район называется «Штриховой». Посмотрите ребята, в этом районе и вправду всё сделано из штрихов!

Физ минутка:

 (Под музыку)


Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмире.


 

Наш собачки пошли гулять дальше и попали в какой-то совсем незнакомый район! Там им повстречалась очень забавная собачка, которая представилась Кнопочкой. А она и вправду была вся в точках и напоминала кучку кнопочек. И всё в этом районе было из таких же точек, и цветы, и солнце, и тучи!

Педагог: Ребята, нарисуйте Кнопочку в левом треугольнике! (Показывает на доске пример изображения точечного рисунка собачки. Дети рисуют на листах.).

Педагог: Дети, вы уже догадались, в какой район попала Кузя и Бобик? (Дети отвечают). Верно в Точечный район! Наши собачки очень подружились и ещё долго играли все вместе! Но потом Кузя запереживала что её хозяин будет искать её стала собираться домой. Бобик и Кнопка тоже собрались идти домой. Собачки пожали друг другу лапки, попрощались и пошли по своим домам.

Педагог: Ребята, как назывался район в котором живет Кузя? А почему он называется именно так? А как называется район, в котором живет Бобик? А он почему называется именно так? А кто скажет, как называется район в котором живет Кнопка? Почему его так назвали?

Дети дают ответы.

Педагог: Три собачки с тех пор стали дружить и часто играть вместе. А иногда даже ходили друг к другу в гости.

Дети завершают рисунки. Педагог проводит выставку детских работ и проводит по ним беседу. Предлагает детям придумать свою маленькую историю про сегодняшних героев.

Изобразительная деятельность наряду с другими основными видами детской деятельности имеет особое значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Формирование разных видов изобразительной деятельности происходит на основе таких важнейших функций как, двигательные функции, всех форм восприятия, в том числе зрительного, пространственного, слухового и др.

Занятие рисованием, лепкой и аппликацией помогает детям ознакомится с различными материалами и художественными средствами, что тесно связано с сенсорным воспитанием. Изобразительная деятельность невозможна без целенаправленного восприятия и наблюдения. Для того, чтобы нарисовать или слепить какой-либо предмет необходимо проанализировать его внешние характеристики и узнать о его месте в предметном мире. В процессе изобразительно деятельности происходит развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение. На основе сходства предметов по форме, возникает способность обобщать способы изображения в рисунках и лепке; способность анализа развевается от более общего и простого различения, до более точного и тонкого. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет закрепить в сознании ребенка сам образ предмета и способы его изображения. 

Особая роль в изобразительном процессе принадлежит речи (как взрослого, как и речи самого ребенка). Речь позволяет сформулировать цель, замысел, способы и средства, последовательность изготовления продукта. Речь может заменить само графическое воплощение; по средствам речи оцениваются результаты продуктивной деятельности; дети дополняют рассказом изобразительную деятельность, что особо характерно в период формирования сюжетного рисования. Дети играют с персонажами своей художественной деятельности, что доказывает взаимовлияние видов детской деятельности. Занятия изобразительной деятельностью способствуют расширению лексической стороны речи, её коммуникативной функции и культурно-эстетическому воспитанию.

Занятие изобразительной деятельностью оказывает влияние на формирование нравственно-волевых качеств у дошкольника, которые выражаются в потребности и умении доводить начатое до конца, сосредотачиваться на своей деятельности, преодолевать трудности в обучении, помогать товарищу. Кроме того изобразительную деятельность необходимо использовать для воспитания у детей доброты, чувства справедливости, отзывчивости и других благородных чувств, которые помогут ребенку включится в учебную практику в школе и созданию новых межличностных отношений в школьном детском коллективе.

На пути формирования графомоторных навыков большое значение имеет обучение дошкольников разными видами изобразительной деятельности. Развитие рисовальных умений, оптико-зрительного восприятия, пространственного ориентирования на листе бумаги и другие навыки приобретенные ребенком в процессе изобразительной деятельности помогают ему справится с трудностями овладения навыками письма в школе.  

В образовательных программах дошкольных организаций изобразительная деятельность дошкольников отображена в соответствии с задачами обучения и воспитания дошкольников разных возрастных категорий и образовательных потребностей. В связи с этим основы формирования графомоторных навыков закладываются на разных этапах дошкольного детства. Однако формированию графомоторных навыков способствуют не только занятия изобразительной деятельностью, но и на ряду с ними физическое развитие, эстетическое воспитание, развитие речи и других важных аспектов необходимых для полноценного и гармоничного развития детей. Эти направления в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников осуществляются на занятиях специалистов образовательной организации. Так воспитатель в предметно-практическую деятельность детей может включать специальные дидактические игры, направленные на активизацию сенсорной сферы – восприятие формы предметов, цветов, пространственных характеристик и т.д. Развитию двигательных сферы детей, в том числе значительное внимание следует уделять развитию двигательных возможностей кистей рук. Подвижные игры, способствуют ориентированию в окружающем пространстве.

Занятия изобразительной деятельностью, как наиболее эффективно влияющие на формирование графомоторных навыков должны проводится систематически с учетом специфических особенностей детей. Особенно это относится к детям с ограничениями в развитии, в том числе к детям с нарушениями речи. Такая работа должна гармонично вплетаться в структуру каждого занятия, на протяжении всего периода обучения начиная с подготовительного этапа.

 

 












Выводы к третьей главе.

В связи с выше изложенным на пути формирования и развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР необходимо решить следующие задачи:

- развитие двигательных функций руки;

- индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его двигательных и других особенностей развития;

- развитие оптико-пространственного ориентирования на листе бумаги;

- обучение различным рисовательным движениям для более точного изображения форм предметов их пространственных отношений;

- активизация речевого сопровождения изобразительного процесса;

- развитие согласованного действие руки и глаза;

- включение элементов графем в изображения;

- создание эмоционально-положительного отношения к образовательному процессу.

 

Заключение

Целью выпускной квалификационной работы было разработать методические рекомендации по развитию и улучшения качества ГМН у старших дошкольников с ОНР средствами изобразительной деятельности. В первой главе данной работы были проанализированы литературные источники по этой проблеме. Анализ показал, что проблема формирования графомоторных навыков достаточно широко представлена и выступает как важнейший аспект в подготовке дошкольника с речевой патологией к обучению письму в школе. Тем не менее, значимость данной проблемы так велика, что требует ещё более глубокого изучения в связи с современными требованиями к школьному образованию. В связи с этим необходим поиск новых эффективных средств развития графомоторных навыков, что окажет влияние не только на письмо и грамотность учащихся, но и будет способствовать развитию ряда важнейших психофизических сторон ребенка. Графомоторные навыки находятся в прямой зависимости от навыков изобразительной деятельности, а именно тех, которые способствуют формированию рисовальных движений, оптико-пространственному восприятию, сенсорной сферы и др. Важным является и то, что изобразительная деятельность тесно связана с речью ребенка. Поэтому изобразительная деятельность может быть использована, как эффективное средство в формировании развития не только графомоторных навыков, но и различных речевых средств.

Вторая глава ВКР была посвящена экспериментальному исследованию особенностям графомоторных навыков у детей с ОНР III ур. Был проведен констатирующий эксперимент, анализ его результатов продемонстрировал уровень развития графомоторных навыков у участников экспериментальной группы и у группы сравнительного анализа. Сравнительный анализ показал, что графомоторные навыки у дошкольников с ОНР III отличаются от графомоторных навыков детей с нормативным речевым развитием, что показано на графике №….. Так дети из экспериментальной группы затруднялись в проведении прямых, ломаных и различных кривых линий, предложенных в тестовых заданиях. Они искажали форму предметов при копировании с образца, не дифференцировали эталоны геометрических форм, затруднялись в изображении симметричных фигур и их дорисовывании, плохо ориентировались на плоскости листа бумаги. Качество их рисунков снижалось за счет неравномерности нажима на карандаш и небрежности при закрашивании фигур. Коррекционно-развивающая работа по формированию графических навыков у дошкольников с ОНР предполагает целенаправленную работу, которая должна осуществляться всеми специалистами детского сада на основе профессионального взаимодействия. Участие родителей детей также может оказать положительное влияние на мотивацию детей к занятиям.

Нами в качестве эффективного метода обучения графомоторным навыкам детей с ОНР III ур. были предложены упражнения для навыков написания графем, которые затем включались в декоративные и сюжетные рисунки.

Таким образом дети могли реализовать свой умения в изобразительной деятельности, которая является одним из основных видов детской деятельности. Что повышает мотивацию детей к данным занятиям и формирует эмоционально-положительное отношение к ним.  

Учитывая необходимость формирования и развития ГМН у старших дошкольников были составлены конспекты занятий по обучению ГМН с использование изобразительной деятельности, которые можно рекомендовать для практического применения в дошкольных образовательных организациях.

 Таким образом, поставленные задачи ВКР были решены и достигнута цель данного исследования.

 

Список литературы

1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Развитие предметных действий на первом году жизни. Дис. …Канд. Пси-хол. Наук. Л., 1945.

2. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. – М. 1997. – 53 с.

3. Антонова Анфиса Викторовна Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. – Издательство и типография научно-методического центра Юго-Восточного окружного управления Московского комитета образования, 1997. – 54 с.: ил.

4. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М.: Советский художник, 1981.

5. Барменкова Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитиием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1996.

6. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с

7. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких, С. П. Ефимова — Тула: Арктоус, 2012.— 88 с.

8. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов/ М.М. Безруких – М.: Новая школа, 1996.– 48 с

9. Белякова ЛИ., Гаркуша Ю.Ф:, Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.

10. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. – М.,1991.

11. Бернштейн Н.А.. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, Издательство «Медицина», Москва (1966)

12. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста.— Вопр. психол., 1961, № 3.

13. Бот О.С. Формирование движений пальцев руку детей с общим недоразвитием речи. //Дефектология 1983, №I.

14. Венгер А.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: 1994.

15. Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969.

16. Венгер Л.А. Пилюгана Э.Г., Венгер Н.Б Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1969.

17. Власенко И. Т. Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. С. 122–167.

18. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 508 с.

19. Воронова А.П. Нарушение письма у детей. / А.П. Воронова / - СПб., 1994.

20. Выговский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 72с.

21. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2010. С. 306–359.

22. Гаврилушкина О.П. особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей школьного возраста: автореф. дис. …канд. педагог. наук. – М., 1979. – 18 с.

23. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Величина. Для детей 3 - 4 года. – М.: РОСМЭН, 2003. — 22 с. — (Развитие ребенка).

24. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С.Е, Гаврина, Н.Л. Кутявина.- М.: Просвещение, 2006. - 93с.

25. Газелл А. Педология раннего возраста. М. – Л., 1932. – 370 с.

26. Гальперин П.Я. Опыт формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии (3-8 июля 1953 г.). – М., 1954.

27. Гаркуша, Ю.Ф., Коржевина, В.В. Особенности общения детей с недоразвитием речи // Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под общ.ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 – 256 с.

28. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144 с: ил.

29. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста.: Москва: Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия, 2014. — 180 с.

30. Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М.: Высшая школа, 2005. - 351 с.

31. Грошенкова И.А. Изобразительная деятельность как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы: дисс. …канд. педагог. наук. – М., 1985. – 468 с.

32. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. / Е. В. Гурьянов.- М.: Просвещение, 2011.-87c..

33. Гуткинa, Н.Н. Mетодика «Домик». / Н.Н. Гуткиной. – M.,2007. 15. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2006.

34. Дилеро Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКМО-Пресс, 2001. – 272 с. Илл. (Психологический практикум: тесты).

35. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологческие основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.: ил.

36. Екжанова Е. А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: научно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

37. Екжанова Е.А. Форммирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети: проблемы и исследование. – Н.Новгород: НГПУ, 1993. – с 60-73.

38. Екжанова Е.А. Узоры. Линии. Штрихи : для детей 6-7 лет / Е.А. Екжанова. – М. : Просвещение, 1017. – 47 с. : ил. – (школа развития).

39. Ефимова С.П. Родителям будущего первоклассника / С.П. Ефимова, Е.П. Руссова. – М.: Классик Стиль, 2004. - …..

40. Жаренкова Г.И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Авторефферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / АПН СССР. Науч.-исслед.ин-т дефектологии. – Москва: [б. и.], 1967. – 20 с.

41. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М; 2013.

42. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для логопедов: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка. – 112 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

43. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гноциса и зрительно-предметной координации. – 184 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

44. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 160с.

45. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс]: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов/ Калягин В.А., Овчинникова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791.

46. Каменский Я.А. Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—1911.

47. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи: Пособие для логопеда. М., Просвещение, 1985. – 207 с.

48. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.: ил. – (Здоровье сберегающая педагогика).

49. Кершенштейн Г. Развитие художественного творчества ребёнка /пер.с нем. – М., 1914. – 196с.

50. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии : метод. пособие для педагога / [Кинаш Е.А.]. – М. : ПАРАДИГМА, 2010. – 80 с. : ил. – (Специальная коррекционная педагогика).

51. Князевa, М.Г. Тесты на определение ведущей руки. / М.Г. Князевa и В.Л. Вильдавский. – M., 2013.

52. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.

53. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М., 1973.

54. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. / М.М. Кольцова. М.: Просвещение, 2007. – 64с.

55. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования» Изд. 2-е. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.

56. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: просвещение, 1070. – 152 с.

57. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. /А.Н. Корнев – М.: Просвещение, 2006. – 181 с.

58. Корнев Н.А. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.

59. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.

60. Крунекчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»);

61. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»);

62. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»);

63. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста с церебральным паралисем: Монография. – м.: Типография «11-й формат». – 2010. – 123.

64. Купина Н. В., Конорева Л. В., Золотухина Л. И. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 46-48. — URL

65. Кутявина, Н. Л. Письмо. Проверяем готовность к школе. 6-7 лет. / С. Е. Гаврина, И.Г. Топоркова. – M., 2016.

66. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. – М.. 1961

67. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 2011. - Т.1. - С.27-28.

68. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами / Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина. - М., 1949. - 73 с.

69. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009, 318с.

70. Логопедия учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой – М.: Владос, 2007. – 703 с.

71. Лопатина М. В. Особенности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — Т. 15. — № 1(16). — Ч. 2. — С. 198–200.

72. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.

73. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.

74. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. — 1976. — № 1.

75. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей // вопр. психологии. – 1975. – 117 с.

76. Микадзе Ю.В. Чурсина Н.П. Готовность к школе 6-летних детей с общим недоразвитием речи: Сравнительный анализ различных видов диагностики // Вестник МГПУ Серия 14. Психология. 2002. № 4. с.67-76.

77. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков/ Г.Г.Мисаренко// Логопед. – 2004. – №2.– с.4-15.

78. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.

79. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед.ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. – 272с.

80. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240с.

81. Никитина А.В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб. – КАРО, 2010 – 96 с.: ил.

82. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. / Е.В. Новикова. - М.: Просвещение, 2007. – 34с.

83. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «академия развития», 1998. – 240 с., ил. (серия «Игра, обучение, развитие, развлечение»);

84. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. – Орехово-Зуево, 1923.

85. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва : Эксмо, 2015 – 320 с. : ил.

86. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др./Под ред. Л. В. Кузнецовой — . М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

87. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 152 с.

88. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.: Просвещение, 1996.

89. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1980. — 223 с.

90. Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 96 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе») (5.1; II-1)

91. Ремезова Л.А. Методическое пособие - Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. – Т., 2001

92. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- с. 57-99.

93. Сакулина Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности// Дошк. Воспитание. – 1969. – 5. – с. 57-99.

94. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и дпо. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л вкл.

95. Смирнов А. А. Детские рисунки. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. Ильясова, В. Луядис. – М.: Педагогика, 1980. 

96. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./НИИД АПН СССР.- М., 1978.

97. Ткачева М.В. От линии к линии (Рабочая тетрадь). – М.: Дрофа, 2010 г

98. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 32 с.

99. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. —СПб., 1994.

100. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: пособие для учителя /Р.Д. Тригер – Смоленск: ООО Изд-во: «Ассоциация XXI век», 2000. – с. 80

101. Ульянова Р.К. Коррекция общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. // Дефектология — 1988 №4 С. 66-70.

102. Уромова С.Е. Знакомимся с линией: Формирование графических навыков у дошкольников. – СПб.: КАРО, 2006. – 64 с.: ил.

103. Усанова О.Н., Гаркуша Ф.Ю. Синякова Т.Н.. Шаховская С.Н., Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва, 2011. 

104. Усанова. О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности внимания детей с моторной алалией. – М., 1985

105. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : МГЗПИ, 1991. – 188 с.

106. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1959. – 160с.

107. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «академия», 2003. – 240 с.

108. Шванцара Л. Шванцара Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. – Прага: Мед. изд-во «АВИЦЕНУМ» , 1978. – с. 202-218.

109. Элтон, Д., Методика исследования состояния графических навыков / Д. Элтон, Д. Тейлор. – 2006.

110. Элькоин Б.Д. Избранные психологические труды / Д.Б. Элькоин. – М. : Педагогика, 1989.

111. Элькоин Д.Б., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. – 1963. - № 5

112. Eng H. The psychology of children IS drawings. – London: Routledge & Kegan, 1954. – 223p.

113. Freeman J. Gifted Children.– Lancaster, 1980. 292 p.

114. Hayden A.N. Smith R. K. Mainstreaming Pre-schoolers: children with Learning Disabilities. – Washington: U.S. Government Printing Office, 1978. – 134p.

115. Lowenfeld, Victor. The Nature of Creative Activity. New York: Harcourt Brace, 1939.

116. Luquet G, H. Le dessin enfantin. – Paris: Alcan, 1927.

117. Piaget, J. and Inhelder, B. (1969) The Psychology of the Child. Basic Books, New York.

118.  Selfe L. Normal and anomalous representational drawing ability in children. – London e.a.: Acad. Press, 1983. – 251p.

119. The Psycology of Gifted Children: Perspective on Development and Education /Ed. By J. Freeman. — Chichester: Wiley, 1985, 414 p.

120. Willatt D.J. The prognosis and management of idiopathic vocal cord paralysis / D.J. Willatt, P.M. Stell // Clin. Otolaryngol.-1989.-Vol. 14.-P. 247-250.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР с использованием изобразительной деятельности.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1338.